#СМИ о театре
10 ноября 2020
0

Триллер в двух следственных действиях

Детективы же разные бывают. Очень разных жанров. Я вообще фанат того, что называется триллер. Если  нырять в эту историю, то там, пожалуй, самый мой любимый, не новый уже,  90-х годов, фильм Дэвида Финчера «СЕМЬ». Для меня это эталонный триллер про маньяка. По всем статьям – и по интриге, и по развязке, и по эталонной паре детективов – старый-молодой, оптимист-пессимист.  И серийный убийца, которого играет  Кевин Спейси – эталонный по всем статьям. Для меня это более яркая и убедительная история, чем  культовый фильм «Молчание ягнят». Безмерно с большим уважением отношусь и к фильму, и к Энтони Хопкинсу в роли Ганнибала Лектера, но для меня Спейси страшнее.  Просто потому что Хопкинс играет исключительного персонажа, а Спейси  человека, который вполне может затеряться в толпе и поймать его получится только если он захочет этого сам. А еще в этом фильме революционное для 90-х годов отсутствие хэппи-энда – там чудовищно трагический финал. Мощное кино!

Из того, что посвежее -  на меня сильное впечатление произвел немецкий триллер «АНТИТЕЛА». У немцев  и скандинавов вообще кино довольно отличающееся от американского стандарта.  И «Антитела» – это триллер  с  круто придуманным маньяком, крутой интригой и при этом мощной семейной драмой внутри,  когда отец  подозревает, что его сын - убийца. И практически библейским  финалом! 

Если совсем свежее брать, то  это «ДОСТАТЬ НОЖИ».  Я думаю,  в прошлом году все попали под обаяние этого фильма. Это такая элегантная, ироничная пародия на агатокристевский герметичный детектив. По-моему очень лихое кино с кучей замечательных артистов в замечательных ролях,  с  очень забавно придуманным сюжетом и хорошей природой иронии.

А есть еще любопытное кино – ранний фильм Кристофера Нолана «ПОМНИ». Вот это чистый детектив, но только  наоборот. Там Гай Пирс играет человека, потерявшего жену. Ее убили у него на глазах, а сам он получил травму головы, из-за которой у него развился синдром потери кратковременной памяти. То есть он помнит все, что было до убийства, а после убийства  каждые 15 минут забывает все, что только что произошло. И Нолан – у него же всегда игра со временем – снимает фильм, где все движется от последних 15 минут  к началу.  Но там еще хитрей структура, поскольку  есть и линейный сюжет, с которым это все чередовано. Действие в линейном сюжете происходит не совсем в это время - и эти эпизоды черно-белые,  а те в которых прямое повествование, но задом наперед – они цветные. И ты,  как и главный герой,  пытаешься  собрать этот паззл, и вроде бы уже близок к разгадке, но к концу фильма становится понятно, что все  не так, и развязка будет совершенно фатальной и  трагической. 

А вот же еще есть целый пласт – корейский триллер. Если брать кинематограф , то это прямо крупное явление 2000-х годов.  Триллеры в Корее очень развитый жанр, и они там на любой вкус и цвет. И  очень значительные режиссеры их снимают. Есть Пак Чхан Ук с его трилогией о мести, и не только: «СЛУЖАНКИ» - совершенно блистательный фильм, «ОЛДБОЙ», на мой взгляд, вообще шедевр. Есть теперь уже всем известный автор фильма «Паразиты» Пон Чжун Хо. Есть Ким Чжи Ун с его «Я ВИДЕЛ ДЬЯВОЛА». И еще целый список мощнейших режиссеров такого мейнстримного жанра, при этом явных представителей авторского кинематографа. И, к примеру, эстетика Пак Чхан Ука не просто на меня впечатление произвела, но влияние оказала. Там есть просто много того, что цитируется не только мной, но и кино последующим: знаменитая драка с молотком одним планом снятая из «Олдбоя», падающие тортки из «СОЧУВСТВИЕ ГОСПОЖЕ МЕСТЬ», ну и так далее. Так что корейский триллер - просто  явление в современном остросюжетном кино. 

Конечно, очень много мощных детективных сериалов. Но вот один из не очень замеченных у нас, а для меня так один из лучших сериалов всех времен и народов – «ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ» . Начинается он как триллер с убийством, продолжается больше как судебная драма. Практически все, кто снимал этот сериал, на телевидении работали впервые, но при этом уровень такой: у оператора Оскар за фильм «Нефть», сценарист с Оскаром за «Список Шиндлера», художница вообще работала еще с Форманом и получила Оскар  за «Амадеуса». Такая вот команда собралась снять  «сериальчик». И, конечно, там потрясающие актеры - Риз Ахмед и Джон Туртурро.  

Конечно, очень много интересного всего в детективном жанре. Хотя пик детективов, и даже триллеров уже позади. Если боевики умерли в 90-е, то детективы и триллеры умирают сейчас. Ну, по крайней мере, чистый жанр. Интенция большого Голливуда, на мой взгляд, в том, что все на свете - драмы, которые только делают вид, что они - то фантастика, то детективы, то триллеры, то что-то еще…

А если брать литературу, то я даже не хочу называть отдельные произведения, потому что для меня детективы, это такая литература, которую я  люблю читать, когда очень устал. Если хочется занять голову  чем-то ненапрягающим, но одновременно помогающим  перезагрузиться, я читаю детективы. Причем в немереных количествах! В основном - британских и американских авторов. И для меня там самый яркий и до сих пор любимый с большой нежностью  автор –  это Дэшилл  Хэммет. Мне очень нравится, что с одной стороны это нуар, а с другой стороны подспудно в нем есть такая грустно-лирическая интонация. Мы в России все равно разделяем – вот есть большая серьезная литература, а есть  чтиво. У американцев нет такого жесткого разделения. Есть артхаус, есть мейнстрим, но искусство может быть и там и там. И  Хэммета  они чтут не как великого автора детективов, а просто как большого  американского писателя. И это правда так и есть.

 В большой литературе вообще огромное количество детективов.  Я даже не берусь перечислять. Ведь  Умберто Эко тоже детективы писал:  «Имя розы» – детектив, и «Маятник Фуко» – детектив. Да что говорить – и «Преступление и наказание», и «Братья Карамазовы»  тоже вполне себе детективы. Но если брать чистый жанр, то из лучшего за последнее время - это  серия романов Ю Несбё про Харри Холе. Это, конечно, вполне себе чтиво, но чтиво ужасно заразительное. Ю Несбё – это то, что читают все. Я сам не ожидал, читая первый роман, что я прочитаю всю серию.  Но вот прочитал и теперь  жду – может еще чего появится… 

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

01 декабря 2020
#Новости театра
Премьера спектакля «Трактирщица» переносится на февраль

По техническим причинам премьера спектакля «Трактирщица» переносится на начало февраля. О дате премьеры будет объявлено особо

28 ноября 2020
#Новости театра
«Очень большая победа театра. Настоящий современный театр!»

Спектакль «АЛЕКСЕЙ КАРЕНИН» получил высочайшую оценку жюри фестиваля «МОСТ ДРУЖБЫ»

20 ноября 2020
#Новости театра
Спектакль «Алексей Каренин» вошел в Long List фестиваля «Золотая Маска»

Экспертный совет фестиваля «Золотая маска» поставил спектакль Русского театр в ряд самых заметных спектаклей сезона 2019-2020 годов, особо отметив исполнителя заглавной роли заслуженного артиста России Юрия Малашина

13 ноября 2020
#Новости театра
Дайте зрелищ! И можно без хлеба...

О необходимости зрелищ как хлебе насущном разговаривали в программе «Персонажи» на радио «Моя Удмуртия» постановщик спектакля «Инспектор на десерт» Владимир Золотарь, актер Игорь Василевский и помощник директора Анна Никифорова 

11 ноября 2020
#СМИ о театре
«Я дышу театром»

Яков Ломкин в программе «Сквозь судьбы» - о театре, о жизни, и о невозможности жизни без театра

10 ноября 2020
#Новости театра
Триллер в двух следственных действиях

Режиссер Владимир Золотарь репетирует на сцене триллер «Инспектор на десерт» и рассазывает о лучших, по его мнению, образцах этого  жанра