#СМИ о театре
10 марта 2016
0

Михаил Солодянкин: «Даже «Кушать подано!» можно произнести гениально»

Говорят, что легкую походку телеведущего и актера Русского драматического театра Михаила Солодянкина знает пол-Ижевска. Тем удивительнее, что про самого Солодянкина не известно почти ничего: интервью он дает нечасто, да и те с приставкой «блиц». Мы решили это исправить и встретились с заслуженным артистом Удмуртской Республики в его гримерной после репетиции


«ДК»: Михаил, в детстве каждый хотел кем-то стать: космонавтом, учителем, врачом или водителем. Кем хотели быть вы?


М.С.: Уже и не помню, но точно не актером. Долгое время родители были уверены, что из меня ничего путного не выйдет. Учился шаляй-валяй. До пятого класса был отличником, до седьмого ходил в «хорошистах», а потом «забил» на учебу.

«ДК»: Неужели в родной школе не висит ваш портрет?

М.С.: Да какой там портрет! 22-й школы в родном Сарапуле уже нет на карте. По причине того, что школу расформировали, после 9-го класса до-учивался в «вечерке». Потом передо мной встал вопрос, озвученный Маяковским: «Кем быть?». Мой отец был электриком, думал, пойду по его стопам. Не получилось. Поступил в техникум, но ходил на учебу по большим праздникам. Очень любил «болеть». Когда пришел в техникум через два года, меня спросили: «Вы помните, что вы учитесь?» – «Да, помню». А у меня в журнале одни «Н», так что, до свидания. Потом была попытка выучиться на телерадиомеханика в ПТУ. Тоже тщетная. Успеваемость была отличная, но через полтора года меня отчислили «за аморальное поведение», так было написано в приказе.

«ДК»: В чем же оно заключалось?

М.С.: Был очень неравнодушен к прекрасному полу. Мне бы грызть гранит науки, а я каждый вечер бегал к девчонкам в общежитие. Сначала вынесли выговор с предупреждением, но я пропустил его мимо ушей. Во второй раз предупреждать не стали, так что моя карьера телерадиомеханика закончилась, так и не начавшись. Зато мне довелось поработать на Сарапульском кирпичном заводе съемщиком-укладчиком 4-го разряда.

«ДК»: Богатое начало биографии. Как же вы оказались в театре?

М.С.: Мама «сосватала». Пойдем, говорит, Миша, в русский народный театр. Я поначалу противился: что такое народный театр? Простое увлечение, за которое к тому же не платят. Сдался только после того как мама сказала, что там девочки есть симпатичные. Ладно, думаю, была не была. Пришел. Симпатичных девушек не увидел: либо все в тот день остались дома, либо мама меня попросту обманула. Но я остался. Русский народный театр возглавлял Виктор Иванович Сажин, царство ему небесное. Мы как-то сразу поладили. Я стал играть в спектаклях – и чем дальше, тем больше мне нравилось. Наконец-то почувствовал себя нужным. Зрители приходили, аплодировали – значит, все было не зря.

А в 1999-м, когда мне исполнилось 20, решил попробовать силы в Сарапульском муниципальном театре. Мне сразу же дали роль Финиста в сказке «Финист – Ясный сокол». Мало того, что я продолжил заниматься делом, от которого начал получать удовольствие, так еще и платить стали. Первая моя зарплата составляла 232 рубля – не бог весть какие деньги, но жить было можно. Вскоре меня отправили поступать в Екатеринбургский государственный театральный институт, на заочное отделение. Читал на вступительных экзаменах басню с таким вдохновением, что комиссия поверила – и я поступил. Сессии были два раза в год, по месяцу, так что я успешно совмещал учебу с работой в Сарапульском театре. А потом я женился и вместе с молодой супругой перебрался в Златоуст: хотелось на мир посмотреть, себя показать. 

График был сумасшедший. Постоянные разъезды: фестивали, гастроли. Еще и халтурить успевали. Мы – трое молодых артистов – сделали сказочку «На лесной опушке», где действующими лицами были волк, лиса и заяц. Сами все придумали, срежиссировали и ходили по детским садам с представлениями. Свободного времени не было вообще. Среднестатистический день проходил так: в 8 утра подъем, с 9 до 10 – сказка в детском саду, с 11 до 14 – репетиция в театре, час на обед, потом сказка в другом детском саду, в шесть вечера репетиция или спектакль примерно до 9 вечера. Потом «окно» до 23.00 – и начиналась рабочая ночь в ночном клубе. Домой возвращался в пять утра, на сон оставалось целых три часа. И так больше года. Что такое пахать, когда с тебя сходит семь потов, мне прекрасно известно.

«ДК»: И чем вы занимались в ночном клубе? Оттачивали танцевальную пластику?

