#СМИ о театре
21 сентября 2023
0

«Еще больше наше все»

Стартующий 89-й сезон Русский драматический театр Удмуртии (РТД) откроет двумя премьерными показами спектакля «Кентервильское привидение». Эта жутко таинственная история, как в «Русской драме» назвали волшебную сказку британского писателя Оскара Уайльда, впервые произойдёт 29-30 сентября в 11.00 и станет полновесным дебютом актёра Антона Петрова в режиссёрском амплуа. До конца нынешнего года в РДТ республики состоятся ещё две премьеры, и с помощью главного режиссёра театра Якова Ломкина наше издание изучило эти новые названия.

Ирония для всей семьи

Стоит сказать, что рассказом «Кентервильское привидение» Оскар Уайльд дебютировал не только как прозаик, но и как новеллист. Причём за романтический сюжет автор спрятал сатирическую пародию на нравы Викторианской эпохи в английском обществе. Но в Русском драматическом театре Удмуртии не стали погружаться в иноземные социальные намёки, а сделали новинку фантастической сказкой для семейного просмотра.

- Это будет яркая семейная история с юмором, мощными декорациями художника-постановщика Елены Жуковой и прекрасной актёрской командой современных ироничных людей. И вот как раз иронией, а не страшилками будет пропитана мистическая основа популярного уайльдовского сюжета, - говорит Яков Ломкин.

Два мира и остров Буян

Параллельно с репетициями сказочного привидения в театре сейчас репетируют пушкинскую сказку. Как всегда, у Александра Сергеевича Пушкина за любым сказочным волшебным покрывалом надо уметь разгадывать множество тайных знаков.

- Это не первая постановка, которую я делаю по произведениям Пушкина, - напомнил Яков Сергеевич. – Однако «Сказка о царе Салтане» станет для меня первым спектаклем большой формы на пушкинский текст для детей. Откровенно говоря, до недавнего времени я детей боялся. Точнее, побаивался, несмотря на то что у меня самого их четверо. Побаивался в том смысле, что для режиссёра ставить спектакли для детской аудитории является огромной ответственностью, к которой нужно созреть. Не зря же я достаточно долго ходил вокруг этого названия, несколько раз откладывал постановку и сейчас, наконец, почувствовал, что созрел для неё. Как нередко говорят в театрах, режиссёр должен полностью раствориться в авторе. Я тоже постарался раствориться в Пушкине, и вся труппа с искренним уважением отнеслась к сюжету и великому пушкинскому тексту, из которого дети считают для себя одну историю, взрослые – второю, а прозорливые взрослые – другую. Всё-таки в «Салтане» можно раскопать множество интересных глубоких символов и планов. Потому что Пушкин – это не просто поэт, а глубокий мыслитель. Не стану заранее раскрывать все свои идеи и скажу лишь о том, что здесь надо вспомнить об отношениях между Пушкиным и его отцом, который, можно сказать, открестился от своего сына! Как мы помним, в «Сказке о царе Салтане» его сын Гвидон постоянно пытается разными чудесами заслужить внимание своего отца. Мне представляется, что Александр Сергеевич тоже боролся за внимание родителя. И если через этот ракурс вскрывать пушкинское сочинение, то оно уже не покажется наивной сказкой. Хотя какая уж тут наивность: «…И царицу в тот же час/В бочку с сыном посадили,/Засмолили, покатили/И пустили в окиян…» Это же какая-то адская жестокость, языческая казнь! Мы знаем о том, что в «Сказке о царе Салтане» Пушкин соединил сюжеты нескольких финно-угорских преданий, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна и которые в своей сущности были тоже очень жёсткими. Если не сказать жестокими, языческими. Поэтому вместе с прекрасным художником-постановщиком Виктором Герасименко нам будет интересно показать мир Салтана языческим, жёстким, верящим в могущество сверхъестественных сил, и на контрастном фоне которого разительно отличается мир Гвидона, который он создал на острове Буяне. Мир совершенный и христианский со всеми его атрибутами и обрядами. Вроде бы образец идеального государства, хотя в то же время мы знаем о том, что Буян располагался на Западе, считался островом мёртвых, и именно на нём произошла-таки встреча отца и сына… Но мы договорились, что всех замыслов я раскрывать не стану…

Пушкинская публицистика

Любопытно, что ряд исследователей пушкинского наследия трактуют «Сказку о царе Салтане» через эволюцию политических взглядов гениального русского поэта. Вспомним строчки одного из писем Александра Сергеевича, которые он с помощью гусиного пера и чернил положил на бумагу вскоре после поэтического обращения к европейским депутатам и репортёрам - «Клеветникам России» («Бессмысленно прельщает вас/Борьбы отчаянной отвага - И ненавидите вы нас…»): «Озлобленная Европа нападает покамест не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою».

И кульминацией этой эволюции Пушкина можно посчитать его публицистическую статью «Джон Теннер», опубликованную в журнале «Современник» в 1836 году. В этой публицистике Александр Сергеевич оценил нравы государства, созданного в Новом свете всего полвека назад – в 1776 году. Речь идёт, конечно, о Северо-Американских Соединенных штатах.

- С изумлением мы увидели демократию в её отвратительном цинизме, её жестоких предрассудках, её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую - подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству; большинство - нагло притесняющее общество; рабство негров - посреди образованности и свободы; родословные гонения - в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей - алчность и зависть; со стороны управляющих - робость и подобострастие… И, познакомившись с этими строками, понимаешь, что Пушкин ещё больше становится нашим всем.

Воспитание впрок

В начале первого зимнего месяца в театральной афише появится премьерный спектакль «Школа жён». Эту комедию по пьесе великолепного Мольера в Ижевске ставит Галина Зальцман вместе с театральным художником Дмитрием Разумовым.

- Пьесой «Школа мужей» и последовавшей за ней комедией «Школа жён» Мольер, как отмечали критики, «повернул в своём творчестве от фарса к социально-психологической комедии воспитания». Кого и чему будете воспитывать этой мольеровской комедией?

- Этот интересный вопрос гораздо правильнее адресовать режиссёру-постановщику, - усмехнулся Яков Ломкин. - Скажу лишь то, что «Школа жён» привлекательна комичной ситуацией, в которой оказался один уже немолодой господин, преследуемый страхом быть обманутым коварными женщинами. Поэтому, прежде чем жениться, он выписал из деревни, как ему казалось, наивную девушку, чтобы воспитать её и приготовить для себя в качестве супруги… А вот что из этого выйдет, наши зрители смогут увидеть в первой декаде декабря…

Известия Удмуртской Республики
Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

Ради мига на земле...

Интервью режиссера Владимира Золотаря газете «Известия Удмуртской Республики»

19 апреля 2024
#Новости театра
«Все было супер! Ижевску привет!»

Завершились двухдневные гастроли Русского театра в Казань

19 апреля 2024
#Новости театра
«Снегурочка» начинает материализовываться

Художник-постановщик Ирина Долгова представила техсовету театра эскизы декораций и костюмов к спектаклю 

19 апреля 2024
#СМИ о театре
«Человек потерянный»

Рецензия Татьяны Зверевой на спектакль «Папа» опубликована в газете «Экран и сцена»

18 апреля 2024
#СМИ о театре
Встреча добрых соседей

Пресс-конференция, посвященная гастролям театра: трансляция на «Татар-информ»

15 апреля 2024
#Новости театра
Казань ждет!

17-18 апреля состоятся гастроли Русского театра на сцене Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала