#Новости театра
26 февраля 2020
0

Бутафор - это звучит гордо!

В последний вторник февраля завзятые театралы из Клуба любителей театра встретились с представителями загадочной профессии – бутафорами.


Заведующий бутафорским цехом Владимир Алексеевич Зыкин, бутафоры Андрей Галимзянов и Евгения Мерзлякова рассказали о том, чем они занимаются, показали часть своей коллекции театральной бутафории и даже раскрыли некоторые секреты профессии.



Вот краткий конспект это встречи.


- Что такое бутафория?


- Подделка под настоящее. Большинство предметов, которые попадают на сцену и вместе с актерами участвуют в спектакле – бутафорские.


- Учат ли где-нибудь на бутафоров?


- Нет. Профессия есть, а учебных заведений такого профиля нет.


- Можно ли прийти «с улицы» и стать бутафором?


- Нет. Обязательно нужно иметь какое-то художественное образование. (Владимир Алексеевич окончил худграф университета, Андрей – профессиональный резчик по дереву, Евгения – дизайнер).


- Достаточно ли стартового образования, чтобы работать в бутафорском цехе?


- Нет. Каждый спектакль уникален. Постоянно приходится придумывать, искать оригинальные решения, чтобы все вещи на сцене работали на образ спектакля, придуманный режиссером и художником-постановщиком. К тому же постоянно появляются новые материалы – нужно учиться их использовать.


- Какие предметы чаще всего приходится изготавливать?


- Тут наверно проще рассказать не о самих предметах, а о материалах, которые приходится подделывать. Ну, к примеру: 


Стекло и хрусталь - бутафорские бокалы не бьются ни при каких обстоятельствах, хотя искрятся в лучах прожекторов как настоящие. Впрочем, если по сюжету, они должны разбиться вдребезги – то осколки разлетятся в разные стороны без малейшего риска травмировать актеров.


Сталь - холодное оружие для сцены вполне может быть из дерева, а рыцарские доспехи из пенопласта. Важно, чтобы актерам было комфортно, а зрителям -страшно.



Ювелирные украшения - тут размер имеет значение. Бриллиантов размером со сценические в природе не существует. Зато их роскошь убеждает зрителя с любого места в зале. Кстати, выходить на сцену в настоящих драгоценностях – плохая примета. Актеры – народ суеверный.


Еда - ну, тут уж все зависит от режиссерской задачи. Если надо просто произвести впечатление изобилием пиршественного стола, то от одного вида жареных поросят из папье-маше и воздушных тортов из монтажной пены слюнки потекут даже у зрителей на балконе.


Но все может быть сложнее. Вот как, к примеру, выполнить такую ремарку драматурга: «Хелен берёт с прилавка три яйца и разбивает первое о лоб Бартли. Бартли открывает глаза, желток течёт по его лицу, Бартли печально смотрит на Хелен. Хелен разбивает второе яйцо о лоб Бартли...». Если бить настоящие яйца, то вероятность найти в труппе актера на роль Бартли стремится к нулю. Да и запах яиц на весь театр – тоже не тот аромат, с которым легко смирится даже самый позитивно настроенный зритель. Приходится и тут звать на помощь бутафоров. На каждый спектакль «Калека с острова Инишмаан» наши бутафоры заготавливают десяток яиц, которые потом актеры к всеобщему удовольствию разобьют на сцене. И, главное, ни одному зрителю даже в голову не придет, что и тут его дурят.


Единственная ситуация, в которой бутафоры спасуют, это если режиссер решил, что продукты должны быть актерам съедены по-настоящему. Как, например, кастрюля борща в финале «Маленьких трагедий» Петра Шерешевского. Тут уж все по честному. Поэтому бутафоры тихо отходят в сторонку, предоставляя варку борща другим специалистам.


                                       



- Что важно для успеха спектакля?


Хорошая пьеса, отличный режиссер, прекрасные актеры… Но и бутафория имеет значение для создания образа, передачи смысла или восприятия произведения. Незначительных деталей на сцене нет. И за каждой из них – труд талантливых театральных мастеров. И это уже тот вывод, который сделали из этой беседы сами зрители.

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

Ради мига на земле...

Интервью режиссера Владимира Золотаря газете «Известия Удмуртской Республики»

19 апреля 2024
#Новости театра
«Все было супер! Ижевску привет!»

Завершились двухдневные гастроли Русского театра в Казань

19 апреля 2024
#Новости театра
«Снегурочка» начинает материализовываться

Художник-постановщик Ирина Долгова представила техсовету театра эскизы декораций и костюмов к спектаклю 

19 апреля 2024
#СМИ о театре
«Человек потерянный»

Рецензия Татьяны Зверевой на спектакль «Папа» опубликована в газете «Экран и сцена»

18 апреля 2024
#СМИ о театре
Встреча добрых соседей

Пресс-конференция, посвященная гастролям театра: трансляция на «Татар-информ»

15 апреля 2024
#Новости театра
Казань ждет!

17-18 апреля состоятся гастроли Русского театра на сцене Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала