#Новости театра
12 ноября 2022
1

Юбилей Николая Ротова


12 ноября мы поздравляем с 70-летним юбилеем Николая Ротова – заслуженного артиста России, народного артиста Удмуртии, номинанта Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
От всей души желаем любимому артисту здоровья, сил, творческой энергии! Надеемся увидеть Николая Николаевича в новых ролях! (Кстати, одну из них – совсем скоро: в премьерном «Голом короле» Ротов репетирует роль Короля-отца). 

Николай Ротов, безусловно, артист российского масштаба и ижевчанам крупно повезло, что он работает именно в нашем городе. Но как становятся такими артистами? Что для этого нужно делать? И это вопросы, на которые ответить, скорее всего, не сможет никто. Конечно, Ротов – мастер. Но то, что о мастерстве его мы думаем в последнюю очередь, или забываем вовсе, свидетельствует о том, что он обладает действительно редким природным даром. Быть актером для него так же естественно, как дышать. И при этом в реальной жизни трудно встретить человека, настолько чуждого какой бы то ни было позе, какому бы то ни было притворству, настолько же искреннего, и при этом деликатного, сдержанного в проявлении своих чувств, как Николай Николаевич Ротов. Такое вот удивительное сочетание. 
То, что ему при рождении было предопределено стать артистом, и никем другим он просто стать не мог подтверждает то, что реальных оснований для этого не было никаких. Он родился, как он сам говорит, в стандартной советской рабоче-крестьянской семье. Было это в деревне Верхняя Еловка под Красноярском. В детстве мечтал быть клоуном. Научился жонглировать, пытался показывать фокусы. Клоуном он не стал, но что-то от печального клоуна сохранил в себе и до сегодняшнего дня. А театр вошел в его жизнь в 12 лет. Он начал играть в театральном кружке, и возможность перевоплощаться, быть кем-то другим на сцене – захватила. 
И вот две истории, которые многое говорят о Николае Ротове. Вот представьте: ему, еще совсем юноше, предлагают работать в профессиональном театре Красноярска – гремевшем тогда (также, как и сейчас) на всю страну ТЮЗе. Если бы он согласился, его отправили бы на учебу в Ленинград. Перспективы были очень заманчивые. Но сначала нужно было уйти из самодеятельности - бросить друзей и педагогов, с которыми вместе было прожито несколько прекрасных лет. В тот момент это значило подвести их. И, прекрасно понимая, что теряет, Ротов отказался.
А вторая история о том, как Ротов оказался в Ижевске. Он блестяще закончил Свердловское театральное училище, мог остаться в Свердловске, мог поехать в любой другой крупный город. Но Александр Блинов, педагог Ротова, который набирал его курс и вел его первые два года, уехал в Ижевск. И когда он пригласил своих бывших студентов в свой театр – а это и был Русский драматический театр (тогда имени Короленко), Ротов не смог отказаться.
Но если вы думаете, что с тех пор вот так все просто было в театральной судьбе Николая Ротова и он просто все эти почти полвека так и работал на сцене одного театра, то вы заблуждаетесь.
На самом деле, после театрального училища Николай Ротов в театре  Короленко проработал два года. А потом у него случился творческий кризис, и поводом стало совсем не то, что «его не признали», давали мало или не тех ролей. Юношеский максимализм проявился в другом: на самом деле Ротов был неудовлетворен собой, он перестал видеть себя в профессии. Он говорит: «Я слишком любил театр, чтобы в нем так работать». И он не стал приспосабливаться, просто ушел из театра. Думал - навсегда. Как будто это возможно для людей его склада! Когда через несколько месяцев его неожиданно пригласили в Музыкальный театр Удмуртии, он решил попробоваться в хор. Но вот в хор-то его как раз и не взяли: там надо владеть академическим вокалом. А вот солист может напевать куплеты, не обладая вокальным голосом, тем более в характерных ролях. И хотя Николай Николаевич считает, что петь он не умеет, дома и в компаниях не поет никогда, но на сцене музыкального театра он пропел целых 15 лет! В репертуаре тогда с огромным успехом шли оперетты и музыкальные комедии, в которых комический дар Николая Ротова пришелся как нельзя более кстати. Он переиграл огромное количество ролей в амплуа простаков и комических стариков. Все они были очень трогательные, очень человечные, очень не по опереточному настоящие и живые. И именно на сцене музыкального театра Ротов сыграл свои первые настоящие большие роли, связанные с большой литературой –Князя в спектакле «Дядюшкин сон» по Достоевскому и АльфредаДулиттла в «Моей прекрасной леди» по Бернарду Шоу. И там же, в Музыкальном театре у него случилась первая несыгранная роль, которая тем не менее определила его актерскую тему. Ротов НЕ сыграл Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи», хотя спектакль и ставился режиссером Владимиром Сафоновым на него, в расчете на его особый дар. К сожалению, несмотря на многие достоинства, спектакль был снят с репертуара после генеральной репетиции, не пройдя систему госприемки, которая тогда еще процветала. А в 1993 году – как раз том самом, когда Музыкальный театр Удмуртии получил статус оперного - Николай Ротов вернулся в Русский драматический театр. Здесь он сыграл очень много ролей – может быть не так много главных, больше – ролей второго плана. Но даже в самых крошечных эпизодах персонажи Ротова  всегда  нам интересны, мы воспринимаем их как давних знакомых, мы вспоминаем их даже тогда, когда других воспоминаний от спектакля не остается. 

Мы не будем сейчас перечислять эти роли, их слишком много и все они хороши,а, кроме того у каждого из зрителей есть своя любимая роль Николая Николаевича Ротова. Лучше просто перелистайте альбом фотографий, который загружен на страницу актера и еще раз удивитесь его безграничной способности перевоплощаться, быть всегда разным и при этом всегда оставаться собой.

Комментарии

Григорий
01.01.1970

Спасибо за прекрасную статью, узнал много интересного о любимом (с детства!) артисте, дай ему Бог здоровья и новых ролей, но именно с детством связана маленькая нестыковка. Я ведь БЫЛ на премьере "Человека из Ламанчи" М.Ли. Помню это хотя бы потому, что спектакль мне активно не понравился. Я не утверждаю, что Дон Кихота играл Николай Николаевич, скорее всего, это был ныне покойный В.Н. Нисковских, однако некоторое недоумение остаётся. Нельзя ли уточнить этот вопрос?

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

15 апреля 2024
#Новости театра
Казань ждет!

17-18 апреля состоятся гастроли Русского театра на сцене Татарского государственного Академического театра имени Г. Камала

15 апреля 2024
#Новости театра
«Шутки, танцы, история о любви — это всегда актуально»

«Много шума из ничего» глазами участников Медиклуба

09 апреля 2024
#Новости театра
Встречаемся в Семейном клубе

Новый проект театра

09 апреля 2024
#Новости театра
Завершим сезон русской классикой

Владимир Золотарь приступил к репетициям «Снегурочки» по пьесе А.Островского

06 апреля 2024
#Новости театра
Играем Шекспира!

5 и 6 апреля состоялась премьера спектакля «Много шума из ничего»

05 апреля 2024
#СМИ о театре
«Театр – священное место для актёров»

Интервью Юрия Малашина в газете «Удмуртская правда»