"Позавчера пьесой "Аристократы" в Ижевске открылся Государственный русский драматический театр... Коллектив артистов и постановщиков превзошел все ожидания. Весь 2-й и 3-й акты шли под аккомпанемент горячих аплодисментов зрителей. Замечательная игра артистов, особенно Платонова и Евреиновой, оригинальный замысел постановщика Цертелева, прекрасная декорация художника Попова обеспечили создание блестящего высокохудожественного зрелища", - сообщала 20 октября 1935 года "Ижевская правда".

Пожелтевшие страницы газет переносят нас на 70 лет назад.

1935 год. Постановление Совнаркома УАССР от 11 июня "Об организации постоянного Государственного русского драматического театра".

1. Организовать с 1 сентября с.г. в гор. Ижевске постоянный русский драматический театр.

  1. 2. Разрешить наркомпросу и директору тов. Захарову пригласить для работы в драмтеатре труппу актеров во главе с художественным руководителем Цертелевым Н.М."

Они приехали из Московского Художественного театра, из Камерного, из Литературного. Приехала театральная молодежь, только что окончившая училища, и признанные мастера провинциальной сцены...

Программки спектаклей тех лет... На тонкой бумаге, почти невесомые. Разного формата - розовые, серые, голубые...

М. Лермонтов "Маскарад". На программке несколько овальных портретов. На одном из них - Августа Миклашевская, близкий друг Сергея Есенина. Через год - она же Анна Каренина в спектакле по роману Л. Толстого, Кручинина в комедии А. Островского "Без вины виноватые".

Евгения Гранде, Юлия Тугина, Шурочка Азарова, Катарина - об исполнительнице этих ролей Ванде Евреиновой ходили легенды. Одной из первых получила она звание заслуженной артистки УАССР.

Заслуженный артист Удмуртии Борис Гальнбек - ученик великого Шаляпина, волей судьбы оказавшийся в драматическом театре и отдавший ему все свои силы, свой талант.

Соломон Гляттер - актер, режиссер, много лет проработавший в театрах Удмуртии, заслуженный артист Удмуртской республики, заслуженный деятель искусств Удмуртии. Постановщик спектаклей "Три сестры", "Мертвые души", "Иркутская история", незабываемый Сирано де Бержерак, а еще - Чацкий, Хлестаков, Барон, Теодоро...

Заслуженный артист России, народный артист Удмуртии А.Пастунов, заслуженные артисты Удмуртии А. Горюнова, О. Невская, Л. Самсонова, К. Котова, А. Грозин, режиссеры А. Скибневский, И. Фельдман, М. Шнейдерман, Н. Шуров - их имена вписаны в историю театра.

1941 год. В мае сгорело здание объединенного театра русской и удмуртской драмы. Часть труппы была переведена в Сарапул.

Приступить к работе не успели. Началась война.

Не было ничего: ни своего здания, ни декораций, ни костюмов. Но бездействовать невозможно. В короткий срок подготовили концертные программы. Выступали в госпиталях, совхозах, на заводах и фабриках. Одновременно репетировали спектакли. В репертуаре - "Русские люди" и "Двенадцатая ночь", "Батальон идет на Запад" и "Дама-невидимка", "Нашествие" и "Сирано де Бержерак".

В программке спектакля "Нельзя забыть" среди исполнителей эпизодических ролей впервые появилась фамилия Михаила Алешковского. Появилась, чтобы уже не исчезать из афиш и программок театра до 90-х годов. Заслуженный артист России, народный артист Удмуртии М. А. Алешковский, к сожалению, недавно ушедший из жизни, был одним из самых ярких и любимых артистов труппы. А кроме того - бессменным летописцем театра, запечатлевшим страницы его истории на фотографиях и кинопленках.

1946 год. Театр возвращается в Ижевск. 23 февраля состоялось новоселье. Недалеко от центра города по проекту архитектора В. Тишина отстроено специальное здание со зрительным залом на 760 мест. Ничего, что первое время к нему вместо тротуаров вели деревянные мостки - зрителей это не смущало. Они спешили познакомиться с премьерой - спектаклем по пьесе удмуртского драматурга И.Гаврилова "Азин".

1961 год. Театру присвоено имя выдающегося писателя и общественного деятеля В. Г. Короленко.

На сцене спектакль "Русский друг". Оживают страницы истории Удмуртии. 80-е годы девятнадцатого века. "Мултанское дело". На этом процессе Короленко выступил в защиту удмуртов, ложно обвиненных в человеческих жертвоприношениях. И добился оправдательного приговора!

С небольшой фотографии смотрят добрые усталые глаза актера А.Глотко, исполнителя роли Владимира Галактионовича Короленко. Давно сошел со сцены спектакль, но память о нем живет.

Годы идут. Мелькают 70-е, 80-е. Растет город. Новые поколения приходят в театр. Новые названия появляются в афишах, новые имена. Театралы-любители вспоминают постановки А. Каца - ныне режиссера Московского театра им. Е. Вахтангова, актерские работы Н. Гусарова - режиссера Свердловской киностудии, спектакли "Мария Стюарт", "Старомодная комедия", "Вечно живые", "Святая святых" с участием заслуженных артистов России А.Мази, В.Свечникова, И. Смагина, народных артистов Удмуртии Н. Малисовой, Е. Романовой, А. Морозова, заслуженных артистов Удмуртии В. Воронцова, Г. Любченко, П. Рекеца, Е. Трифонова, артистов В. Костицина, Г. Смаглюк, Л.Шариковой, Е.Шишина, И. Шнейдермана...

Ярко оранжевый фон, черная рамка - программки конца 80-х, начала 90-х годов. И это уже история. "Диктатура совести" М. Шатрова, "Самоубийца" Н. Эрдмана, "Звезды на утреннем небе" А.Галина, "Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили" В. Коркия - театр вместе со всей страной открывает забытые имена, заново осмысливает прошлое, пытается разобраться в настоящем.

"Гений и беспутство" Г. Горина, "Театр" М. Фрейна, "Волки и овцы" А. Островского, "Медовый месяц длиною в жизнь" Б. Слэйда, "Пока она умирала" и "Плачу вперед" Н. Птушкиной - это 2000 годы, рубеж веков. В трудное время театр пытается не потерять зрителя, но и не опустить планку репертуара.

"Мария Стюарт" Ф. Шиллера, "Темные аллеи" по мотивам рассказов Ивана Бунина, "Игроки" Н. Гоголя, "Барин, Полина и Петух" по мотивам рассказов Н. Лескова в инсценировке В. Ольшанского - это уже спектакли сегодняшнего репертуара. Заслуженные артисты России и народные артисты Удмуртии Ю. Малашин, Н. Ротов, народные артисты Удмуртии О.Слободчикова, О. Чужанова, А. Демышев, А. Лобач, заслуженные артисты Удмуртии Г. Аносова, И. Дементова, Н.Заева, Е.Мишина, И. Ромадина, А. Баров, И. Слободчиков, М.Солодянкин - сегодня они ведущие мастера театра. Последнее десятилетие возглавлял труппу заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Удмуртии Владимир Сафонов. С этого сезона главным режиссером стал Виктор Прокопов.

Сегодня театр на пороге перемен. В ноябре 2011 года он обрел новый дом - им стал бывший Дворец культуры "Ижмаш". Открываются новые страницы в истории театра, появляются новые названия спектаклей, новые имена… Пройдут еще годы ... И может быть, кто-нибудь, просматривая на столетнем юбилее театра программки начала 21-го века, удивляясь их форме, размеру, цвету, обнаружит в самом конце фамилию будущего знаменитого артиста...