Вильям Шекспир
Гамлет 
18+
трагедия в одном действии

О спектакле «Гамлет»

Премьера состоялась в 2018 году.

На нашей сцене самая знаменитая пьеса мировой драматургии. В ней как в зеркале отражается каждая эпоха. Каждое время выбирает своего «Гамлета». История мести, любви, борьбы за власть, предательства и верности, наконец, история человеческого духа – за четыре века театры предлагали самые различные версии.  Каким предстанет Гамлет в начале 21-го века в постановке Дениса Хусниярова, молодого режиссера, номинанта «Золотой маски»?  

Денис Хуснияров: «Если «весь мир — тюрьма» с бетонными стенами, есть ли свобода в следовании судьбе или противостоянии ей? И если «быть» возможно только через «не быть» — как все, стать человеком без сердца, без души, без личности, погребенным под гнетом машины смерти, перемалывающей всех. Холодный, антиутопичный мир «Гамлета» реален до предела, а выбор необходим, но невозможен...»

 

Творческая группа
Денис Хуснияров
Режиссер-постановщик
Александр Мохов Мария Лукка
Художники-постановщики
Игорь Фомин
Художник по свету
Александр Любашин
Режиссер по пластике
Виталий Истомин
Композитор

Статьи и новости о спектакле

«Гамлет» как набор театральных пробников

Одна из главных категорий новой интерпретации «Гамлета» – театральность. 

Гамлет. Диалог с бессознательным

«Гамлет» молодого режиссера, номинанта «Золотой маски», -  современен и динамичен, многогранен и сложен, ярок и эмоционален…

Отзывы

Зритель
28 апреля 2018

Прямо накануне главного выбора страны - на ижевской сцене Денис Хуснияров из Санкт-Петербурга осуществил постановку шекспировской трагедии. С ним работала  целая группа: художники, хореограф - представляющая «город на Неве». Интервью они не давали. Замыслов никому не раскрыли, до поры, пока желающим можно стало  убедиться на генеральных репетициях: что «про сегодня» постановка.  ....Нет, не про  каждого.  Про  сильных мира сего и про побочный ущерб... Так называют  в военных фильмах «плохо поддающиеся учёту» жертвы среди населения.

«Гул затих....» И Гамлет  «вышел на подмостки».  Практически, на сцену вскочил и, конечно, именно со словами того самого  монолога:  «Быть или не быть? Вот в чем вопрос!  Достойно ль смиряться под ударами  судьбы....»  и далее по тексту. И по всему сцендействию  в почти 2 часа -  на разные голоса, с разной интонацией в разных мизансценах - будет произноситься вот это «быть или не быть».  Но главное, как выяснится - не начало монолога, не вопрос о выборе,  а  тот афоризм, высказывание, которое звучит уже к концу знаменитого отрывка пьесы, неразрывно связанного в сознании с принцем Гамлетом.

Он ведь выбирает... Как нам казалось, читая сам текст Шекспира. Убить или не убить (как покарать изменника-дядю) ? Или смириться с убийством отца, с несправедливостью властителя, и не только его, а вообще, несправедливостью устройства этого  мира. Как известно, пословицей стали его слова, что Дания (место действия пьесы, вообще-то) - тюрьма.  И следующая реплика: мол, да и весь мир - тот еще застенок, не лучше. А далее - снова великая мысль.... «Сами по себе вещи не бывают ни хороши, ни плохи, а лишь  с нашей оценкой»  обретают эти свойства.

Гамлет ходит по кругу стен внутренней тюряги  -  решением сценографа А.Мохова декорация замкнутой крепости может отражать,  как и его личную несвободу,  как лидера страны. Но может отражать и положение  - «вновь железные занавеси» со всех сторон. Свободы нет в этом (нашем) мире - ни внутри, ни снаружи. Но щели в тюремных стенах сценограф оставил. Какие сущности просачиваются в это безнадежно «закрытое место»? Молодые артисты из массовки - представляют собой пластическое воплощение... Но что же это? Может,  дементоры нашего персонального «Азкабана» ( см книжки о Г. Поттере)? Выразительны  и устрашающи они, когда сбиваются «в кучку», в единую группку. А так - тени  в почти бесцветных одеждах. Может, мыслеформы ходячие,  может  ходячие же мертвецы. Мало ли народу положили,  пока  между собой за власть боролись братья: Клавдий и старший Гамлет…

Вот и ответ. Оставшийся в живых Клавдий (молодой актёр В.Истомин) - транслирует свои выступления через микрофон на стойке. Элегантный костюм (черный в начале спектакля). Рядом  элегантная - в белоснежном пиджаке-пальто, молодая жена Гертруда (изящная  актриса Д Гришаева). Наследница  Гамлета-старшего именно  вдовствующая королева. С  обладания ею теперь началась власть Клавдия.

 Судя по сближению возраста, так сказать, теперешнего Гамлета-сына, и его мамы, рискнем предположить, что  это почему-то важно для постановщика. Может, такой запомнилась принцу Гамлету - юная мама из его детства? Ну, или он уже в начале этого действа - за гранью человеческого разуменья, и ему представляются искаженными все явления и предметы. Конечно, для нынешнего Гамлета (читай королевича, наследника) важно его отношение к умершему обожаемому отцу. Он мнит его идеалом правителя. А еще - важна будущему королю и мать. Каким он становится рядом с ней? В её присутствии в одной с ним мизансцене, Гамлет   будто стремится уменьшиться, норовит «свернуться в позу эмбриона»,  для возвращения в безмятежность утробы. Есть ли она, королева-мать, или сын только видит ее в галлюцинациях?  Автор постановки ( Денис Хуснияров)  наводит на такие соображения.

Тут важный вопрос.  В случае  свершения своего суда  над  дядей-узурпатором  этот, конкретный принц ГАМЛЕТ,  в короли  «пойдет баллотироваться»  - уже будучи безумным?

Кажется, в шекспировском сюжете Гамлет-принц   все ж хитрит и «играет роль безумного», чтоб запутать врагов, чтоб легче было подобраться к организаторам убийства Гамлета старшего. А здесь - он сразу душевнобольной, что ли?

В этой трактовке призрак отца не зря вселяется  в тело молодого Гамлета . Именно его надтреснутым голосом  «измененного сознания» - вещает об обстоятельствах убийства и призывает помнить, то есть - мстить за него. По моему разумению, значит, режиссер показывает, что Гамлет-джуниор уже давно ходит по грани – норм- не норм.

Итак, место действие - тюрьма, высасывающая из души надежду , что все может полюбовно решится,  в случае , если папа «откинулся по естественной причине». Тут – «век свободы  (воли) не видать никому».   Могила для них - освобождение

Итак, «массами овладевает идея» - готовить преступление против действующего короля. О,  ужас! Мы знаем, тот, кто мстит, пусть роет две могилы. Тут их (зияющих пустот) будет « ..ва туча». Трагедия, однако. Кроме шуток, вот зачем, перед «выборами» рассказывать, что у молодого человека во власти нет, в принципе, выбора, кроме  как действовать по  схемам этой самой власти. То есть - бей, руби, ври, трави... И будет власть у тебя. И тут-то ты - в идеале – наконец, «освободишь, осчастливишь, накормишь, простишь и полюбишь».  Ой, ли?

Кстати, о словах, которые Гамлет, как известно, читает в книге  «слова-слова-слова».   Шпион его дяди Клавдия - царедворец Полоний ведет с ним беседу, надеясь выведать его дальнейшие  планы. Мол, что читаете в книге, милорд?  Ответ: «СЛОВА»  и так трижды.  Слова в трактовке режиссера Хусниярова  - «ветшают, как платье...»  И их заново уже не заставишь воссиять.  Все врут.  Все «травят свои байки».

Все говорят одно , думают другое, поступают ,вообще  иначе. И я перевираю, говоря «царедворец» . Это неверно  по отношению к Полонию в спектакле Хусниярова.  Полоний здесь  -«верноподданный» нового короля Клавдия.

У Полония есть сцена с сыном, с дочкой Офелией, а еще - с  новым королем и королевой. Да, он приближен к ним. Но кто он, приближённый? Сына он стремится отправить в отъезд, «в эмиграцию» - вон  с этой «грустной планеты», вон  из владений Гамлет(-ов) и Клавдия. Подальше, подольше, с самыми большими чемоданами, чтоб устроился там и не возвращался с  чужбины. Мы уже знаем, что это путешествие из тюрьмы  - в тюрьму. Возвращается в прямом смысле «к отеческим» и сестринскому гробам, то есть «кругами движется» Лаэрт - сын Полония. (Полония-простака играет Алексей Агапов)

Гамлету-младшему Полоний врёт из страха, исполняя волю  сильных мира сего. Полоний - понятен. Мне жаль его. И я  из зрителей - тоже «Полоний». Нет разницы между нами. Кто здесь Полоний?  Маленький человек?  У него сын  «за кордоном». У него тут - дочка. Маленькая, хорошенькая, живая и ласковая Офелия. Им семейного счастья  не будет.  В чем он (Полоний) провинился, желая, чтоб его дети и его замыслы (пусть, наверное, «без размаха») держались от «барских любовей» подальше... и выжили?  Не умеешь свой интерес в своих чемоданах отыскать, вытащить, предъявить и навязать - будешь делать, что скажут...

