КЛИКБЕЙТНОЕ НАЗВАНИЕ ДЛЯ РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛЬ «ШКОЛА ЖЁН».
Сегодня рецензия на «Школу жён»(режиссёрка Галина Зальцман) драм театра.
Спектакль свежий, премьера была в декабре 2023-го года. Сезонный, скажем так.
Я сел на своё место и стал ждать начало спектакля. На сцене был занавес, на занавесе была проекция. На проекции надпись уродско-деловым шрифтом: «проблема браков школа жён».
Глубокий вдох отчаяния. Я испугался. Опять проекция. Опять уродская. Ну два дня подряд, ну за что? Однако моя верная спутница отметила следующее: «будто лекция сейчас какая-то начнётся или презентация... ну я надеюсь». Мы скептично стали ждать. Актёры за пять минут до начала спектакля вышли в середину зрительного зала, осушили бокальчик шампанского, богато посмеялись и удалились. Напряжение нарастало.
И вот спектакль начался. Проекция не исчезает. Я в панике. «Что, опять?!» Но тут на сцену выходит солидный мужчина в костюме. У него в руках планшет. Он начинает читать лекцию, которую заявляла нам проекция. Лёгкий выдох облегчения.
Лекция была ироничная и смешная. Очень хорошо сработал контраст между тем, как актёр на сцене подавал себя (делово и очень серьёзно) и самой лекцией, которую он читал (на проекции пошли дурацкие стоковые слайды, а лектор выдавал перлы в духе: "самый страшный грех для женщины – табакокурение"). И в целом, весь спектакль так и прошёл. Легко, весело, задорно и иронично.
Начнём, как водится, с декораций.
Когда я вспоминаю первое появление основной декорации, то у меня, по спине бегут мурашки (так было и на показе). Это, между прочим, удивительно, потому что вспоминая «Даму пик», где мне из шести уставших актёров и раммштайна пытаются выдавить масштаб и эпичность, я удивляюсь, как это работает в «Школ жён».
Убирается занавес, включается музыка, появляется коробка. Это комната героини. Это как бы кукольный домик, который можно открыть, даже мебель в этом домике в пупырчатой плёнке (как бы и для кукольности, но как бы и намекая на причастность чьей-то старой руки к устройству жизни). Выглядит этот домик, будто ты закулисами видишь декорацию. И вот играет музыка, сцена вращается, коробочка вращается, героиня просто и непринуждённо двигается, а за ней наблюдает лектор-опекун.
И на сцене, если подумать, ничего не происходит – вращается коробка, девушка грациозно скачет по этой коробке, а сальный мужик с замиранием сердца за этим наблюдает. НО И Я С ЗАМИРАНИЕМ СЕРДЦА НАБЛЮДАЮ ЗА ЭТИМ ВСЕМ (я сальный мужик? возможно). Это безумно красиво. И помимо всего прочего – функционально. Открываешь коробку – комната, закрываешь коробку – сад или любое другое место, разворачиваешь коробку и открываешь её – какой-то тёмный и страшный переулок в духе даже некоторого Оруэлла. В общем, такой минимализм вызывает восторг.
Режиссёрские решения здесь весьма оригинальные. Они как бы простые и их даже будто и нет, но тут как с оператором – хорошую операторскую работу не видно.
Безумно забавно обыграна проблема отцов и детей, она как бы осовременена, но почему-то это получается не пошло. Встроены такие дурацкие, но смешные узнавания: например, героиня прячется от своего опекуна-лектора, чтобы попарить подик в саду, а её возлюбленный разговаривает в манере Макса Коржа.
Это, конечно, иногда на грани фола. Некоторые интонации настолько утрированны и ироничны, что чуть ли не скатываются в простой кринж, но у актёров всё-таки хватает сил не проваливаться в шоу испанского стыда.
Очень меня порадовало развитие удачных находок. Опять-таки, возвращаемся к вейпингу. Героиня попарила разочек в саду, но об этом не забывается. По ходу пьесы конфликт обостряется, опекун-лектор в ярости, коробочка вращается – мы видим, что героиня и возлюбленный сидят в саду и парят вместе, впуская пар друг в друга посредством поцелуя. Вот тупо вроде, вроде даже пошло, но, сука, в контексте-то смешно почему-то. И так, опять-таки, во всём.
А актёры, о боже, актёры! Они все бесподобны. Каждый из них. Конечно, первостепенно – исполнитель главной роли, потому что с него одного спектакль начинается и весь спектакль он остаётся на сцене. А начало спектакля, между прочим, задаёт тон. И тон задан очень точно. Настолько хорошо, что я просто не могу оторваться от сцены. Актёры могут молча ходить, а я буду просто наблюдать. Это абсолютно бриллиантово.
И тут я должен упомянуть две вещи:
Во-первых, весь спектакль в стихах. Весь. И мне не скучно. Я понимаю всё. Каждое слово мне понятно.
Во-вторых, три актёра из «Школы жён» играли в «Даме пик». НАПОМНЮ! Спектакли игрались с разницей в 24 часа. То ли выспались, то ли что. Ну да ладно.
Но, извините, я, наверно, ввёл вас в заблуждение? Будто «Школа жён» – это поверхностная комедия. Нет. Конечно, нет. Это глубже, чем просто комедия. Это серьёзнее и сильнее, иначе не было бы столько смеха, не будь тут столько правды и боли.
Однако на такой пафосной ноте нужно и о минусах сказать. Во второй половине спектакль проседает. Минут на десять буквально, но проседает. Там как раз-таки самый серьёзный момент случается. Отчего проседает? Может, темпо-ритм сильно сбивается, может, от неожиданной смены тона, не знаю. Просто такой вот факт, а то что всё хвалить-то?
И, в заключении, я бы хотел назвать это "феминистским высказыванием", но не получается. Это как бы критика глупых мужчин, которые хотят себе идеальных жён. Это даже антиутопия, в которой мужчина выращивает себе жену, но есть проблемка, которая не позволяет назвать это полноправным феминистским высказыванием. Пьеса написана в XVII веке. И для XVII века она, наверно, была прогрессивной, но в XXI веке история про "девушку-в-беде", которую спасает "принц" вряд ли можно таковой назвать.
Но я сейчас не разношу в пух и прах режиссёрский замысел, может, в этом и смысл – посмотреть на стародавние нравы через призму современности и ужаснуться нынешним положением дел. Я безумно рад, что Галина Зальцман поставила такой замечательный спектакль про тупых мужиков (и я не иронизирую), просто констатирую факт – это, на мой взгляд, ещё не феминистское высказывание, это начало для чего-то большего. Поэтому желаю режиссёрке успехов. Хочу, чтобы Ваших спектаклей становилось больше!
P.s. В конце спектакля звучит песня, которую я прикрепил к посту. Акцентирую ваше внимание на этом, потому что для меня это было неожиданно и многозначительно. Но всё-таки смешно.
P.p.s. Хотел ещё про рога написать, типа рогоносцы, потому что это тоже безумно смешная тема, которую режиссёрка оригинально обыгрывает, но я тут чё, щас весь спектакль пересказывать буду? А тема смешная, так что не написать не мог.
Оставить комментарий