М.С.: Нет, я был ведущим. Объявлял номера, проводил конкурсы, шутил, рассказывал анекдоты. Правда, потом пришлось переквалифицироваться. В один прекрасный вечер подошел ко мне один из постоянных клиентов и предложил станцевать стриптиз для его девушки. А деньги-то нужны. Ладно, думаю, попробую. Понятно, что классическая хореография – это не мое. Но я же все-таки актер! Взял публику другим. Вышел, немного «покривлялся», потом долго снимал часы с запястья, особо нетерпеливые даже предлагали помочь… В этой сфере работать было интересно. Это была именно работа, а не просто возможность заткнуть дыру в семейном бюджете. Когда в 2003 году я переехал из Златоуста в Ижевск и стал играть в театре им. Короленко, то подрабатывал по ночам в «Мышеловке». Мы работали в тандеме с супругой: она писала потрясающие сценарии номеров, а я, в свою очередь, играл главные роли.

«ДК»: Ходили слухи, что вам в свое время предлагали в «Мышеловке» должность арт-директора.

М.С.: Это не слухи. Предложение было.

«ДК»: Почему же не согласились?

М.С.: В этом случае я должен был целиком и полностью окунуться в ту среду, пришлось бы бросить театр, а на такую жертву я пойти не мог. И, как показало время, сделал правильный выбор.

«ДК»: Вы уже десять лет работаете на телевидении…

М.С.: Как, уже десять? Да, действительно. Время летит. Кстати, я мог не новости читать, а вести прогноз погоды. На ТВС был объявлен конкурс. Я тоже решил попробовать, а вдруг? Пришел на кастинг. Народу – человек сто, причем мужчин всего трое, считая меня. Остальные – красивые девушки. Куда я, думаю, попал, зачем пришел? Но потом раздался звонок: «Миша, мы вас ждем». И мы начали пробовать разные образы. Записывались где-то неделю, выбирали различные варианты. Сначала я был в образе большого убаюкивающего кота, потом примерил на себя роль родственника, который делится важной информацией (а прогноз погоды – это очень важно) со своими домочадцами. Было очень интересно, но в результате не срослось.

А вскоре ГТРК объявила конкурс на ведущего блока культуры: «федералы» выделяли под это 10 минут эфира. Обратились в театр – там предложили мою кандидатуру. Сделали пробы, опять звонок: приходите. Но вместо культуры мне предложили вести новости – я согласился. Когда, спрашиваю, начнем? «Давайте завтра и начнем. Приходите, мы запишемся и потом дадим в эфир в записи, чтобы не рисковать». Хорошо, думаю, завтра так завтра. Приду, запишусь – не с первого дубля, так со второго… На следующий день в назначенный час новости не готовы, и до меня начинает доходить, что я окажусь в прямом эфире. За десять минут до эфира влетаю в студию. Вся жизнь пролетела перед глазами, я чуть не поседел. Это сейчас мне смешно, а тогда было не до смеха. Страшно на самом-то деле. Ты понимаешь, что у тебя нет права на ошибку. Выручил актерский опыт, благодаря ему я и «выплыл». Но мандраж был – я специально сохранил на память запись, дома лежит как реликвия. Если присмотреться, видно, как меня потряхивает.

«ДК»: Когда читаешь новую пьесу, можно предвидеть успех?

М.С.: Впечатление может быть обманчиво. Взять, к примеру, комедии. Это очень специфический жанр. Читаешь в первый раз, хватаешься за живот от смеха. А потом думаешь: да не смешно! Как с этим работать? Как играть, совершенно непонятно, но потом втягиваешься – и спектакль собирает полный зал.

У нас есть много хороших вещей для думающего зрителя. «Маленькие трагедии» номинированы на «Маску», но при этом главного режиссера нашего драмтеатра Петра Шерешевского обвинили во всех грехах, чуть ли не в подрыве русской культуры. Не все зрители приняли этот спектакль. Многие шли «на Высоцкого», а увидели совсем другое: пушкинские персонажи стали нашими современниками. Очень сдержанной была реакция на спектакль «Человек-подушка», который принес мне приз в номинации «Лучшая мужская роль» на международном фестивале Мартина МакДонаха. К сожалению, после смерти Саши Барова спектакль пришлось «законсервировать».

«ДК»: Не могу не спросить: как вам работается с Шерешевским?

М.С.: Очень интересно. Я ему полностью доверяю, как лечащему врачу, и делаю то, что он считает нужным мне прописать. Слава богу, в последние три года я востребован практически в каждом спектакле. Каждая роль по-своему хороша, ты ее примеряешь на себя и впоследствии любишь.

«ДК»: Даже если это роль из разряда «кушать подано»?

М.С.: И из массовки можно сделать конфету. Помню, в «Игроках» меня, совсем зеленого, поставили на роль слуги. Но просто так отстоять для галочки ты не можешь, ищешь нюансы какие-то. Я ухитрялся «отстоять» так, что мне потом зрители дарили цветы.

Когда я только приехал в Златоуст, в местном театре «Омнибус» ставили «Чайку». Я очень хотел сыграть Треплева. Но работа над спектаклем велась к тому моменту уже на протяжении семи месяцев. Роль была занята. Режиссер мне так и сказал: «Знаю, что ты сыграешь Треплева, даже, наверное, лучше, но куда девать семь месяцев работы? Давай ты будешь Яковом». А у Якова три реплики. Согласился. Потом на фестивале в Ялте коллега из Москвы говорила мне: «Михаил, вы так прекрасны и органичны в этой роли!». Это был лучший комплимент.

«ДК»: Несколько раз вам доводилось играть женские роли.

М.С.: Ничего странного в этом нет. Актеры – это такие универсальные существа, которые могут сыграть сегодня женщину, а завтра – злодея-рецидивиста. А вообще, это веселая штука – на время «менять» пол.

«ДК»: На каблуках долго учились ходить?

М.С.: Нет, каблуки – это относительно просто. Сложнее было с голосом. Я срывал связки, из-за этого даже приходилось переносить спектакль «Примадонны». Сутки потом молчал, даже шепотом разговаривать было нельзя. А перед тем как научиться ходить на каблуках, нужно было еще туфли подходящие найти. Саше Барову, с которым я играл, обувь нашли быстро, у него небольшой размер ноги. А вот со мной было сложнее, у меня 45-й размер, где такие взять? Сделали спецзаказ – босоножки шли месяц. Выглядели очень смешно: ласты на каблуках.
По сей день играю Фрекен Бок в «Малыше и Карлсоне». Красные тапочки с пампушками из этого спектакля стоят в гримерке, иногда их надеваю просто так, очень забавно.

«ДК»: Вас часто узнают на улице, в общественных местах?

М.С.: Да. Едешь в общественном транспорте – и спиной чувствуешь, что на тебя смотрят несколько десятков любопытных глаз. С моим ростом еще и не спрячешься никуда. Но я не скажу, что мне это не нравится, просто порой не знаешь, как себя вести.

В основном узнают благодаря работе на телевидении – что в Ижевске, что в Сарапуле. Заходишь в магазин, а продавщица подозрительно так улыбается: «А я вас знаю, часто в телевизоре вижу!». Выручает чувство юмора: нет, отвечаю, вы ошиблись, это мой брат-близнец.

По этой же причине я очень люблю путешествовать по стране. Приезжаешь в другой город – никто тебя не узнает, ни от кого прятаться не надо. Хотя бывает всякое. Прошлым летом ездили всей семьей в Петербург. Ну и, пользуясь случаем, отправились с супругой в театр на спектакль «Леди Макбет Мценского уезда». Выхожу в антракте в фойе, вдруг подходит девушка: «Михаил, здравствуйте, я из Ижевска, регулярно хожу на ваши спектакли, давно мечтаю взять у вас автограф, но все никак не получается». Моему удивлению не было предела.

«ДК»: Доводилось слышать, что у вас репутация донжуана.

М.С.: Что вы такое говорите! (Удивленно вскидывает брови.) С донжуанством давно покончено. После развода с первой женой, я женился на Лене (Елена Мишина – заслуженная артистка УР – Прим. ред.) и стал примерным семьянином. Нашему сыну Ярославу в июне исполнится пять лет, взяли недавно квартиру в ипотеку, теперь до пенсии будем за нее платить. Тут не до пустяков.












Андрей Гузий

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

Дети войны. Голоса уходящих свидетелей

Сатья Юлии Ардашевой в газете «Удмуртская правда» о премьерном спектакле театра

«Я видел, что многие плакали...»

Отзыв Министра культуры УР В.М.Соловьева о спектакле «Дети войны. Голоса уходящих свидетелей»

Детская память о войне

О спектакле «Дети войны. Голоса уходящих свидетелей» в программе Вести. Удмуртия 01.05.2025

24 апреля 2025
#Новости театра
Спектакль «Папа» на фестивале LOFT

Аплодисменты петербургских зрителей ижевскому спектаклю

24 апреля 2025
#Новости театра
Открытая репетиция

Занятие в Школе современного зрителя к спектаклю «Дети войны. Голоса уходящих свидетелей»

17 апреля 2025
#Новости театра
«Папа» дома и в гостях

Спектакль «Папа» отправляется в Санкт-Петербург на Международный театральный фестиваль LOFT