#СМИ о театре
06 февраля 2020
0

Ажиотаж начался сразу

Этот провинциальный театр родился в 1935 году. Его костяк составили актёры Московского Художественного. Он умер при пожаре в мае 1941 и снова родился на новом месте в 1946. Театр прожил долгую и достойную вторую жизнь. Потом медленно и достойно умирал в аварийном здании и долгах по самую крышу. А в 2011 получил новое имя, новое здание и начал свою третью жизнь.  

Театр-Феникс дважды доходил до финала «Золотой маски». В 2016 году - четыре номинации. В 2019 - уже шесть.  А потом вдруг привёз своему зрителю целых семь золотомасочных спектаклей. Как удалось провести фестиваль «Золотая маска» в Ижевске»? В чём секрет успеха Русского драматического театра Удмуртии? Об этом «Театрал» спросил директора театра, Заслуженного работника культуры РФ Стеллу Кудрявцеву.

- Ижевск ведь оборонный, промышленный и совсем не фестивальный город. Понятно, что авторитет премии высок и показы «золотомасочных» спектаклей проходят с аншлагом по всей стране. И все-таки, как вам удалось собрать зрителя?

- Мы от него отбивались! Ажиотаж начался сразу. Ещё до старта масштабной рекламной кампании. 1 июля мы начали продажи на фестивальные спектакли ноября. К сентябрю большая часть билетов была продана. И знаете, не смотря на всё организационные проблемы и бешеную ответственность, переживания и усталость – я была очень счастлива в дни фестиваля. Откуда появился зритель? Он вырос! Понимаете, как тот английский газон, которые стригли столетиями. Ижевский театральный зритель сформировал свой вкус в первую очередь на наших спектаклях! Конечно, за 85 лет театр ставил много классики. «Двенадцатую ночь» Шекспира, к слову, премьерой которой мы завершили Год театра, впервые поставили ещё в 40-х годах. Но всегда шёл поиск живого и современного драматургического материала. И в афише были Григорий Горин, Михаил Шатров, Виктор Коркия. Знаменитую пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» наш театр поставил в первую волну, в 1982-м, сразу вслед за «Ленкомом». В 1980-е в афише появились имена Людмилы Петрушевской и Николая Коляды. В 90-е ставили Сергея Довлатова и Нину Садур, в 2000-е – Ивана Вырыпаева и Мартина МакДонаха. Спектакль по его пьесе «Человек-подушка» мы привезли в 2014 году на Первый международный фестиваль МакДонаха. Выдержали конкуренцию с театральными труппами Австрии, Германии, Польши, Чехии и Великобритании. А исполнитель главной роли Михаил Солодянкин получил приз за «Лучшую мужскую роль». В последние годы мы стали целенаправленно приглашать новую режиссуру: Дмитрий Удовиченко, Денис Хуснияров, Пётр Шерешевский, Яков Ломкин. Театр стремительно меняется, постоянно удивляет своего зрителя -  премьера за премьерой, новые прочтения классических текстов, разнообразные проекты. Мне понравилось, как написала о нашем «Короле Лире» питерский театральный критик Татьяна Джурова: «Ансамбль Ижевского театра легко, без пережимов и с замечательной внутренней свободой обеспечивает перезагрузку смыслов». А я бы сказала, что  весь театр пережил полную перезагрузку. Мы изменились сами и изменили ижевского зрителя. 

- Все провинциальные государственные театры одинаково счастливы успешными постановками и премиями. И каждый театр по-своему несчастен своими проблемами, каждый ищет способ выполнить госзадание и выйти на самоокупаемость. Вы возглавили этот театр в трудное для него время в 2002 году и вывели его в новую жизнь. Каков ваш рецепт успеха?

