16 Февраля 2015

На фоне «нашего всего» В Пскове завершился Пушкинский театральный фестиваль

В этом году он прошел уже в 22-й раз. И год от года затевать и проводить достаточно престижный форум становится все сложнее. Фестивалю предшествовало довольно много драматических событий, начиная от реорганизации псковских учреждений культуры, которая сопровождалась различными, порой неожиданными кадровыми перестановками, и заканчивая финансовым кризисом, который, конечно, наложил свой отпечаток на все происходящее. Фестиваль на сей раз утратил статус международного, в нем участвовали только российские коллективы, причем преимущественно «ближние» – из Москвы и Санкт-Петербурга.

А вот гвоздем нынешнего фестиваля стали «Маленькие трагедии», сыгранные дважды – Государственным русским театром Удмуртии (Ижевск) и Омским городским драматическим театром «Студия Л. Ермолаевой». Масштабный, мощный, многонаселенный ижевский спектакль в постановке Петра Шерешевского стал как одним из самых спорных, так и знаковых событий фестиваля. Режиссер перемешал сюжеты пушкинских историй и развернул их в наше время. А сценограф Елена Сорочайкина предложила совершенно грандиозное оформление сценического пространства, где есть место для проведения пресс-конференции с достигшим «степеней известных» Сальери – Юрием Малашиным, есть его роскошная квартира со всеми приметами успешности, которая трансформируется в вечный зал ожидания на жизненном вокзале, есть множество ванн, похожих на гробы, телеэкраны и проекторы, всего и не перечислишь. Автором же нынешних историй становятся то нервический Моцарт Вадима Истомина, то Сальери, то истории эти сочиняются словно бы в их противоречивом и неповторимом дуэте. И главной, конечно же, становится тема художника, творчества как образа жизни и мук творчества в том же качестве. В этом спектакле есть немало потрясающих эпизодов, вроде последнего «застольного» пира во время вечной чумы, объединившего живых и мертвых, Пушкина и Бродского, великий Реквием и «рюмку водки на столе». Шерешевский, кажется, умело сочетал в своей постановке самые актуальные режиссерские приемы, разные стили, меняющиеся интонации и способы актерского существования. Этот спектакль явно выходит за рамки регионального уровня, вписываясь в самый современный контекст развития российской сцены.

Автор: Ирина Алпатова

Журнал "Театрал"

 

Возврат к списку