#Новости театра
18 сентября 2023
0

«Я знаю как сделать костюмы сказочными!»

Дата премьеры «Сказка о царе Салтане» известна – 21 декабря. Казалось бы, это еще совсем не близко. Но работа над новым спектаклем в разгаре: в репетиционном зале режиссер Яков Ломкин и хореограф Александр Янчевский примеряют на наших актеров образы пушкинских героев, придумывают их пластику, сочиняют мизансцены. Тем временем в цехах театра – бутафорском, столярном, пошивочном – уже проступают контуры будущих декораций, из вороха тканей, стежок за стежком, рождаются костюмы…

Конечно, главный в этом процессе – режиссер. Это он должен собрать и вдохновить именно тех людей, которые, каждый – своими средствами, смогут вместе с ним рассказать придуманную им «историю», привнести в проект свою фантазию, свои впечатления. И мы очень рады, что в команду постановщиков «Сказки о царе Салтане» режиссер Яков Ломкин пригласил художника по костюмам Александру Борк.  

Костюмы Александры Борк – а она сделала на нашей сцене спектакли «12 стульев» и «Двенадцатая ночь» - невероятно изобретательны, фантазийны, и очень точны стилистически. Мы оценили, как  остроумно ей удалось обыграть мотивы русского авангарда, геометрию супрематизма в костюмах героев Ильфа и Петрова.  А чего стоят изящные, но в то же время очень современные стилизации восточных, древнеегипетских и ренессансных мотивов в костюмах шекспировских героев!.. Конечно, нам не терпелось расспросить Александру о том, что нам стоит ожидать от ее «сказочных» костюмов. Но наш разговор немного вышел за пределы этой темы.

Александра, мы знаем вас как художника по костюмам. Но, может быть, вам приходится делать оформление спектаклей  полностью, придумывать и декорации тоже?

Нет, нет! Я люблю делать именно костюмы. Когда-то давно, совсем в молодости работала и над сценографией, но сейчас на это не соглашаюсь.  Даже просто потому, что технологии идут вперед, за ними надо постоянно бежать. Это касается и костюмов тоже, что уж говорить про декорации. 

Но в таком случае вам приходится все время ограничивать свою фантазию тем, что уже придумал сценограф? 

Да, конечно, приходится учитывать, какие декорации придумал  художник, с которым я работаю над спектаклем. Это первично. И, конечно, есть художники, с которыми мне особенно легко работается, с которыми мы сделали уже очень много проектов и с которыми мы чувствуем и понимает друг друга. Ну вот, например  Мария Рыбасова , Акинф Белов … Но в принципе, для меня нет каких-то ограничений – я сотрудничаю с разными сценографами, и с разными режиссерами. И работаю в разных жанрах – не только в театре, но и в разных проектах,  шоу. Вот  сейчас в Москве был День города, потом будет «Путешествие в Рождество»  – тоже глобальный гигантский массовый проект. Очень нравится работать с Егором Чернышовым, фигуристом – я делала костюмы на все его ледовые шоу... Но любая работа для меня всегда начинается  с того что придумал режиссер. Потом смотрю что будет в декорациях. А потом начинаю на эту тему думать, предлагать что-то свое. 

Где вы больше работаете - в Москве или в других городах?

Ну конечно в Москве очень много предложений,  много работы.  Но мне нравится ездить в другие города.  Очень много где работала  -  и в Челябинске, и в Норильске, и в Краснодаре, и в Тюмени…

А где в этой системе координат Ижевск?

В Ижевск в последний раз я приезжала пять лет назад. Длинный перерыв получился. А я очень люблю приезжать в ваш город. Каждый новый город я оцениваю совсем не так, как туристы. И даже не совсем так, как театралы. Для меня самое главное – какой  пошивочный цех в местном театре, кто в нем работает. Если нет взаимопонимания с цехом, то любая работа может быть испорчена. А про Ижевск я точно знаю: здесь работают прекрасные профессионалы и просто  душевные хорошие люди. Ну и в целом атмосфера в театре для меня очень дружелюбная.

«Сказка о царе Салтане» - это будет третий ваш совместный спектакль с Яковом Ломкиным?

Ой, нет! С Яковом мы много спектаклей вместе сделали, и не только в Ижевске. У нас отношения  очень дружеские – это важно в работе. Но вот интересно, мы работали всегда только над спектаклями для взрослых. А вообще-то наверно процентов семьдесят из того что я делала – это сказки. И когда он позвонил с предложением «Сказки о царе Салтане», то так осторожно спросил:  «А ты когда-нибудь такое делала?»…   Я сказала: «Если б ты только знал! Я же сделала бесконечное количество сказок!»  На сказки у меня то, что называется, рука набита. Я знаю как сделать костюмы сказочными, фантазийными, яркими, чтобы это впечатляло.

Так что же все-таки нас ждет в пушкинской сказке?

В спектакле, который делают Яков Ломкин с художником Виктором Герасименко,  нестандартное  визуальное решение.  Они придумали такую историю: мир царя Салтана – это как бы дохристианская Русь, языческая, во времена викингов. И в декорациях там будет гигантская ладья викингов, она будет передвигаться по сцене. Декорация, мне кажется, просто потрясающая! Но вот чего точно в спектакле не будет, так вот этих стандартных ярких русских народных костюмов, к которым  мы привыкли. Будут более приглушенные тона, не совсем обычные для сказочной цветовой гаммы. Много будет аутентичных материалов - мех, рога, солома… Это будет  очень красиво, но не типично, все работает на слом стереотипов… А мир Гвидона он будет совсем другой – он будет искрящийся, легкий, серебристый, белый, там будет все переливаться... Условно говоря, миры Салтана и Гвидона - это как земля и небо...

Эскизы костюмов к «Сказке о царе Салтане» уже в пошивочном цехе, и они действительно очень необычные и выразительные. В чем-то они уже подсказывают актерам как эти костюмы носить, «обживать», «одухотворять». Результат этой многогранной работы увидим в декабре!  

Галерея

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

19 апреля 2024
#Новости театра
«Все было супер! Ижевску привет!»

Завершились двухдневные гастроли Русского театра в Казань

19 апреля 2024
#Новости театра
«Снегурочка» начинает материализовываться

Художник-постановщик Ирина Долгова представила техсовету театра эскизы декораций и костюмов к спектаклю 

19 апреля 2024
#СМИ о театре
«Человек потерянный»

Рецензия Татьяны Зверевой на спектакль «Папа» опубликована в газете «Экран и сцена»

18 апреля 2024
#СМИ о театре
Встреча добрых соседей

Пресс-конференция, посвященная гастролям театра: трансляция на «Татар-информ»

15 апреля 2024
#Новости театра
Казань ждет!

17-18 апреля состоятся гастроли Русского театра на сцене Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала

15 апреля 2024
#Новости театра
«Шутки, танцы, история о любви — это всегда актуально»

«Много шума из ничего» глазами участников Медиклуба