Может, Полоний и делал мерзкие делишки, выгораживая близких, но ведь не он Короля, Гамлета-отца порешил. «Суду не представлено» свидетельств о том, что он был в курсе по поводу готовящегося убийства... «способом внесения яда в ухо»...

А  Гамлет-сын, как известно, ведёт отсчёт убийств. Первый в этот ряд попадает Полоний, Гамлет путает его с Клавдием за занавесью материнской спальни.  И не смущается этот наш с вами Гамлет… Убивая «никого не жалко, никого, ни себя, ни его...»  Мол, тут вышел «побочный ущерб»  от справедливой войны. Боже, опять актуально...

Среди  принцев и королей, судя не по внешности, а по действиям - один другого не краше... Нет, в предыдущем и следующем особых отличий – разница невелика, как если б  был у власти тот же самый.

Так вот режиссер, по-моему, сильнее, чем их, властелинов тюремного датского околотка ненавидит  только  средства информации. И правильно.  Фейковые новости, по меньшей мере  виртуознее готовятся, творчески, «с огоньком». С помощью «микрофонов и усилителей»  (считай НЛП программ) - можно «играть ,как на флейте» на людях. Что за пыль и ядовитый дым идет к нам в уши - в пропаганде и объяснении событий! У кого-то «монополия на правду»?  Сомневаюсь нынче, бывает ли она, правда-истина-на всех единая. Как писал Григорий Горин: «Правда - то, что в данный момент принято ею считать».

Убив Полония, Гамлет-младший   все больше напоминает кого-то еще, наверное, Гамлета- старшего, «отравленного\отправленного в мир иной» папу...  Все больше черного в наряде, чернеет шапка, натянутая на уши. И с переменой внешней, и в манерах - все больше фамильярности к младшему брату, Клавдию. Мелькает у меня гипотеза, что, так  его достал старшой, прям  чуть не довел до смерти - и «Авель»  стал сам убийцей, опередив «Каина», и занял его место на престоле… Клавдий проходит путь к некоторому «номинальному», словесному стремлению каяться. По решению художника  (Мария Лукка) его костюм в продолжении действия из черного  -  белеет, а сам Клавдий в одной из сцен вдруг резко седеет и дряхлеет. На смену ему выскакивает полуобнаженный, как «новорожденный» - Гамлет-младший. Так  происходит  круговорот «Клавдиев –Гамлетов»  в природе?

Выбор «быть или не быть» - Гамлеты с Клавдием тут отменяют. Этот Гамлет (в исполнении Игоря Василевского) доходчиво воплощает идеи Д. Хусниярова об этом персонаже  и  о его предшественнике, отце-призраке. И это одна из находок режиссера - разбить мой  стереотип об «идеальном» отце Гамлета

А теперь – о других акцентах в знаменитом монологе «быть иль не быть?». На мой взгляд, произносившие эти строки и Гамлет- мл, и другие ...здесь ударяют на следующие  мысли. Никто не делает здесь выбор  - смириться ....или оказать сопротивленье.  А выбирают  другое...  Внимание!  Шекспир (перевод - Б. Пастернак)

 « …Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался,  не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться..."

И так поступаем мы - все и почти всегда???

А вот финал не столь смел, как остальное действо Д Хусниярова, толкнувшее мою седую голову к странным ассоциациям с сегодняшним днем. Так вот, в конце, из уст Гамлета-мл. звучит слишком много слов, назидательных фраз. Здесь к режиссеру претензия. Кажется, с грехом пополам – мы, наконец, додумались, что слова, оценки и мысли есть вещи субъективные, односторонние, часто затёртые, искаженные и «отравленные».

 Возможно, потому сам Шекспир дал Гамлету – принцу в его последних репликах два слова на финал трагедии: «Дальше – тишина»  (в других переводах «Дальнейшее -молчание").............................................................................................

Анна Камашева
17 марта 2018

В Русском драматическом театре Удмуртии премьера. Классический “Гамлет” в совсем неклассической постановке Дениса Хусниярова. Обычно я не хожу на первые показы, жду, когда актеры сыграются, режиссер что-то откорректирует, но в этот раз решила рискнуть. Была готова ко всему, но только не к тому, что произошло. Я впервые за всю свою историю посещений этого театра искренне стоя (!!!) аплодировала! Премьеры такими не бывают! Полное ощущение, что его играют минимум несколько месяцев. Настолько все слажено, четко и не наиграно. 

Не знаю, в чем секрет спектакля. В сильной питерской команде, в подборе актеров или в технических возможностях театра. Здесь всё сложилось воедино. Смелость режиссера я оценила с первых минут. Перед началом спектакля и традиционной просьбой отключить мобильные телефоны закадровый голос рассказывает в нескольких предложениях всю пьесу Шекспира. Кто кому кем приходится, с кем что произошло, ну и главный “секрет” для не читавших - все в конце умирают. Зрители шушукаются: “Всё понятно, можно идти домой.” Дерзко и вызывающе. Мне уже нравится! После такого откровенно спойлерного начала не знаешь, что ожидать от режиссера. Дальше всё ещё более непредсказуемо. Гамлет появляется в кроссовках и толстовке из зрительного зала...И понеслось! Всё, дальше раскрывать секреты не буду. Диалог Гамлета с Гертрудой, сцена самоубийства Офелии, заключительный монолог и сам финал. Это лучше видеть вживую! 

Далеко не все коды и шифры режиссера я смогла разгадать, но это не помешало общему восприятию. Я получила невероятное эстетическое удовольствие. Александр Мохов и Мария Лукка создали настолько простую и одновременно удивительную сценографию, что я несколько раз ловила себя на мысли: “Боже, как это красиво!”. Декорации “Гамлета” служат не вуалированием возможных недостатков,а созданием необходимой атмосферы, захватывающей и погружающей в себя зрителя. Всего три основных цвета: черный, белый и красный рисуют картину происходящего и выставляют акценты. В дополнение к этому световое оформление Игоря Фомина, музыка Виталия Истомина, всё удивительно гармонично и неотъемлемо друг от друга. Ну и конечно актеры! Чудесный, сильный, слаженный состав. Денису Хусниярову и режиссеру по пластике Александру Любашину удалось раскрыть многие их таланты. Пластика в этом спектакле вообще отдельная тема для восхищения. Такого уровня на ижевской сцене не было никогда! В главной роли - большая находка для театра - Игорь Василевский. Меня он покоряет каждой своей работой и становится своеобразной гарантией качества постановки. 

Хочу поздравить театр с рождением нового сильного, качественного спектакля, который может конкурировать с лучшими театрами России. А также порадоваться заметным изменениям политики театра, качественной постепенной смене репертуара и мощному укреплению режиссерской составляющей. Сегодня вы превзошли себя и пусть это будет только началом! 

Анна Шабалкина
16 марта 2018

БРАВО! БРАВО! БРАВО! Вот это Шекспир! Вот это Гамлет!!! У меня даже нет слов. Но все же попробую передать увиденное. Мне казалось, что я попала в другое измерение, заблудилась в лабиринтах яви и сна, мне казалось, что все вокруг сошло с ума. Страх, потерянность, драйв, адреналин, безумие. Спектакль - "живой оголенный нерв". Образ Гамлета само олицетворение той сути, что он в себе несет. Этот его красный бомбер со звездой на груди, словно кричит сам за себя - Я РЕВОЛЮЦИЯ! Ухо. Огромное Ухо - ГРОМАДА ВСЕГО МИРОЗДАНИЯ. В нем образ жизни и смерти. И когда Гамлет, обнаженный, ложится в это ухо, он сразу возвращается к своим истокам...рождению, началу, он словно в утробе матери. Быть или не быть? Вот в чем вопрос. БЫТЬ. БРАВО! Это было нереально красиво, поэтично, образно, сильно!!!!

Айгуль Низамбиева
16 марта 2018

Восторг, счастье, безумие, шок, радость, ликование, удивление, потрясение. ТАКИХ эмоций от театра я прежде не испытывала. Действие завораживает, интригует. Сплошные неожиданности. Сколько присутствует метафоры, олицетворения, гиперболы, аллегории? А сколько скрытого подтекста в каждом слове, жесте актёра? Осмыслить всё сразу нереально.

А как насчёт начала? Начало спектакля начинается прямо из зала. Нет, не где-то с чёрного входа/выхода. А прямо с самого зала. «Гамлет» просто всё это время сидел среди нас. Ну разве это не отсылка?

Что ещё хочется отметить, так это то, что действие нельзя отнести к какой-то определённой эпохе. У действия нет границ. 

Декорации, спецэффекты - всё было бомбически, на высоте. 

Игра актёров - низкий поклон. Отдельное спасибо столь харизматичному  «Гамлету». Звук в данной постановке - само произведение искусства. 

Уже почти сутки прошли, а я до сих пор не могу отойти от столь потрясающего спектакля. 

Спасибо прекрасным актёрам и талантливому режиссёру за ФЕЕРИЧНУЮ премьеру!

Общая оценка
0 / 10
Зрелищность
Актерский состав
Режиссура

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 18+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Постановочная группа

Денис Хуснияров
Режиссер-постановщик
Александр Мохов
Художники-постановщики
Мария Лукка
Художники-постановщики
Игорь Фомин
Художник по свету
Александр Любашин
Режиссер по пластике
Виталий Истомин
Композитор
Денис Пономарев
Видео

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 18+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Статьи и новости о спектакле

«Гамлет» как набор театральных пробников

Одна из главных категорий новой интерпретации «Гамлета» – театральность. 

Гамлет. Диалог с бессознательным

«Гамлет» молодого режиссера, номинанта «Золотой маски», -  современен и динамичен, многогранен и сложен, ярок и эмоционален…

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 18+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Отзывы о спектакле 4

Зритель
28 апреля 2018

Прямо накануне главного выбора страны - на ижевской сцене Денис Хуснияров из Санкт-Петербурга осуществил постановку шекспировской трагедии. С ним работала  целая группа: художники, хореограф - представляющая «город на Неве». Интервью они не давали. Замыслов никому не раскрыли, до поры, пока желающим можно стало  убедиться на генеральных репетициях: что «про сегодня» постановка.  ....Нет, не про  каждого.  Про  сильных мира сего и про побочный ущерб... Так называют  в военных фильмах «плохо поддающиеся учёту» жертвы среди населения.

«Гул затих....» И Гамлет  «вышел на подмостки».  Практически, на сцену вскочил и, конечно, именно со словами того самого  монолога:  «Быть или не быть? Вот в чем вопрос!  Достойно ль смиряться под ударами  судьбы....»  и далее по тексту. И по всему сцендействию  в почти 2 часа -  на разные голоса, с разной интонацией в разных мизансценах - будет произноситься вот это «быть или не быть».  Но главное, как выяснится - не начало монолога, не вопрос о выборе,  а  тот афоризм, высказывание, которое звучит уже к концу знаменитого отрывка пьесы, неразрывно связанного в сознании с принцем Гамлетом.

Он ведь выбирает... Как нам казалось, читая сам текст Шекспира. Убить или не убить (как покарать изменника-дядю) ? Или смириться с убийством отца, с несправедливостью властителя, и не только его, а вообще, несправедливостью устройства этого  мира. Как известно, пословицей стали его слова, что Дания (место действия пьесы, вообще-то) - тюрьма.  И следующая реплика: мол, да и весь мир - тот еще застенок, не лучше. А далее - снова великая мысль.... «Сами по себе вещи не бывают ни хороши, ни плохи, а лишь  с нашей оценкой»  обретают эти свойства.

Гамлет ходит по кругу стен внутренней тюряги  -  решением сценографа А.Мохова декорация замкнутой крепости может отражать,  как и его личную несвободу,  как лидера страны. Но может отражать и положение  - «вновь железные занавеси» со всех сторон. Свободы нет в этом (нашем) мире - ни внутри, ни снаружи. Но щели в тюремных стенах сценограф оставил. Какие сущности просачиваются в это безнадежно «закрытое место»? Молодые артисты из массовки - представляют собой пластическое воплощение... Но что же это? Может,  дементоры нашего персонального «Азкабана» ( см книжки о Г. Поттере)? Выразительны  и устрашающи они, когда сбиваются «в кучку», в единую группку. А так - тени  в почти бесцветных одеждах. Может, мыслеформы ходячие,  может  ходячие же мертвецы. Мало ли народу положили,  пока  между собой за власть боролись братья: Клавдий и старший Гамлет…

Вот и ответ. Оставшийся в живых Клавдий (молодой актёр В.Истомин) - транслирует свои выступления через микрофон на стойке. Элегантный костюм (черный в начале спектакля). Рядом  элегантная - в белоснежном пиджаке-пальто, молодая жена Гертруда (изящная  актриса Д Гришаева). Наследница  Гамлета-старшего именно  вдовствующая королева. С  обладания ею теперь началась власть Клавдия.

 Судя по сближению возраста, так сказать, теперешнего Гамлета-сына, и его мамы, рискнем предположить, что  это почему-то важно для постановщика. Может, такой запомнилась принцу Гамлету - юная мама из его детства? Ну, или он уже в начале этого действа - за гранью человеческого разуменья, и ему представляются искаженными все явления и предметы. Конечно, для нынешнего Гамлета (читай королевича, наследника) важно его отношение к умершему обожаемому отцу. Он мнит его идеалом правителя. А еще - важна будущему королю и мать. Каким он становится рядом с ней? В её присутствии в одной с ним мизансцене, Гамлет   будто стремится уменьшиться, норовит «свернуться в позу эмбриона»,  для возвращения в безмятежность утробы. Есть ли она, королева-мать, или сын только видит ее в галлюцинациях?  Автор постановки ( Денис Хуснияров)  наводит на такие соображения.

