#СМИ о театре
22 июля 2020
0

Карантин и «Каренин»

Пьеса «Алексей Каренин» Василия Сигарева с артистами Русского драмтеатра в работе с января. Начали репетировать, готовясь к весенней премьере, но продолжить пришлось уже дома: особый режим внёс свои корректировки в привычный график.

Режиссёр постановки Константин Солдатов считает это обстоятельство незапланированной возможностью погрузиться в материал и глубже проникнуться судьбой героев. Спектакль, который он задумал, призван раскрыть психологизм и деликатность ситуации, в которой оказались герои пьесы: любовь и измена…

Интуитивная история

- Константин, расскажите, как определились с исполнителями главных героев? По каким критериям проходил отбор? Какие впечатления от театра?

- Я в Ижевске впервые. Мне сразу понравились и театр, и артисты. Те, кто занимаются этим театром, очень любят своё дело. Мне нравятся спектакли, которые здесь выпускают, режиссёры, которые здесь работали и работают.

Распределение ролей сделали ещё в январе. Тогда был кастинг - знакомство с артистами, общение. И вот через это общение стало понятно, кто будет играть. Тогда и определились со всеми героями, кроме Каренина. Потому что исполнитель этой роли - Юрий Малашин - был определён заранее.

Предвосхищаю ваш вопрос, Анну Каренину исполняет молодая актриса Екатерина Саитова.

Выбор актёров, прежде всего, основан на интуиции.Во время общения с артистами сразу понимаешь, кто сможет рассказать историю, которую ты задумал так, как ты это себе представляешь.

- А как происходил выбор пьесы?

- Это было предложение театра. Такое не часто случается, когда совпадает предложение театра и мои пристрастия в драматургии. Василий Сигарев- современный драматург, ученик Николая Коляды. У него огромное количество потрясающих пьес, мне очень нравится то, что он делает в театре,и фильмы, которые он снимает.

Пьеса «Каренин» - это такой аккуратный взгляд на очень деликатную проблему. Там нет ничего радикального. Это больше погружение в психологию персонажей, в психологию самой ситуации. Пьеса предлагает нам взглянуть на известную историю с совершенно другой стороны: что бывает, когда властолюбивый мужчина оказывается в ожидании своей участи.

И если в романе Льва Толстого ситуация представлена в основном с точки зрения Анны,то здесь главный персонаж - Алексей. Персонаж самодостаточный, самостоятельный.

- И Юрий Малашин как раз подошёл на эту роль…

- Это замечательный артист. Мне сразу стало это понятно. Он интеллигентный, внимательный, талантливый. Я видел несколько его работ в театре, то, как он работает на сцене - это очень интересно.

Деликатный психологизм

- Вы подчеркнули психологизм пьесы. А каким будет ваш спектакль?

- Спектакль будет строиться на нюансах в общении между Анной и Алексеем. Мне хотелось показать всю деликатность их отношений, которая предполагается в романе, но зачастую упускается из вида. А именно тот факт, что Алексей Каренин - чиновник. Это накладывает отпечаток на его поведение и личность. Это человек, который служит своей стране, и скандал в его семье может навредить и службе, и репутации. Мне очень хотелось показать этот нюанс. Каренин не медийная персона, личная жизнь которой обсуждается в свете. Он человек совершенно другого круга. Как он будет выкручиваться из этой скандальной истории, обрастающей сплетнями и слухами, что будет с его сыном? Именно факт его государственной службы запутывает взаимоотношения с супругой и окружающими в тугой клубок. И простой факт - девушка влюбилась - становится совершенно непростым, потому что это не просто молодая женщина. Это жена, и жена чиновника.

И, конечно, если ситуация с Анной так влияет на репутацию Каренина, он должен что-то делать в ответ. И у меня есть сцена, где он начинает мстить, чего нет в романе и в пьесе тоже не так явно выражено. Но, по крайней мере, мне кажется, что такое проявление для мужчины адекватно ситуации.

Между тем лейтмотивом в пьесе звучит вопрос о прощении: подставь вторую щеку и отпусти. Но Алексей Каренин - живой человек. И мне было важно, чтобы этот персонаж оставался живым. Да,он прощает Анну, но как - это другой вопрос.

- Как эту мысль будут подчеркивать декорации и костюмы?

- Арина Слободяник- художник из Санкт-Петербурга. Уже не первый спектакль мы делаем вместе. Она недавно закончила обучение в США по программе Fulbright,до этого училась в Санкт-Петербурге у очень хороших мастеров.