- Я всегда ставила себе очень высокую планку. И когда дотянуться до неё, казалось, нет сил – срабатывал мой горский характер: не могу смириться и проиграть! Когда я возглавила Русский драматический театр, то чётко понимала, в каком он кризисе, какие насущные задачи и какой клубок проблем меня ожидает. Но меня сразу покорила атмосфера в коллективе, где не было интриг и сплетен! Одна большая творческая семья! Директору театра нужно уметь прощать актёрские слабости и потакать режиссерскому самолюбию, держать в узде все цеха и быть самым пристрастным зрителем. Я отвечаю за то, чтобы всем в нашей театральной семье, от мала до велика, жилось хорошо и хотелось заниматься творчеством. Самой юной актрисе в труппе всего 20 лет, но она уже играет главные роли. А самый возрастной актёр – Юрий Павлович Малашин. В январе ему исполнилось 70 лет. И в апреле будет его бенефис – спектакль «Алексей Каренин». Это старинная театральная традиция, и я очень рада, что мы возродили бенефисы на нашей сцене. Каждый раз это не просто вечер комплиментов и реверансов – это серьёзное испытание для бенефицианта и всей труппы. Полноценный знаковый спектакль, который ещё выше поднимает планку профессионального мастерства. Бенефис Николая Ротова – «Король Лир», бенефис Михаила Солодянкина – «12 стульев», бенефис Ольги Слободчиковой – «Визит старой дамы». 

- Понятно, что Русский драматический театр Удмуртии строит грандиозные планы на юбилейный год.  О чём вы мечтаете?

- Мы не просто мечтаем - мы непременно добиваемся желаемого! Потому что каждая наша мечта обязательно проговаривается, просчитывается, продумывается и осуществляется шаг за шагом. Например, мы давно хотим, чтобы в нашем театре была еще одна площадка – малая сцена - на которой мы могли бы смелее экспериментировать и более доверительно  разговаривать со зрителями, прежде всего молодыми. Этот проект получил поддержку Министерства культуры России и Главы Удмуртской Республики Александра Бречалова. И в прошлом году были выделены средства на завершение реконструкции нашего здания, где будет размещаться   Театр юного зрителя.   Надеюсь, строительство будет завершено в самые короткие сроки. Ну а мы уже сейчас ставим спектакли для подростков в разных необычных пространствах, проводим встречи и лекции, запустили  детский интерактивный проект «Книжкин театр». 

Для нас очень важно, чтобы в труппе работали настоящие профессионалы. Для этого мы приглашаем в театр педагогов по сценречи, по пластике. Группу молодых актеров театр направил для повышения мастерства в ВШСИ Константина Райкина. 

Понимаете, у Русского театра особый темпоритм. Нет такого, чтобы запланировали-провели-взяли паузу. Всё происходит практически одновременно или друг за другом, такая бесконечная полифония. Вот мы встречаем на своей сцене три спектакля знаменитого «Сатирикона» и одновременно готовимся выпустить три своих премьеры. Вместе со всей страной будем отмечать Юбилей Победы. Но 2020-й – это ещё и год 85-летия нашего театра. В юбилейной программе масштабные премьеры и новые проекты. Возглавлять динамичный, постоянно меняющийся, живой театр – это трудно, но в этом счастье! 

Автор: Елена Обидина

Театрал Февраль 2020 № 02 (179)

        

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

08 сентября 2021
#СМИ о театре
«Все смешалось в доме Толстых - и драма, и балет, и даже квесты»

О фестивале в Ясной Поляне и нашем «Алексее Каренине» - на канале Россия 1

06 сентября 2021
#Новости театра
«Алексей Каренин» на фестивале «Толстой»

5 сентября спектакль «Алексей Каренин» был с успехом показан на фестивале «Толстой» в Ясной Поляне

03 сентября 2021
#Новости театра
Русский театр - участник программы «Пушкинская карта»

«Пушкинская карта» в вопросах и ответах

02 сентября 2021
#Новости театра
Чудики в библиотеке

Первая программа Русского театра в читальном зале Национальной библиотеки Удмуртии, посвященная премьере спектакля «Чудики», состоится 17 сентября

27 августа 2021
#Новости театра
Чудики в городе

Подготовку к премьере спектакля «Чудики» сопровождает фотопроект Игоря Тюлькина «Чудики в городе»

26 августа 2021
#Новости театра
Последний полет «Боинга-Боинга»

Первый спектакль нового сезона и последний показ спектакля «с историей» - такие совпадения бывают раз в десятилетие. И пропустить это просто невозможно!