Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрации
Фридрих Дюрренматт сегодня - один из самых успешных писателей планеты и самый репертуарный среди немецкоязычных драматургов (Газета «Die Welt», 1985 год)
Вся жизнь Фридриха Дюрренматта прошла в маленькой тихой Швейцарии. От деревни Конольфинген, где он родился в 1921 году в семье сельского пастора, до Невшателя в Швейцарских Альпах, где Дюрренматт провел большую часть своей жизни и нашел покой в 1990-м, меньше 70 километров. Образование он получил в Цюрихском, а затем в Бернском университете. Предметом его изучений были философия, теология, германистика и история искусств. Впрочем, университетский курс Дюрренматт так и не закончил, с 22 лет полностью посвятив свое время литературе. С этих пор вехами на его жизненном пути становятся созданные им романы и пьесы и полученные за них литературные премии.
Творческое наследие Дюрренматта весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес, эссе. Среди них – сборник рассказов «Город» (1952), детективные романы «Судья и его палач» (1952), «Подозрение» (1953), «Обещание» (1958), «Правосудие» (1985); повести «Грек ищет гречанку» (1955), «Авария» (1956), «Поручение» (1988).
Куда мы идём? Что готовит нам будущее? Не знаю, не могу себе представить… (С.Кьеркегор)
Дюрренматт вырос с Библией, богами и мифами. «Отец дал ему мифологические знания. Его мать научила его Библии».
Со спокойной и малособытийной внешней стороной жизни писателя резко контрастирует его напряженная духовная и интеллектуальная жизнь. И таковы же все его произведения. Истоки этого их качества не в занятиях автора философией в молодые годы. В его прозе и сценических произведениях обычно нет диспутов, в которых развиваются различные идеи и концепции. Интеллектуализм Дюрренматта в другом. «Настоящий писательский труд, — сказал он однажды, — всегда есть участие в продумывании и проигрывании возможностей человека». И он не отворачивается от самых плохих вариантов, а разбирает их с бесстрашием и максимальной честностью.
Любого, ничего ему не объясняя, можно посадить в тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать, за что (Ф.Дюрренматт)
Дюрренматт вошел в большую литературу в 1950 году с романом «Судья и палач» на криминальную тему. Его детективы были невероятно популярны и публиковались в еженедельных газетах Швейцарии и Германии как романы с продолжением, помогая поднять тираж до заоблачных высот.
У каждого большого писателя есть не только повторяющиеся образы, но и свои характерные коллизии. Для Дюрренматта — это разбирательство, разоблачение. Иногда судебное (в его произведениях много убийств, шпионов, преступников, судей, криминалистов), но чаще выходящее за пределы компетенции суда. Отбрасывая привычные объяснения, Дюрренматт хочет доискаться до скрытых причин и следствий. С порочностью мира, а не с отдельной личностью ведут заведомо неравную борьбу донкихоты от уголовного розыска — старый комиссар полиции Берлах («Судья и его палач», «Подозрение») и комиссар Маттеи («Обещание»). Уникальный пример юридической относительности представлен в «Правосудии», а герой «Аварии» просто упивается возможностью стать злодеем, ведь только это поднимает его в собственных глазах над болотом жизни…
Писать пьесу всё равно что играть в шахматы: в выборе дебюта ты свободен; дальше партия развивается по своей собственной логике. (Ф.Дюрренматт)
В юности Дюрренматт писал тексты для кабаре. В зрелом возрасте важнейшей опорой своего драматургического метода называл площадной карнавальный театр, балаган. Его пьесам были противопоказаны сантименты и пафос. Писатель был уверен, что время трагедии прошло. Комедия – вот единственная сценическая форма, способная отразить трагизм современной жизни.
Первый драматургический опыт Дюрренматта - «Двойник» (1946) - уже содержал практически все, что будет характерно для его будущих пьес: преступление, судебное разбирательство, двойничество, стремление шокировать и сбивать с толку зрителей, а главное – в нем присутствовала тема судьбы, столь же бессмысленной, сколь и неотвратимой.
Взлет Дюрренматт к вершинам славы и популярности был стремительным: пьесы «Ромул Великий» (1949) и «Брак господина Миссисипи» (1950) принесли ему положение драматурга национального масштаба. «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962), «Играем Стриндберга» (1970) – сделали мировой знаменитостью.
Дюрренматт был настоящим человеком театра. Ему хотелось не только писать для театра или размышлять о театре, но быть внутри современного театрального процесса. Когда он слышал свой текст со сцены, то переделывал его вновь и вновь – для каждого артиста, для каждого спектакля. А однажды он даже попробовал себя в качестве директора театра и режиссера. Впрочем, выдержал только один сезон и это стоило ему инфаркта – в 47 лет. Пережив разочарование в театре, Дюрренматт постепенно отошел от него и последние свои годы посвятил исключительно прозе.