Что касается сценографического решения, мы всё-таки отталкивались от некой казенной среды. В декорациях нет приметы конкретного места действия, но отдалённо это может напоминать правительственное помещение, вокзал, даже храм иногда. Для меня это такое место, где обитает Каренин и где живёт Анна в его мечтаниях и в его фантазиях. Можно сказать, это такой храм Анны. Каждый для себя найдёт что-то своё в этом сценографическом решении.

- Есть ли отсылки в декорациях и костюмах к XIX веку? Или они вне времени, как и сама история?

- Нам было важно оторвать историю от времени, и это стремление у нас проявляется в костюмах. Есть какие-то приметы прошлых веков, но они не явные. Иногда они даже больше напоминают 60-е годы ХХ века. Почему так получилось, это не важно. Сыграли свою роль те фотографии, картинки, картины, от которых мы отталкивались, работая с художником.

Хотя, некоторые костюмы - это практически современные коллекции известных домов моды…

Театр после карантина

- Как вы думаете, зритель также соскучился по театру как артисты? Сейчас много говорится о том, что театрам будет трудно вернуть публику, несколько месяцев будут провальными…

- С одной стороны, люди уже насиделись дома и насмотрелись фильмов и сериалов по телевизору или в интернете… Но, с другой стороны, как скоро мы избавимся от тревоги быть в одном пространстве с незнакомыми людьми?

Театр - это место, которое объединяет людей. В фойе, в буфете, в зрительном зале. Во время спектакля мы все вместе смотрим в одном направлении. И в этом сотворчество зрителей с тем, что происходит на сцене. Готовы ли зрители абстрагироваться от обстоятельств и просто воспринимать происходящее на сцене, сопереживая героям постановки? При этом не отвлекаться на соседей по залу, не прислушиваться кто там закашлялся или чихнул? Пока я не готов ответить.

В свою очередь, творческая среда готова к трансформациям. Сейчас достаточно много музыкантов, художников, артистов, режиссёров развивают проекты в интернет-пространстве. Что из этого получится, не ясно, но движение началось. И это уже новая реальность.

Я тоже ищу для себя новые формы вне театра. Так внезапно появились планы на осень - снимать кино. Не стал бы этого делать, не случись карантина. Но эти планы дают мне уверенность в том, что если ситуация с ограничениями повторится, мне ничто не помешает продолжить заниматься творчеством. Кино, новая сфера для меня, но все это дико интересно. Если человек не останавливается в поиске, он найдёт себе применение при любых обстоятельствах. Так мне кажется.

Другое дело - тяжело коллективам, тяжело их руководителям. Отсутствие зрителей, финансовая составляющая… Это, конечно, сложные вопросы, но я надеюсь, что они будут решаться в стране комплексно.

Педагог и режиссер

- Теперь не могу не расспросить про фильм: где вы будете снимать, кого, что за кино?

- Мне предложили набрать актерский курс в Калуге. Специальность, по которой молодёжь будет обучаться - «актёр театра и кино». И я поймал себя на мысли, что работе в сценическом пространстве уделяется много времени, а вот работа с камерой, остаётся за пределами изучения в театральном институте. Хотя формально все артисты после окончания театрального вуза могут работать и в театре, и в кино.

Кино отличается от театра тем, что актёру нужно абсолютно адекватно взаимодействовать с другим персонажем, но при этом партнёра может не быть в кадре, или ты делаешь вид, что с ним общаешься. Или основной твой партнёр - камера. Интересных нюансов много, но им практически не обучают. Как артист (у меня актерское образование) и опять же как человек, который работал на телевидении, я понимаю, что кино требует совершенно иных навыков, нежели театр.

Так вот со студентами мы и будем учиться взаимодействовать на сцене в кадре киноаппарата. Что мы будем снимать - не скажу, пока идёт работа. Есть ряд сценариев, которые в разработке, но, думаю, что со студентами мы начнем раскручивать эту историю прямо в процессе обучения.

- Студенты станут звёздами раньше, чем окончат учиться …

- Надеюсь. Кино - это интересно. Молодые люди постоянно видят себя на экранах смартфона - делают они селфи, или снимают ролики с друзьями. Считаю, что молодёжь сейчас с совершенно иным качеством внутренней свободы. Это ни хорошо и ни плохо. Это интересно. У меня подрастает сын, и мне интересно с ним общаться, понимать, что ему важно и что его увлекает…

- А фильм будет для взрослых или для подростков и молодёжи?

- Скорее, для семейного просмотра. Мне вообще нравятся истории, которые могут смотреть и подростки, и молодёжь, и взрослые. Я думаю, что и «Каренин» будет интересен людям разных возрастов.

О работе и вдохновении

- Вы работали худруком в театре в Кирове, сейчас в Калуге…

- Я руковожу театральной лабораторией «PROART’S», это частный театр, но в нём нет труппы. Мы занимаемся театральными проектами - читками, постановками современных пьес, проводим фестивали и лекции. Под каждый постановочный проект набирается определённый состав. Артисты из разных театров, непрофессиональные артисты, работа с которыми мне доставляет огромное удовольствие.

- А как профессиональные артисты смотрят на таких коллег?

- Мне кажется, им так же интересно, как и мне. Профессиональные артисты замкнуты в контексте своего театра. А работая с современной пьесой, надо понимать, что происходит за пределами театра. Когда я попадаю в агрессивную незнакомую среду, у меня «очищаются рецепторы». Поэтому мне очень важно, чтобы артисты были чуткими к тому, что происходит на улице.

Конечно, я беру в проект людей, которые способны к игре на сцене. Есть такие, кто не знает, как играть, но очень хочет. И это, как правило, лучше, чем когда ты знаешь «как» и не хочешь…

- Профессиональные артисты в этом взаимодействии легко справляются со своим снобизмом?

- У нас нет снобизма. Чем хорош частный театр, там все участвуют по собственному желанию, потому что им это интересно, им это как-то помогает в профессии, они знакомятся с актуальными, живыми, острыми темами. Конечно, этот контекст нас подталкивает к поиску нового, и это замечают и зрители, и критики. Мы участвуем в различных в фестивалях.В прошлом году наш «Человек из Подольска» попал на фестиваль в Белгород и в лонг-лист «Золотой Маски», спектакль «Горка» заявлен на фестиваль.

- Что вас вдохновляет?

- Меня вдохновляют хорошие фильмы, сериалы, книги. Иногда простое созерцание людей на улице. А ещё физическая работа. У меня свой дом, не скажу, что большое хозяйство, но много чего приходится делать руками. Иногда, работая с деревом, ты понимаешь больше про профессию, чем когда ты неделями ищешь режиссёрское решение эпизода в здании театра. Есть некая медитативность в физическом труде и это помогает сосредоточиться на том, что тебе действительно необходимо понять.

Всё, что вокруг происходит, - это мой жизненный и сценический опыт. Карантин - опыт. Можно, конечно, переживать, что мы не выпустили спектакль «Каренин» вовремя, но, с другой стороны, есть повод подумать, прочитать пьесу заново. Сейчас у нас этап нового познания этой истории. И это прекрасный опыт.

Автор: Кристина Романова

Известия Удмуртской Республики 16.07.2020

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

20 ноября 2020
#Новости театра
Спектакль «Алексей Каренин» вошел в Long List фестиваля «Золотая Маска»

Экспертный совет фестиваля «Золотая маска» поставил спектакль Русского театр в ряд самых заметных спектаклей сезона 2019-2020 годов, особо отметив исполнителя заглавной роли заслуженного артиста России Юрия Малашина

13 ноября 2020
#Новости театра
Дайте зрелищ! И можно без хлеба...

О необходимости зрелищ как хлебе насущном разговаривали в программе «Персонажи» на радио «Моя Удмуртия» постановщик спектакля «Инспектор на десерт» Владимир Золотарь, актер Игорь Василевский и помощник директора Анна Никифорова 

11 ноября 2020
#СМИ о театре
«Я дышу театром»

Яков Ломкин в программе «Сквозь судьбы» - о театре, о жизни, и о невозможности жизни без театра

10 ноября 2020
#Новости театра
Триллер в двух следственных действиях

Режиссер Владимир Золотарь репетирует на сцене триллер «Инспектор на десерт» и рассазывает о лучших, по его мнению, образцах этого  жанра

03 ноября 2020
#Новости театра
Ночной визит

Ночь искусств - 2020 в Русском театре: с 3 на 4 ноября будет открыта ссылка для просмотра спектакля «Визит старой дамы» 

21 октября 2020
#СМИ о театре
«Без обмена энергиями театр невозможен»

Заслуженный артист России Юрий Малашин в программе «Сквозь судьбы»