13 Февраля 2019

Обнажение души. Елена Мишина о проекте "Театральные встречи".

Формат творческих встреч - довольно распространённая форма общения артиста со зрителем. Но в Государственном русском драматическом театре Удмуртии решили вернуться к таким вечерам вновь, придав им несколько другой вектор развития и изменив мизансцену. Артисту предоставили свободу в выборе формы подачи материала, а зрителю уступили место на сцене. Теперь в свете софитов окажутся и те, и другие. Только играть каждый будет самого себя…

Первая встреча в новом формате состоится уже 20 февраля. На сцену выйдет заслуженная артистка Удмуртии Елена Мишина. Именно её мы попросили рассказать о новом проекте театра.

IMG_7941.jpg



 Белое и чёрное

- Елена Михайловна, почему театр решил реанимировать формат творческих встреч? В чём актуальность проекта?

- Сейчас в нашем театре периодически проходят встречи любителей театра. Это своего рода клуб по интересам, который предполагает общение зрителей с актёрами. Формат таких встреч скорее напоминает посиделки в семейном кругу. И, конечно, количество людей, которые могут попасть на встречи любителей театра, очень ограничено. Учитывая желания зрителей, мы решили расширить рамки клуба и немного изменить его формат. Теперь это можно будет назвать мини-спектаклем. Будет ли это актуально, понравится ли такая форма общения зрителям - покажет время.

- Что увидят зрители?

- В моём случае это будет монопрограмма. Но каждый артист сможет подготовить что-то своё: от игровой программы до музыкальной. Всякий раз это будет что-то новое, что поможет актёру раскрыться и показать зрителю те грани таланта, которые, может быть, не всегда используются режиссёрами во время постановок спектаклей. А, может быть, артист захочет поделиться со зрителями мыслями и тем, что сидит глубоко внутри, приоткрыть душу, удивить, в конце концов.

- А не страшно делиться мыслями и чувствами, обнажать душу?

- Нет. Возможно, сейчас у меня уже тот период, когда хочется делиться, когда надоедает играть роли в одном ключе, когда знаешь, что у тебя в запасе столько интересного. Я, например, очень люблю поэзию и умею читать стихи. К сожалению, поэзия крайне редко используется в театре. Я не имею в виду пьесы в стихах, а именно поэтическое слово, вплетённое в канву постановки. И именно такие творческие встречи позволят обратиться к поэзии, к музыке…

- Значит, в программе прозвучат романсы?

- И не только. Наряду с классическими романсами прозвучат песни Ирины Богушевской, народные и бардовские - всё, что подходит по смыслу, всё, что отвечает моей теме.

Хочу отметить, что все песни я буду исполнять под аккомпанемент фортепиано. Вообще, живая фортепианная музыка будет звучать весь вечер. Она станет и фоном для общения со зрителями.

- При подготовке к творческим встречам актёры будут выступать и в роли режиссёра?

- В моём случае это так. У меня есть режиссёрское образование, и я сама вижу и понимаю, что могу и хочу сделать. Поэтому весь творческий процесс отдали в мои руки. Что захочет делать следующий актёр в рамках своей творческой встречи - я не знаю. Может быть, он пригласит режиссёра, может быть, позовёт актёров на сопутствующие роли - вариантов много.

- С какой периодичностью будут проходить творческие встречи в театре?

- Примерно раз в два месяца. Стоит отметить, что такие мини-спектакли требуют очень серьёзной подготовки. Даже, пожалуй, больше, чем те, в которых участвуют несколько человек. Потому что здесь всё внимание, все взгляды будут сосредоточены на одном человеке. И у него нет права на ошибку, нет права быть скучным и неинтересным.

Порой мне становится страшно, потому что я понимаю, что предугадать и предусмотреть всё в этих творческих встречах нереально.

- Будет интерактивная часть?

- Да, наряду с поставленными номерами будет предусмотрено живое общение со зрителем. Перед началом программы мы хотим собрать вопросы, которые я буду озвучивать по ходу встречи. А в самом конце запланирован блиц. Буквально за 2-3 минуты зрители смогут задать свои короткие вопросы, на которые я должна буду отвечать быстро, не задумываясь. Это на реакцию и искренность. И вот эту часть предугадать невозможно. Невозможно заранее знать, какие будут вопросы, какое будет настроение, в какое русло повернёт наше общение…

- Почему зрителей тоже решили поднять на сцену?

