27 Марта 2019

На "Золотой маске" драмтеатр Удмуртии представил постановку по Шекспиру

Русский драматический театр Удмуртии показал на «Золотой маске» Шекспира. «Король Лир» по-ижевски ‒ так уже назвали эту постановку Петра Шерешевского. Работа претендует на национальную премию в семи номинациях, в том числе как лучший спектакль большой формы. Репортаж Валерии Кудрявцевой.


DUB_7017.jpg


Петр Шерешевский ‒ питерский режиссер, но в Ижевске давно свой. Два года руководил Русским драматическим театром Удмуртии, в разное время поставил там пять спектаклей. В последнее время театр поощряет постановки с новым взглядом на классику. Подзаголовок в программке не оставляет сомнений: «сон без антракта по мотивам трагедии». Возможно, отсюда интерес столичных театральной общественности к Лиру из Ижевска.

Шерешевский препарировал пьесу, разнеся действие Лира в два разных времени. Линию графа Глостера и двоих его сыновей, где внебрачный Эдмонд оклеветал законного Эдгара, перенес на самого Лира: это он, Эдмонд Лир, незаконный сын Глостера, в юности совершил подлость и предательство.

«Лир и Эдмонд ‒ это одно лицо. Причем это постепенно в репетициях мы стали находить какие-то рифмы, параллели, и вдруг это попытка размышления над тем, что такое грехи, которые мы накапливаем в течение всей своей жизни, и как потом, когда уже ничего не исправить, как можно их пытаться осознать, имеет ли смысл покаяния», ‒ объяснил Петр Шерешевский.

С такой предысторией сама завязка приобретает новое звучание. Вот Лир раздает королевство и власть дочерям… У него – всю жизнь лгавшего, предававшего – просто нет шанса отличить правду от вранья, прямой честный взгляд от мастерски разыгранного рвения. В роли старого Лира – Николай Ротов – номинация за лучшую мужскую роль, актер больше комедийный, но Шерешевский разглядел в нем шекспировского героя.

«Несмотря на необычное решение, мы пытались добраться до смысла. Естественно, что написал автор. И потом уже ‒ как это сообразуется с нашими идеями. И, оказалось, это очень интересно», ‒ рассказал заслуженный артист России Николай Ротов.

Еще одна номинация на «Маску» – молодой Лир – Игорь Василевский.

«Получаешь большое удовольствие от работы с Петром Юрьевичем, потому что он свободу дает актерскую, импровизационную. Какие-то личные подключения находишь к этой роли, к этому спектаклю», ‒ признался Игорь Василевский.

В конце спектакля они встретятся – два Эдмонда – седой, умирающий, и молодой и сильный. Оба осознают то, что совершили. Теперь, когда, уже ничего не поправить, сидят рядом, закинув удочки на берегу вечности. Из героев трагедии становясь персонажами притчи на все времена.



Возврат к списку