29 Ноября 2013

Счастливая премьера Русского драматического театра

"Чайка" - одна из самых непонятных и мифологизированных пьес русского классического театра. Ставить ее и играть в ней считается верхом профессионального мастерства, но это отнюдь не гарантирует успех у зрителя. Когда Русский драматический театр взялся за ее постановку, был некий зрительский скептицизм: а по Сеньке ли шапка?

Премьера разрушила настороженность театралов, оставив чистую радость от этого события – какой спектакль! Боже, неужели Антон Павлович Чехов написал пьесу в далеком 1896 году? Неужели когда-то мы, студенты-филологи, бились над этим произведением, пытаясь понять, где здесь спрятана комедия, и о чем эта пьеса вообще?

Как о чем?! Она – о любви: юной и восторженной, безответной и безрадостной, циничной и плотской, о любви зрелой, когда все тайны обольщения известны и страстью можно манипулировать. Она – о творческих стремлениях и амбициях, о величайшем эгоцентризме творческой личности, в которой нет сочувствия или хотя бы внимания к таланту иному, к мировосприятию "не твоему". Она – о потаенной жестокости в родственных отношениях, когда люди, сближенные кровно и одним пространством, не понимают друг друга, и их благодушная терпимость лишь прикрывает накопленные обиды, неприятие, а то и ненависть.

То, что когда-то юной душе и уму не смог объяснить сам Чехов, как-то очень легко и естественно рассказал в спектакле Русского драматического приглашенный украинский режиссер Сергей Павлюк. Четыре действия Чехова превратились в два, но режиссерской цензуры не ощущается, настолько деликатно он обошелся с классиком. И все же это очень современная постановка (даже костюмы чеховского времени здесь смотрятся как некий изыск), с поразительными придумками художника и режиссера. О них можно рассказывать взахлеб, делясь своим зрительским изумлением, но с другой стороны, так не хочется приглушать у новых зрителей яркость их впечатлений.

Сергей Павлюк сделал чудо не только с текстом пьесы – он сделал чудо с актерами нашей труппы. Как будто они и именно они родились для ролей Аркадиной, Треплева, Сорина, Нины Заречной… Здесь ни случилось ни одной проходной, невнятной роли. Ну и что, что Аркадину где-то и когда-то играла Инна Чурикова? Оказывается, Галина Аносова – та самая Аркадина, которая умеет смутить жизнь своего семейства, щедра на эмоции и скупа на многое, в том числе и на милосердие. Можно говорить об успехе каждой роли, продуманной Павлюком. Все актеры, конечно, знакомые, наши, но они другие. Ни жесты их, ни интонации – ничто не вызывает сомнения. Только наслаждение от зрительского соучастия в этом чуде – спектакле Сергея Павлюка, чеховской "Чайке".

P.S. Кто говорит, что Ижевск не театральный город? Билеты на "Чайку" раскуплены до января.

Юлия Ардашева

"Удмуртская правда", 29.11.2013г.


Возврат к списку