- Действительно, все встречи будут проходить на сцене. Для зрителей предусмотрено 4 ряда кресел на авансцене. Они будут сидеть спиной к зрительному залу, а всё действо пройдёт в так называемом белом кабинете, который образуют задник, кулисы и падуги. А за зрителями, которых от актёра будет отделять расстояние не больше вытянутой руки, будет чернота пространства зрительного зала… Думаю, это даст новые эмоции всем участникам процесса.

Творческий путь

- За вашу карьеру вы немало провели творческих встреч со зрителями. Какой вопрос из заданных вам запомнился больше всего?

- Да, был такой вопрос, который, признаюсь, вызвал моё смятение. Даже не сам вопрос, а преамбула к нему. Однажды, на одной из встреч со зрителями, из зала поднялся мужчина и сказал: «Елена, в следующем году будет 20 лет, как вы работаете в этом театре…» И как только я услышала цифру, я растерялась. Подумать только: 20 лет! А всё было как вчера! И такое ощущение, что всё только начинается!

Дальше он начал говорить о моих первых ролях на ижевской сцене, и я поняла, что есть люди, которые ведут меня с самых истоков моего творческого пути. Это было так удивительно и так дорого…

- На ижевской сцене? В вашей карьере были и другие?

- Были. Я родом из Челябинской области, а профессию получила, учась в Челябинске, где потом и работала в театре драмы. Очень недолго. Потом в моей жизни случился Ижевск. Думаю, навсегда.

- Артисты очень не любят, когда их спрашивают о любимых ролях. Но я, пренебрегая правилами, всё же хочу поинтересоваться, какие из созданных на сцене образов вам наиболее близки?

- С опытом начинаешь любить все роли. Даже если поначалу не воспринимаешь ни материал, ни режиссёра и думаешь: «Это точно не моё». Но те силы, те усилия, которые вкладываешь в роль, становятся тебе дороги. Каждая из таких ролей становится словно твоим ребёнком…

Есть роли, которые по-настоящему очень любимы мной. Это Джил в «Этих свободных бабочках» по пьесе Леонарда Герша, это Валерия в «Тёмных аллеях» по Ивану Бунину, это Мария Стюарт в пьесе Шиллера. Роль Марии была сложной, и работать над ней было очень интересно. Сейчас я люблю Кейт в «Калеке с острова Инишмаан» по МакДонаху, потому что в этом спектакле я совершенно другая.

- Сегодня помимо театра вы работаете в Школе студии, где ставите спектакли с детьми. Чем вас привлекает эта работа?

- В нашу Школу-студию, которая расположена в общеобразовательной школе № 40, приходят дети со всего микрорайона. Это не специализированная театральная студия. Здесь ребята занимаются вокалом, осваивают игру на музыкальных инструментах, а в спектаклях используют свои навыки исполнителей, помимо актёрского мастерства. И получается очень интересно. В прошлом году мы стали обладателями Гран-при фестиваля «Синяя роза».

И если театр для меня - вся жизнь, то работа с детьми (а по образованию я актриса и режиссёр-педагог - это другая дверь, за которой лежит иной путь. Работая со школьниками, я могу делиться опытом, могу реализовывать свои несбывшиеся мечты. Например, видя, как мои воспитанники уезжают покорять Москву и поступают в ведущие театральные вузы…

- Елена, вы действительно творческий человек. Любите театр, музыку, режиссуру, поэзию… Кстати, сами не пробовали писать стихи?

- Иногда бывает, что-то зарифмуется. Но мне, видимо, не хватает каких-то амбиций, нахальства сказать, что я пишу стихи. Может быть, не доросла, не дожила ещё до этого периода…

- И творческий вечер тоже не повод, чтобы выставить на суд зрителя свои рифмы?

- Я считаю, что есть авторы, которые гораздо талантливее и лучше выразили то, что близко и мне. Может быть, в будущем я попробую создать что-то своё, но пока прячусь за чужими словами, выражаю свои чувства через чужие фразы. Порой я нахожу такие строки, которые очень точно подходят ко мне. И я понимаю, что лучше не скажешь….

Автор: Кристина Романова

Возврат к списку