Тут важный вопрос.  В случае  свершения своего суда  над  дядей-узурпатором  этот, конкретный принц ГАМЛЕТ,  в короли  «пойдет баллотироваться»  - уже будучи безумным?

Кажется, в шекспировском сюжете Гамлет-принц   все ж хитрит и «играет роль безумного», чтоб запутать врагов, чтоб легче было подобраться к организаторам убийства Гамлета старшего. А здесь - он сразу душевнобольной, что ли?

В этой трактовке призрак отца не зря вселяется  в тело молодого Гамлета . Именно его надтреснутым голосом  «измененного сознания» - вещает об обстоятельствах убийства и призывает помнить, то есть - мстить за него. По моему разумению, значит, режиссер показывает, что Гамлет-джуниор уже давно ходит по грани – норм- не норм.

Итак, место действие - тюрьма, высасывающая из души надежду , что все может полюбовно решится,  в случае , если папа «откинулся по естественной причине». Тут – «век свободы  (воли) не видать никому».   Могила для них - освобождение

Итак, «массами овладевает идея» - готовить преступление против действующего короля. О,  ужас! Мы знаем, тот, кто мстит, пусть роет две могилы. Тут их (зияющих пустот) будет « ..ва туча». Трагедия, однако. Кроме шуток, вот зачем, перед «выборами» рассказывать, что у молодого человека во власти нет, в принципе, выбора, кроме  как действовать по  схемам этой самой власти. То есть - бей, руби, ври, трави... И будет власть у тебя. И тут-то ты - в идеале – наконец, «освободишь, осчастливишь, накормишь, простишь и полюбишь».  Ой, ли?

Кстати, о словах, которые Гамлет, как известно, читает в книге  «слова-слова-слова».   Шпион его дяди Клавдия - царедворец Полоний ведет с ним беседу, надеясь выведать его дальнейшие  планы. Мол, что читаете в книге, милорд?  Ответ: «СЛОВА»  и так трижды.  Слова в трактовке режиссера Хусниярова  - «ветшают, как платье...»  И их заново уже не заставишь воссиять.  Все врут.  Все «травят свои байки».

Все говорят одно , думают другое, поступают ,вообще  иначе. И я перевираю, говоря «царедворец» . Это неверно  по отношению к Полонию в спектакле Хусниярова.  Полоний здесь  -«верноподданный» нового короля Клавдия.

У Полония есть сцена с сыном, с дочкой Офелией, а еще - с  новым королем и королевой. Да, он приближен к ним. Но кто он, приближённый? Сына он стремится отправить в отъезд, «в эмиграцию» - вон  с этой «грустной планеты», вон  из владений Гамлет(-ов) и Клавдия. Подальше, подольше, с самыми большими чемоданами, чтоб устроился там и не возвращался с  чужбины. Мы уже знаем, что это путешествие из тюрьмы  - в тюрьму. Возвращается в прямом смысле «к отеческим» и сестринскому гробам, то есть «кругами движется» Лаэрт - сын Полония. (Полония-простака играет Алексей Агапов)

Гамлету-младшему Полоний врёт из страха, исполняя волю  сильных мира сего. Полоний - понятен. Мне жаль его. И я  из зрителей - тоже «Полоний». Нет разницы между нами. Кто здесь Полоний?  Маленький человек?  У него сын  «за кордоном». У него тут - дочка. Маленькая, хорошенькая, живая и ласковая Офелия. Им семейного счастья  не будет.  В чем он (Полоний) провинился, желая, чтоб его дети и его замыслы (пусть, наверное, «без размаха») держались от «барских любовей» подальше... и выжили?  Не умеешь свой интерес в своих чемоданах отыскать, вытащить, предъявить и навязать - будешь делать, что скажут...

Может, Полоний и делал мерзкие делишки, выгораживая близких, но ведь не он Короля, Гамлета-отца порешил. «Суду не представлено» свидетельств о том, что он был в курсе по поводу готовящегося убийства... «способом внесения яда в ухо»...

А  Гамлет-сын, как известно, ведёт отсчёт убийств. Первый в этот ряд попадает Полоний, Гамлет путает его с Клавдием за занавесью материнской спальни.  И не смущается этот наш с вами Гамлет… Убивая «никого не жалко, никого, ни себя, ни его...»  Мол, тут вышел «побочный ущерб»  от справедливой войны. Боже, опять актуально...

