4 Декабря 2013

Гоголь в Ижевске: праздник слова и игра смысла

Если вас встретят сразу два Гоголя, а староста, дьяк и зажиточный казак дадут интервью из мешков, если черт внезапно взлетит выше поднятого занавеса, не пугайтесь. Это русский драматический театр в Ижевске готовит сюрприз к новогодним праздникам.

Труппа, во главе с питерским режиссером Петром Шерешевским вышла из-под контроля здравого смысла и отдалась веселым фантазиям и играм смыла, какими пронизаны "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Премьера спектакля назначена на конец декабря. Сейчас в самом разгаре репетиционный процесс. Режиссер скрупулезно, словно пазлы, складывает один эпизод с другим, плетет шутка за шуткой, фразу за фразой воздушную канву спектакля, чтобы в результате получилось нечто, наполненное искрометным юмором и политической сатирой. Чтобы это нечто цветной петардой пронеслось перед глазами зрителя и зацепилось в его сознании.

Именно таким видится будущий спектакль – ярким, непредсказуемым, легким и, в то же время, наполненным тысячами различных смыслов, в том числе и не утратившим гоголевской сюжетной линии.

Режиссер

- "Вечера…" какой по счету спектакль в вашей карьере?

- Не считал… Может быть 35-й…

- "Вечера…" среди них уже были?

- Нет. Я не ставлю один и тот же спектакль дважды. Это не интересно.

- Почему вы выбрали именно Гоголя и именно в таком прочтении?

- Выбор произведения был за театром. Мне позвонили и предложили поставить к рождеству праздничный спектакль. Идея мне очень понравилась, особенно, если учесть, что раньше я всегда занимался другим материалом – сложным психологическим театром. Предложение ставить "Вечера…" прозвучало как вызов, и Гоголя я очень люблю, потому согласился.

В этом спектакле не нужно искать глубокие смыслы. Их нет и в первоисточнике. Это праздник слова, праздник игры, праздник фантазии. А сочинить спектакль про радость бытия и шалость фантазии – это так интересно.

- Но он получается сатирическим…

- Ну, там много чего есть…

- А необычные декорации?

- Всегда сочиняем вместе с художниками. Эти - не исключение. Два художника из Санкт-Петербурга Саша Мохов и Маша Лукка стояли у истоков их создания.

- Ну а Гоголя-то почему два?

- А потому что два портрета висели в классе, а они с этих портретов сошли. На самом деле эти Гоголи – такие персонажи, которые превращаются в кого угодно, а все вокруг – в карнавал-балаган.

- На какого зрителя рассчитан спектакль?

- Я не делю зрителя на молодежь и старшее поколение, не выделяю целевые группы. Пусть этим занимаются маркетологи. Дело режиссера – сочинять спектакль. А когда ставишь спектакль, ориентируешься только на одного зрителя – самого себя. И поскольку в тебе самом ничего исключительного нет, есть шанс, что твои симпатии разделят и другие люди, мыслящие сходно, готовые вместе с тобой нырнуть в эту историю.

- Из ваших 35, какой спектакль самый любимый?

- Всегда тот, над которым работаю в данный момент. До этого были "Васса Железнова" в Набережных Челнах, "Дни Турбинных" в Тюмени, "Август. Графство Осейдж" в Санкт-Петербурге, "Три сестры" в Барнауле…

- И все в вашем уникальном прочтении?

- Режиссерский взгляд, он всегда присутствует. Другое дело, что с Гоголем мы обходимся более вольно, чем с другими авторами. Потому что у него проза, которую инсценировать напрямую невозможно. Это дух фантазии, такое "дуракаваляние". Здесь приходится сочинять пьесу по мотивам. Драматическое произведение с описанным процессом всегда ставит в рамки. Гоголь же только задает дух…

- А с труппой…

- … взаимоотношения сложились прекрасные. Актеры многое привносят сами и это очень важно, что мы вместе сочиняем. Театр – коллективное творчество.

Актер, играющий Черта

Радик Князев:

- Работать над ролью в этом спектакле действительно очень весело и интересно. Для роли Черта мне пришлось научиться прыгать на джампах и подниматься на тросах под самый потолок. Очень много нового узнал во время репетиции… То что я делаю – это маленький шажок к полету в космос.

Спектакль действительно на грани. И эту грань выстраивает режиссер. Он следит, чтобы актеры ее не перешли, не переиграли, не утащили одеяло на себя. Все нюансы он крепко скрепляет, дает точные указания, принимает наши идеи, поэтому думаю, все будет именно так, как должно быть.

Актриса, играющая Солоху

Ирина Дементова:

- Эта роль абсолютно моя! Я тоже с Украины, знаю язык, шутки-прибаутки, поэтому от процесса работы получаю огромное удовольствие.

Я восхищена фантазией режиссера, как он все придумал! Когда распределяли роли, я все думала "а где Пацюк?". А оказывается у нас такой Пацюк!

Зрители, которые придут на этот спектакль, должны понимать, что они не увидят здесь постановки в стиле старого фильма. Режиссер выбрал такую форму общения со зрителем – шутки, приправленные современностью и вплетенные в сюжет, придуманный Гоголем. Мне очень это нравится. Да и сегодня читать Гоголя иначе просто невозможно. Когда моя дочь изучала "Вечера…" в школе, она не могла самостоятельно осилить это произведение. Тогда я решила прочитать ей все в красках и лицах. Ее мнение о "Вечерах…" моментально изменилось.

Думаю те зрители, кто не любил Гоголя, отнесутся к нему иначе после этого спектакля.

Кристина Романова

"Известия Удмуртской республики", 04.12.2013г.


Возврат к списку