#СМИ о театре
29 марта 2024
0

Вещий и преодолевающий

Театральный режиссер Олег Сологубов умеет остро ощущать время


В начале апреля Русский драматический театр Удмуртии продолжит премьерный показ спектакля «Папа» с Юрием Малашиным в главной роли. Пьесу французского драматурга Флориана Зеллера в Ижевске поставил петербургский режиссер Олег Сологубов, которому «Известия Удмуртской Республики» предложили сделать небольшое эссе по нескольким сюжетам в его театральной карьере.

Мастодонты и добрые друзья



Режиссерскому мастерству Олег Сологубов учился в Санкт-Петербургской академии театрального искусства на курсе Ирины Малочевской – известного отечественного педагога, которую называли «правой рукой» мэтра советского театра Георгия Товстоногова.

 - Учеба в мастерской Ирины Борисовны оказалась для меня настоящей мукой, - в увлекательном монологе на страницах нашего издания Олег Сологубов взял высокую меру откровения. – Правда, не сразу, а где-то со второго курса и вплоть до выпуска. Надо сказать, что изначально я поступал на актерский факультет, на курс Вениамина Михайловича Фильштинского. Успешно выдержал первый тур, а после второго мне порекомендовали перейти в мастерскую Малочевской, преподававшей на режиссерском факультете. К моменту поступления в вуз мне исполнилось 23 года и преподаватели как будто намекали на то, что «для актера это немножечко многовато». После вступительных экзаменов выяснилось, что я оказался единственным абитуриентом, кто проходил учиться на оба факультета. Но в итоге я выбрал для себя учебу на режиссерском. Там я и познакомился с Юрой Бутусовым (Юрий Николаевич Бутусов один из самых востребованных российских театральных режиссеров – здесь и далее прим. авт.), и Петей Шерешевским (несколько лет назад Петр Юрьевич Шерешевский работал главным режиссером «Русской драмы» в столице Удмуртии), которые чуть позже стали талантливейшими мастодонтами театральной режиссуры. И моими добрыми друзьями. При этом я не скрываю, что когда учился, то «стоял в тени» двух этих гигантов. Хотя на первом курсе, где основным предметом было как раз актерское мастерство, учиться мне было неимоверно легко и свободно. Настолько, что однажды Юра Бутусов, который немногим старше меня, произнес: «Олежка! Я тебе завидую! Ты - молодой и еще ничего не боишься…» Ну а вскоре на меня обрушились все эти муки режиссерского творчества. До такой степени, что все мои попытки учиться режиссуре иногда казались мне абсолютно безнадежными. Думаю, что учись я на другом курсе, то у меня не возникало бы чувства подавленности по отношению к себе. А тут порой я ощущал себя полным калекой, когда Ирина Борисовна, не оскорбляя твоего человеческого достоинства, профессионально «размазывала тебя по стенке». Выдерживать эти разборы было очень тяжело. Иногда просто не выносимо и ты несколько дней, да еще на фоне неутихающего самоедства, ходил в полной уверенности в собственной никчемности и бездарности. Причем эти уничтожающие разборы от Малочевской слышали студенты актерского факультета (Олег Сологубов учился бок о бок с Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым, Михаилом Трухиным и Ксенией Раппопорт), и после этого на их реакцию не могло не влиять то, что называется «предварительной установкой». Когда я предлагал им попробовать воплотить на сцене очередную свою художественную идею, постановочный ход, то они нередко выражали свой скепсис, потому как после разгромных вердиктов Ирины Борисовны у них не было доверия к моим решениям. Тем не менее, когда я приехал в Брянский драматический театр делать там свой дипломный спектакль по рассказам Аверченко, то очень быстро увидел и почувствовал, что и опытные и молодые актёры живо и восторженно воспринимали твои замыслы и это, конечно, было для меня дорогой наградой. Искренние актерские отклики помогли мне преодолеть все ужасы и психологические комплексы, сопровождавшие меня в студенческую пору…

Два правильных ответа на один вопрос


Заметим, что технология и особенности обучения, которыми оперируют ведущие театральные педагоги, нередко могут напоминать проявления деспотизма. В первую очередь для непосвященных в мир театра. Однако подобный агрессивный прессинг нередко играет и положительную роль.

- Вполне возможно, что для обучения режиссеров это и надо делать, - улыбнувшись, Олег Сологубов допускает позитивный эффект от диктата со стороны мастера и тут же спешит дополнить. – А вот для актёров, по моему мнению, это точно не нужно. Потому что когда ты действуешь методом проб и ошибок, то после разносов начинаешь бояться ошибиться. Но это не должно быть страшно. Это должно быть нормально, потому что актеру нельзя выходить на сцену, если у него присутствует боязнь оплошать. Между прочим, несмотря на мощный стресс, который я испытал в стенах родного вуза, я обожаю Ирину Борисовну Малочевскую и при первой возможности набираю номер её телефона. Поздравляю с днём рождения, с Новым годом, а иногда без всякого праздничного повода, чтобы поболтать просто так. Сейчас мне забавно вспоминать, как перед началом учебы на втором курсе Ирина Борисовна расспрашивала своих студентов о том, продолжать ли ей «кричать» на них во время занятий? «Ведь если я на вас кричу - это значит, что я за вас борюсь! Это значит, что мне небезразлична ваша дальнейшая судьба в театре». Поэтому, когда очередь дошла до меня, то памятуя о не безразличности мастера, на её сакраментальный вопрос я ответил: «Да, кричите». В отличие от меня, Петя Шерешевский, который всегда был мудрым умницей, дал Ирине Борисовне другой ответ: «Нет, на меня кричать не надо». И в действительности Малочевская перестала кричать на него и это ему помогало. А я, дурак, согласился на то, чтобы на меня кричали…

 - …а вот мне думается, что у этого хитроумного вопроса учителя есть два ответа и оба они правильные, - ненадолго прервав монолог режиссера, «известинский» журналист не удержался от реплики и в кульминации разговора задал новый вектор для размышлений собеседника.

«Зима» для свойства мыслей и эмоций


Четыре года назад в Театре на Васильевском в Санкт-Петербурге Олег Сологубов поставил пронзительный спектакль «Зима» по пьесе Евгения Гришковца. Эта постановка по признанию режиссера позволила ему окончательно закрыть гештальт в личной истории, связанной с армейской службой. И не только…

- В армию меня призвали на закате советской эпохи и служил я в Абхазии, - Олег Сологубов уточнил географию и поначалу можно было ошибочно подумать, что одна из всесоюзных здравниц предполагала не службу, а пусть отдаленную, но копию райского наслаждения. – Климатические условия были прекрасны. Курорт с морем, мандаринами, хурмой и фейхоа, которые я попробовал впервые в жизни. Однако в реалиях служба в стройбате отчасти напомнила мне подробности «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. И полученная тогда психологическая травма очень долго была со мной. Ровно до тех пор, пока я не поставил «Зиму» - спектакль, в сюжете которого двое солдат, заплутавшие в глухом лесу, постепенно замерзают. Ни один человек не знает, какой конец уготован ему в жизни, и эти двое бедных и несчастных солдатиков тоже пока не знают этого. Хотя их исход уже предрешен. Они еще не понимают, что обречены, продолжают разговаривать друг с другом как будто на «автопилоте» и в мерцательной аритмии сознания видят… Снегурочку, которая уводит их за собой к Деду Морозу. Опять же в советские времена Дед Мороз был для людей своеобразным воплощением и олицетворением запрещенного господа Бога. А эти два солдата уходят в вечность под бессмертную музыку Баха, и для меня становится очевидным, что они принимают смерть…

- Как вы думаете и чувствуете, в нынешние сложные времена «Зима» способна подвигать своего зрителя на глубокие размышления и возникновение в душе свойства, которое принято называть сопереживанием?

- По крайней мере, мне всегда хочется верить в то, что даже если кто-то в течение длительного времени существовал «без божества, без вдохновения», то у него все равно в какой-то момент может возникнуть осознание того, что он живет наподобие амёбы. Потому что человеку на этом свете предназначено мыслить и чувствовать себя, свои переживания и состояния того, кто находится рядом с тобой.

- Опять же знания человека лишь приумножают его печали.

- Тем не менее, всем нам надо стремиться к тому, чтобы жить, мыслить, чувствовать и сопереживать…

Автор текста Александр Поскребышев

Известия Удмуртской Республики 28 марта 2024
Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

Ради мига на земле...

Интервью режиссера Владимира Золотаря газете «Известия Удмуртской Республики»

19 апреля 2024
#Новости театра
«Все было супер! Ижевску привет!»

Завершились двухдневные гастроли Русского театра в Казань

19 апреля 2024
#Новости театра
«Снегурочка» начинает материализовываться

Художник-постановщик Ирина Долгова представила техсовету театра эскизы декораций и костюмов к спектаклю 

19 апреля 2024
#СМИ о театре
«Человек потерянный»

Рецензия Татьяны Зверевой на спектакль «Папа» опубликована в газете «Экран и сцена»

18 апреля 2024
#СМИ о театре
Встреча добрых соседей

Пресс-конференция, посвященная гастролям театра: трансляция на «Татар-информ»

15 апреля 2024
#Новости театра
Казань ждет!

17-18 апреля состоятся гастроли Русского театра на сцене Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала