Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииОдним из самых сильных потрясений ноябрьской «Золотой маски» в Ижевске» стал спектакль «Зулейха открывает глаза» Башкирского академического театра драмы им.М.Гафури. Мощное, невероятно эмоциональное театральное высказывание не оставило в зале равнодушных.
Роман «Зулейха открывает глаза» - литературный дебют Гузель Яхиной - многие критики уже включили в свои списки лучших книг десятилетия. Что еще более невероятно, с критиками оказались солидарны и читатели - первый тираж книги был распродан даже раньше, чем стали известны результаты конкурса «Большая книга», и с тех пор несколько раз требовал допечатки. И, конечно, история Зулейхи, в которой были сплавлены искренность и драматизм, миф и судьба - многим режиссерам показалась просто созданной для сцены.
В 2017 году премьера спектакля «Зулейха открывает глаза» состоялась в Уфе, на сцене Башкирского театра драмы им.М.Гафури. Режиссеру Айрату Абушахманову удалось поставить спектакль, который, точно так же как и книга Гузель Яхиной, имеет самый широкий зрительский успех и отмечен высшей наградой профессионального театрального сообщества России - специальной премией жюри фестиваля «Золотая Маска» -2019.
В интервью газете «Известия УР» Айрат Абушахманов рассказал о том, что стало для него самым важным в спектакле: «Когда я прочитал это произведение, оно не показалось мне историческим романом, передающим все факты от и до. Для себя я решил, что это такая сказка для взрослых про страшное время, про слом крестьянства, про раскулачивания и репрессии, которые мы воспринимаем глазами главной героини - женщины с детским мифологизированным сознанием. В книге это татарка, у нас - башкирка (на самом дели наши национальности очень схожи, и люди могут понимать друг друга без переводчика).
Вначале Зулейха даже не понимает, что с ней происходит, когда её везут на север в вагоне с интеллигенцией из Ленинграда, где она не улавливает смысл разговора людей, и на месте по прибытии. Она живёт в своём мире и боится духов леса и духов мёртвых. Но постепенно женщина перерождается и становится совершенно иной. Она не теряет себя, она себя прежнюю сбрасывает с себя новой, как старую кожу».
Границы между сценой и залом стерты мостками, ведущими к передним рядам. Между креслами взрастают голые деревья (большая часть действия происходит на лесоповале), на спинки наброшены телогрейки с номерами, тускло мерцают лампочки из-под абажуров-тарелок, а артисты ведут диалоги, проходя между рядами. Лай собак, бравурные марши тридцатых годов, бьющий, как на допросе, в глаза сосредоточенный свет, контрастирующий с полусумраком зала, – все заставляет сердце сжиматься, чувствовать боль и страх персонажей, как свои.
Все на сцене кажется совершенно реальным, и, одновременно, фантастичным. Ключ к стилистике Абушахманова - магический реализм. «Зулейха открывает глаза» - спектакль-сказка, спектакль-миф, полный условности и символики. Здесь чекист «оборачивается» Сталиным, а расстрелянный муж Зулейхи - медведем в окружении трех призрачных умерших ее дочерей… Здесь ищут царь-птицу, наделенную безграничной властью над другими. А достигнув ее царства, понимают, что великая птица, наказывающая и прощающая, живет в каждом в отдельности и во всех нас».
31 марта спектакль «Зулейха открывает глаза» Башкирского академического театра драмы им.М.Гафури будет показан в Ижевске, на сцене Русского театра.
На очередном показе спектакля присутствуют председатель Экспертного совета фестиваля Дмитрий Родионов и эксперт Ильмар Альмухаметов
Спектакль о детях и подростках военного времени появится на сцене Русского театра
Актер и режиссер Рафаил Кречетов
«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»
Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия
Поздравляем с премьерой всех создателей и участников спектакля «Баба Шанель»
Оставить комментарий