#СМИ о театре
15 января 2021
0

«Сегодня виновен один, завтра – другой, а кто и когда – ваш выбор, дорогие зрители»

«Ножницы» Владимира Золотаря в Русском театре – спектакль, о котором не получится написать с отстраненных позиций наблюдателя, как ни старайся. Хотя первые полчаса он выглядит как традиционная бытовая комедия, даже зашкаливающе бытовая: действие пьесы Пауля Портнера полностью адаптируется под страну и город, где ее играют. В данном случае, шутили про топонимику Ижевска, и, хотя большая часть географического юмора прошла мимо меня, кое-что легко схватить интуитивно. Например, шутка «раньше я стриг и брил в больнице на такой-то улице» в Нижнем Новгороде, скорее всего, была бы про Июльские дни. Вместо театра «Горожане» шутили бы про студию ЦТМ, а областной населенный пункт с незнакомым удмуртским названием превратился бы в Балахну или Кстово. Диалоги тоже подвижны: общая канва позволяет юмор на злобу дня. Про взятие Капитолия, про – куда же без него – коронавирус, про выбрасывание елки под новогодние праздники, и так далее. В общем, нарабатывается тотальный эффект причастности, который в скором времени разрушит и четвертую стену, и границу «наблюдатель» - «участник».⠀

Но пока этого не произошло, в салоне красоты «Последний клок» манерный стилист Антуан пытается одновременно побрить клиента, приготовить обед (его квартира в том же доме, что и салон), а заодно заткнуть сумасшедшую пианистку Изабеллу Черни, которая живет этажом выше – ее внезапные пассажи из Рахманинова ужасно мешают работе. И музыка действительно прекращается, а вот благодаря кому, так сразу и не скажешь: Изабеллу находят мертвой в собственной квартире. Подозреваемые – сотрудники и клиенты салона. А свидетелей целый зал, чем доблестная «ижевская полиция» в лице капитана Пастухова (Михаил Солодянкин)  и его помощника Миши (Алексей Мельников) обязательно воспользуется. Оставшиеся две трети спектакля посвящено расследованию, в котором публика принимает самое непосредственное участие.

Зрителю разрешено комментировать следственный эксперимент и наблюдать за допросом (а женщины в зале и сами бы не отказались побывать у капитана на допросе), но самое интересное начинается в антракте. Любой желающий может сообщить «представителю правопорядка» свои соображения насчет дела, все показания записываются, и во втором действии события развиваются уже в зависимости от вопросов и комментариев публики. Коррективы «с места» по ходу процесса вносить тоже можно. Говорят, какой-то дотошный зритель увидел целую преступную схему и долго излагал результаты собственного расследования. Конечно, у спектакля есть канва, и даже вариативность финала ограничена четырьмя вариантами разной степени очевидности. Но какая именно версия из четырех сегодня будет «рабочей» и подтвердится чистосердечным признанием – зависит от публики.⠀

Вообще вот так рассказывать – аттракцион, но изнутри видно совсем другое: живое любопытство зрителя, которого впускают на территорию, куда ему сроду путь был заказан, и азарт артистов, которые оказываются в условиях жёсткой и непредсказуемой импровизации. Не все вопросы из зала можно предугадать, а выруливать на заложенные в пьесе рельсы приходится. И потом, зритель волен ставить перед собой любую задачу: кто-то с энтузиазмом включается в расследование, но кому-то хочется знать, что за книжки читал в первом действии Миша. А почему четвертого котика Антуана зовут Сережа, хотя первых трех – Фредди, Оскар и Элтон? А по какому рецепту он готовит гуляш? А где красивые красные туфли подозреваемой Кристины Марковой? Выкручиваться придется в любом случае «с ходу», чем бы ни поинтересовались дотошные свидетели. Особенно непросто в этом смысле приходится Михаилу Солодянкину, поскольку именно его герой ведет основную коммуникацию с залом. Соответственно, он же держит «структуру», не давая спектаклю превратиться в бесконечный поток зрительского любопытства.⠀

Интересный срез отношения к полиции, наверное, показывает эта пьеса в разных странах. После спектакля я спросила у артистов, а не пытается ли публика «завалить ментов» и доказать, что капитан Пастухов и Миша сами причастны к преступлению. О, - ответили мне, - регулярно пытается. Докопаться и обвинить можно любого. Симпатичные (или не очень) ребята с соседней улицы – преступники Шрёдингера, в каждый момент спектакля виновны и не виновны. Торговец антиквариатом Эдуард (Антон Петров) – грубоватый и нахальный, не вызывает доверия. Манерный Антуан (Игорь Василевский) с виду мухи не обидит, но злится на старую пианистку неподдельно. Парикмахерша Кристина (Дарья Гришаева) кажется всего лишь перепуганной барышней, но, если присмотреться, ведет себя крайне подозрительно. Госпожа Шульман (Ирина Дементова) явно что-то недоговаривает… Так кто же?

Финал спектакля неожиданно уводит в легкий сюрреализм, когда такая тщательная «правда» в один момент вспышкой света превращается в игру, и капитан наконец-то озвучивает ее правила. Сегодня виновен один, завтра – другой, а кто и когда – ваш выбор, дорогие зрители. Приходите, сыграем с вами еще, - и щелчок ножниц в воздухе.

Автор: Irina Vinterle

Страница Irina Vinterle на Facebook

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

05 марта 2021
#СМИ о театре
«Мне важны интуитивные ощущения…»

Интервью с режиссером Алессандрой Джунтини в журнале «Республика»

01 марта 2021
#СМИ о театре
Необычный, небанальный, запоминающийся, тревожащий спектакль

О спектакле «Алексей Каренин» пишут в  журнале Союза театральных деятелей России «Страстной бульвар 10» 

10 февраля 2021
#Новости театра
Бенефис Юрия Малашина

12 февраля бенефициант выйдет на сцену в образе Алексея Каренина. До начала спектакля, в фойе, каждый зритель сможет принять участие в театральном квесте «Играем в бенефис»

09 февраля 2021
#Новости театра
Есть вакансия!

Русскому драматическому театру срочно требуются в Отдел продаж Специалист по продажам и Специалист по маркетингу. 

Более подробная информация - по телефону 83412 609 016

04 февраля 2021
#Новости театра
«Гамлет и наше время - синхронизированы»

Интервью Дениса Хусниярова о возвращение к «Гамлету» спустя три года после премьеры: что изменится в спектакле, а что останется неизменным?

03 февраля 2021
#СМИ о театре
Невероятные приключения итальянцев в Русском театре

Накануне премьеры спектакля по комедии Карло Гольдони «Трактирщица» в студии радио «Моя Удмуртия» побывали режиссер Алессандра Джунтини и исполнительница главной роли Екатерина Логинова