Мир сделал из меня публичную девку, теперь я сделаю из него бордель (Ф.Дюрренматт)
Первый «Визит старой дамы» на театральные подмостки» состоялся в 1956 году. Постановка в цюрихском «Шаушпильхаузе» с выдающейся актрисой Терезой Гизе (первой брехтовской мамашей Кураж) в главной роли, стала настоящей сенсацией. В считанные годы пьеса обошла многие сцены мира; «Визит старой дамы» ставили Питер Брук на Бродвее и Джорджо Стрелер в своём «Пикколо-театре». Существует несколько экранизаций «Визита», в том числе и российская - телефильм Михаила Козакова с Екатериной Васильевой в главной роли.
Место действия драмы – «заштатный городишко где-то в Центральной Европе» − назван драматургом Гюллен, что в переводе с немецкого означает «навоз». Завязка сюжета могла бы стать основой для трагедии, прозрачно намекая на печальную участь Маргариты в «Фаусте» Гете. Но не таковы Дюрренматт и его героиня. Клара Вешер (в замужестве Цаханассьян), оклеветанная любимым человеком и с позором изгнанная из родного города, возвращается спустя почти полвека с одной целью − отомстить. Отомстить не одному человеку, а всему городу, всему этому миру, в котором люди изгнали из своих душ любых богов, кроме бога собственного благополучия... Но главным в пьесе Дюрренмтта оказывается не месть Клары Цаханассьян, а опасная способность людей менять под нажимом обстоятельств свои убеждения. Откуда у человека такая способность принимать преступление за норму?.. Провидческие мотивы, присущие тексту драматурга, усиливаются с течением времени, которое углубляет проблемы европейской цивилизации.
Мои рисунки –это поля сражений, на которых происходят мои литературные баталии, приключения, эксперименты и поражения (Ф.Дюрренматт)
Писатель долго скрывал свою страсть к рисованию, которым занимался всю жизнь. Еще в Конольфингене он начал рисовать кистью и карандашом. В годы студенчества он украсил мансарду в которой жил большими самодельными панно, которые много лет спустя были обнаружены под слоями краски и отреставрированы. Сегодня в невшательском Центре Дюрренматта хранится около тысячи его живописных и графических работ; многие картины находятся в частных собраниях.
Темы, которые Дюрренматт, сын пастора, черпал из Библии и греческой мифологии, помогали ему «концентрироваться на том, о чём он всегда хотел говорить со своими читателями и зрителями, а именно, на темах столкновения человека с падением, поражением, нелепой случайностью, с одиночеством, смертью и, в конечном итоге, с Абсолютом»
Лабиринт был построен так, что вступивший в него никогда уже не мог найти выход (Ф.Дюрренматт)
Критики считают Дюрренматта «неудобным» автором. Его произведения не поддаются однозначному истолкованию. Но в его творчестве есть мотивы и образы, которые никогда не покидали создателя, они изменялись и росли вместе с ним. И чаще всего Дюрренматт имел дело с Минотавром и его «жилищем». Лабиринт, туннель — любимые образы писателя. Всю свою жизнь он изображал Минотавра на своих рисунках, создал, словно Пабло Пикассо, целый такой цикл. В его поэтической прозе 1985 года, так и озаглавленной «Минотавр», действует то же мифологическое существо с головой быка и телом человека, рожденное дочерью Солнечного бога Пасифаей. Писатель признается, что он был не в состоянии найти для существования в лабиринте хоть какие-то светлые краски — слишком переполняли его самого смятение, страх, отчаяние. Он сам чувствовал себя минотавром, загнанным в безысходность мира.
Еще совсем молодым Дюрренматт пишет роман «Город» - о людях, которые запутались в непостижимых подземных коридорах из которых нет выхода. И в одном из последних произведений Дюрренматта-прозаика - «Зимняя война в Тибете» - подземный лабиринт становится последним прибежищем для ещё живых, потерявших разум, одичавших людей. Мир, одновременно похожий на бордель и застенок; запертый в нем человек может стать и палачом, и жертвой. Или — такой поворот еще более вероятен — он палач, охранник и жертва одновременно…
В России Дюрренматта любили. Его романы переводились на русский язык и публиковались большими тиражами. На сценах театров ставились многие его пьесы. Сам Дюрренматт приезжал в СССР несколько раз. Правда, побывав в 1967 году на съезде советских писателей, он был неприятно поражен тем, как мало на этом съезде говорили о литературе и как усердно прославляли правящую верхушку. Под впечатлением от этой поездки Дюрренматт написал повесть «Падение», где правящие лица, обозначенные лишь номерами в соответствии с их положением в иерархии, в полном вакууме ведут борьбу за власть. В 1990, в период «перестройки», широкую известность получила речь Дюрренматта, адресованная Михаилу Горбачеву. Из его высказываний ясно, что он видит возможность сближения далеко разошедшихся рядов — государственной политики и интересов народа. В удачной реализации этой возможности он, однако, далеко не уверен…
Продолжение рассказа о Ванде Евреиновой - первой звезде Русского театра
О «гвозде» гастролей - китайских «Лягушках» - рассказывает арт-директор Псковского театра Андрей Пронин
Отзыв Маши Самсоновой о спектакле «Снегурочка»
Новостной сюжет в программе «Вести» ГТРК Удмуртия
О Ванде Евреиновой - первой актрисе на главные роли в Русском театре
Интервью петербургской актрисы Анны Мигицко о ее участии в спектакле Псковского театра «Лягушки»
Оставить комментарий