Среди  принцев и королей, судя не по внешности, а по действиям - один другого не краше... Нет, в предыдущем и следующем особых отличий – разница невелика, как если б  был у власти тот же самый.

Так вот режиссер, по-моему, сильнее, чем их, властелинов тюремного датского околотка ненавидит  только  средства информации. И правильно.  Фейковые новости, по меньшей мере  виртуознее готовятся, творчески, «с огоньком». С помощью «микрофонов и усилителей»  (считай НЛП программ) - можно «играть ,как на флейте» на людях. Что за пыль и ядовитый дым идет к нам в уши - в пропаганде и объяснении событий! У кого-то «монополия на правду»?  Сомневаюсь нынче, бывает ли она, правда-истина-на всех единая. Как писал Григорий Горин: «Правда - то, что в данный момент принято ею считать».

Убив Полония, Гамлет-младший   все больше напоминает кого-то еще, наверное, Гамлета- старшего, «отравленного\отправленного в мир иной» папу...  Все больше черного в наряде, чернеет шапка, натянутая на уши. И с переменой внешней, и в манерах - все больше фамильярности к младшему брату, Клавдию. Мелькает у меня гипотеза, что, так  его достал старшой, прям  чуть не довел до смерти - и «Авель»  стал сам убийцей, опередив «Каина», и занял его место на престоле… Клавдий проходит путь к некоторому «номинальному», словесному стремлению каяться. По решению художника  (Мария Лукка) его костюм в продолжении действия из черного  -  белеет, а сам Клавдий в одной из сцен вдруг резко седеет и дряхлеет. На смену ему выскакивает полуобнаженный, как «новорожденный» - Гамлет-младший. Так  происходит  круговорот «Клавдиев –Гамлетов»  в природе?

Выбор «быть или не быть» - Гамлеты с Клавдием тут отменяют. Этот Гамлет (в исполнении Игоря Василевского) доходчиво воплощает идеи Д. Хусниярова об этом персонаже  и  о его предшественнике, отце-призраке. И это одна из находок режиссера - разбить мой  стереотип об «идеальном» отце Гамлета

А теперь – о других акцентах в знаменитом монологе «быть иль не быть?». На мой взгляд, произносившие эти строки и Гамлет- мл, и другие ...здесь ударяют на следующие  мысли. Никто не делает здесь выбор  - смириться ....или оказать сопротивленье.  А выбирают  другое...  Внимание!  Шекспир (перевод - Б. Пастернак)

 « …Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался,  не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться..."

И так поступаем мы - все и почти всегда???

А вот финал не столь смел, как остальное действо Д Хусниярова, толкнувшее мою седую голову к странным ассоциациям с сегодняшним днем. Так вот, в конце, из уст Гамлета-мл. звучит слишком много слов, назидательных фраз. Здесь к режиссеру претензия. Кажется, с грехом пополам – мы, наконец, додумались, что слова, оценки и мысли есть вещи субъективные, односторонние, часто затёртые, искаженные и «отравленные».

 Возможно, потому сам Шекспир дал Гамлету – принцу в его последних репликах два слова на финал трагедии: «Дальше – тишина»  (в других переводах «Дальнейшее -молчание").............................................................................................

Анна Камашева
17 марта 2018

В Русском драматическом театре Удмуртии премьера. Классический “Гамлет” в совсем неклассической постановке Дениса Хусниярова. Обычно я не хожу на первые показы, жду, когда актеры сыграются, режиссер что-то откорректирует, но в этот раз решила рискнуть. Была готова ко всему, но только не к тому, что произошло. Я впервые за всю свою историю посещений этого театра искренне стоя (!!!) аплодировала! Премьеры такими не бывают! Полное ощущение, что его играют минимум несколько месяцев. Настолько все слажено, четко и не наиграно. 

Не знаю, в чем секрет спектакля. В сильной питерской команде, в подборе актеров или в технических возможностях театра. Здесь всё сложилось воедино. Смелость режиссера я оценила с первых минут. Перед началом спектакля и традиционной просьбой отключить мобильные телефоны закадровый голос рассказывает в нескольких предложениях всю пьесу Шекспира. Кто кому кем приходится, с кем что произошло, ну и главный “секрет” для не читавших - все в конце умирают. Зрители шушукаются: “Всё понятно, можно идти домой.” Дерзко и вызывающе. Мне уже нравится! После такого откровенно спойлерного начала не знаешь, что ожидать от режиссера. Дальше всё ещё более непредсказуемо. Гамлет появляется в кроссовках и толстовке из зрительного зала...И понеслось! Всё, дальше раскрывать секреты не буду. Диалог Гамлета с Гертрудой, сцена самоубийства Офелии, заключительный монолог и сам финал. Это лучше видеть вживую! 

Далеко не все коды и шифры режиссера я смогла разгадать, но это не помешало общему восприятию. Я получила невероятное эстетическое удовольствие. Александр Мохов и Мария Лукка создали настолько простую и одновременно удивительную сценографию, что я несколько раз ловила себя на мысли: “Боже, как это красиво!”. Декорации “Гамлета” служат не вуалированием возможных недостатков,а созданием необходимой атмосферы, захватывающей и погружающей в себя зрителя. Всего три основных цвета: черный, белый и красный рисуют картину происходящего и выставляют акценты. В дополнение к этому световое оформление Игоря Фомина, музыка Виталия Истомина, всё удивительно гармонично и неотъемлемо друг от друга. Ну и конечно актеры! Чудесный, сильный, слаженный состав. Денису Хусниярову и режиссеру по пластике Александру Любашину удалось раскрыть многие их таланты. Пластика в этом спектакле вообще отдельная тема для восхищения. Такого уровня на ижевской сцене не было никогда! В главной роли - большая находка для театра - Игорь Василевский. Меня он покоряет каждой своей работой и становится своеобразной гарантией качества постановки. 

Хочу поздравить театр с рождением нового сильного, качественного спектакля, который может конкурировать с лучшими театрами России. А также порадоваться заметным изменениям политики театра, качественной постепенной смене репертуара и мощному укреплению режиссерской составляющей. Сегодня вы превзошли себя и пусть это будет только началом! 

Анна Шабалкина
16 марта 2018

БРАВО! БРАВО! БРАВО! Вот это Шекспир! Вот это Гамлет!!! У меня даже нет слов. Но все же попробую передать увиденное. Мне казалось, что я попала в другое измерение, заблудилась в лабиринтах яви и сна, мне казалось, что все вокруг сошло с ума. Страх, потерянность, драйв, адреналин, безумие. Спектакль - "живой оголенный нерв". Образ Гамлета само олицетворение той сути, что он в себе несет. Этот его красный бомбер со звездой на груди, словно кричит сам за себя - Я РЕВОЛЮЦИЯ! Ухо. Огромное Ухо - ГРОМАДА ВСЕГО МИРОЗДАНИЯ. В нем образ жизни и смерти. И когда Гамлет, обнаженный, ложится в это ухо, он сразу возвращается к своим истокам...рождению, началу, он словно в утробе матери. Быть или не быть? Вот в чем вопрос. БЫТЬ. БРАВО! Это было нереально красиво, поэтично, образно, сильно!!!!

Айгуль Низамбиева
16 марта 2018

Восторг, счастье, безумие, шок, радость, ликование, удивление, потрясение. ТАКИХ эмоций от театра я прежде не испытывала. Действие завораживает, интригует. Сплошные неожиданности. Сколько присутствует метафоры, олицетворения, гиперболы, аллегории? А сколько скрытого подтекста в каждом слове, жесте актёра? Осмыслить всё сразу нереально.

А как насчёт начала? Начало спектакля начинается прямо из зала. Нет, не где-то с чёрного входа/выхода. А прямо с самого зала. «Гамлет» просто всё это время сидел среди нас. Ну разве это не отсылка?

Что ещё хочется отметить, так это то, что действие нельзя отнести к какой-то определённой эпохе. У действия нет границ. 

Декорации, спецэффекты - всё было бомбически, на высоте. 

Игра актёров - низкий поклон. Отдельное спасибо столь харизматичному  «Гамлету». Звук в данной постановке - само произведение искусства. 

Уже почти сутки прошли, а я до сих пор не могу отойти от столь потрясающего спектакля. 

Спасибо прекрасным актёрам и талантливому режиссёру за ФЕЕРИЧНУЮ премьеру!

Общая оценка
0 / 10
Зрелищность
Актерский состав
Режиссура

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 18+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами

Фото спектакля

Вам также могут понравиться

95 минут

Фридрих Дюрренматт

Визит старой дамы 18+

Приключения одной риторики. Панк-кабаре

Лекция перед спектаклем
105 минут

Вильям Шекспир

Король Лир 18+

сон без антракта по мотивам трагедии

Лекция перед спектаклем
180 минут

Иван Вырыпаев

Пьяные 18+

отчаянная клоунада в 2 действиях

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте или СМС
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами