16 Января 2019

"Тартюф" к Новому году


IMGL6850.jpg


Государственный русский драматический театр Удмуртии решил под занавес 2018 года обратить взоры публики к бессмертному произведению Мольера. Ура и увы: «Тартюф» - действительно не устаревающая драма. Ура! - классика вечна. Увы! - её актуальность зиждется на неискоренимой реальности таких вот обманщиков, как заглавный персонаж пьесы…

Вне времени

Несомненно, своего персонажа - Тартюфа - Мольер позаимствовал у вечности. Чем ещё объяснить присутствие пьесы о хитром и бесцеремонном обманщике, который способен обернуть себе на пользу любую ситуацию, в репертуарах большинства театров, начиная с 1664 года?

К созданию комедии, ставшей классической, Мольера подтолкнул репертуарный голод, который знаком и современным театрам. Но если у последних есть богатейшее наследие, которым они смело распоряжаются, то Мольеру и его театру приходилось бороться с проблемой репертуара более радикальным способом - писать пьесы самостоятельно.

Несмотря на очень зрелый возраст комедии, ей удается привлекать к себе внимание все новых режиссёров, давая им возможность художественного высказывания. В Ижевске «Тартюфа» воплотил режиссёр Владимир Золотарь.

- Для меня «Тартюф» абсолютно современная история. Поэтому не вижу смысла одевать персонажей в кринолины и парики. Наш герой - Оргон - живёт в доме-саду, в окружении прекрасных женщин-цветов. То, что он приводит в этот дом Тартюфа, - его своеобразный мужской бунт. И начинается игра - поединок мира мужского и мира женского. В ход идут трюки и уловки, розыгрыши и обманы, - рассказал режиссёр.

И действительно, костюмы героев пьесы и декорации не имеют отсыла к определённым временным и географическим реалиям. Зритель словно оказывается в лабиринте, плутая по которому, видит целый калейдоскоп возможных вариантов. Сначала кажется, что персонажи одеты в костюмы конца 30-х годов, но тут один из героев пьесы начинает звонить по мобильному телефону. Затем начинают мерещиться 90-е, но вдруг ловишь себя на мысли, что происходящее рисует тебе семейные будни крестного отца сицилийской мафии, а появление православного священника вновь ломает созданный воображением образ…

Вне пьесы

Режиссёр довольно смело обходится не только с местом и временем действия, но и с самими персонажами, позволяя себе и удивить, и развеселить публику. Всё начинается с появления на сцене госпожи Пернель (народная артистка Удмуртии Ольга Слободчикова), которую сопровождает белая пушистая собачка. О том, что это не аксессуар дамы, а артист драмы, зритель узнает из программки, где написано, что в роли Флипоты - Леонард Сноу Кинг. Кстати, Леонард оказался очень терпеливым и послушным актёром, справившись с ролью великолепно и при этом не перетянув одеяло на себя. Словом, хотя и говорят, что переиграть на сцене детей и животных невозможно, актёрам это удалось.

Особенно убедительным был заслуженный артист Удмуртии Алексей Агапов, исполнявший роль Клеанта. Его игра была настолько легка, свободна и убедительна, что сидящий в каждом зрителе Станиславский, кивая головой, смущённо выдавал «верю!»

Но вернёмся к находкам режиссёра. Ещё одно нестандартное решение Владимира Золоторя - виртуальное присутствие в пьесе главы государства. Отдав действующему Президенту страны роль Людовика XIV, который наводит справедливость (Тартюф наказан, Оргон прощён), режиссёр, вероятно, намекает на действенность прямых телефонных линий, благодаря которым глава государства узнаёт о нерешаемых проблемах граждан и одним распоряжением разрубает гордиев узел их проблем…

И про Новый год тоже

Новая постановка, безусловно, найдёт своих поклонников среди ижевчан. Зритель-приверженец традиционного театра увидит в ней легко узнаваемый сюжет и насладится игрой актёров, которые точно следуют тексту пьесы, прекрасно обыгрывая свои реплики.

Зрители-любители загадок, останутся довольны обилием возможностей для интерпретаций действа, происходящего на сцене, и отсылок к реалиям современности. Привлечёт их внимание и оформление. Нависший над происходящим зеркальный экран - то ли всевидящее око, то ли портал в иные миры, то ли связь с бесконечностью. А может быть, просто призыв посмотреть на себя со стороны. Когда смотришь в отражение наверху, кажешься себе не значительным и важным, а маленьким и смешным головастиком…

Зрители, случайно купившие билеты в театр перед Новым годом, будут рады увидеть красивые костюмы, услышать ритмичную музыку и поздравления с праздником прямо по ходу действа… Кстати, следующий показ «Тартюфа» состоится в канун Нового года - 30 декабря.

ФАКТЫ

Владимир Золотарь родился 13 февраля 1973 года в Ленинграде. В 1996-м окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс известного театрального педагога и режиссёра Геннадия Рафаиловича Тростянецкого).

Лауреат Санкт-Петербургской театральной премии «Театрал-2000» в номинации «За яркий режиссёрский дебют». Осуществил более 30 театральных постановок в разных регионах России и ближнего зарубежья. Был главным режиссёром Нижегородского театра юного зрителя, Алтайского театра драмы им. В. М. Шукшина, Пермского академического театра-театра, художественным руководителем Омского ТЮЗа.

Автор: Кристина Романова

Возврат к списку