Премьера
Чингиз Айтматов
Белый пароход
14+
страшная сказка в одном действии

О спектакле «Белый пароход»

«Белый пароход» – одна из самых трогательных повестей Айтматова. Мир в ней показан глазами семилетнего ребенка – осиротевшего мальчика, который живет в маленьком поселке. Для бабки – он лишний рот и лишняя забота, родной тетке не до него – у нее проблемы с жестоким вечно пьяным мужем. У мальчика один заступник - дед Момун. А еще он представляет живым все, что его окружает, – камни на берегу, подаренный дедом портфель. Но важнее всего для мальчика – белый пароход, иногда виднеющийся вдали. Ведь на его палубе, по мнению ребенка, стоит отец, к которому мальчик мечтает приплыть когда-нибудь, обернувшись рыбой.

Инсценировка Екатерины Гузёмы

Постановка осуществлена в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике»

Премьера состоялась 3 декабря 2024 года.
Создатели спектакля
Яков Ломкин
Режиссер-постановщик
Ирина Долгова
Художник-постановщик
Рустам Рахимов
Художник по свету
Анастасия Андреева
Художник-мультипликатор

Отзывы о спектакле

София Самойлова
05.12.2024
"А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом моё утешение".
Белый пароход Айтматова одно из самых трагичных произведений, не побоюсь этого слова в мировой литературе. Еще задолго, до Заягинцевской "Нелюбовь", Айтматов говорит о том, к чему приводит равнодушие взрослых.
Эта повесть не для детей, она для родителей.
А вот спектакль для детей. Потому мне было немного тревожно от того, как совсем не детскую повесть переложат для юных зрителей. Не получится ли в итоге "голое дерево", и тупые унлы...
В целом, Якову Ломкину удалось выдержать баланс между очень непростыми взрослыми темами, и "детским" языком. Я боялась,что многие темы будут упущены (так, например, опустят историю бездетности тетки Бекей, вдруг дети не поймут эту трагедию). Мне понравилось, что режиссёр не побоялся поднять очень трагичные и острые темы.
Но все же ощущение, что мы плаваем по поверхности, а не ныряем в самую глубину осталось. Но, как я уже сказала, в своей сути повесть очень кошмарна, и я бы, наверное, тоже побоялась без "приглаживания" ставить ее для детей.
Голая фабула сюжета сохраняется, но истории не хватает стройности, сумбур и некая хаотичность действий сказывается и на самих персонажах, которые выходят чуть более схематичными,чем у Айтматова, так в контексте спектакля, из-за скомканной сцены, практически невозможно осознать всю всю силу бунта Момуна против Орозкула, как и понять почему он пошел потом убивать Марала.
( "Негодяй! — сказал Момун, сплевывая кровь, и перебросил сапоги снова через плечо. Это сказал Расторопный Момун, никогда никому не прекословивший, это сказал посиневший от холода жалкий старикашка с перекинутыми через плечо старыми сапогами, с пузырящейся на губах кровью." (Жаль,что этот эпизод вызвал в зале лишь смех, а по сути все и вышло очень карикатурно).
Теряет история и тонкие, практически незаметные акценты, но усиливающие безысходность происходящее в стократ, и дающее более четкую картину: Бекей,что проклинала отца (на сцене она мягче и деликатнее), Орозкул, что в повести рыдал от того, что не мог найти в себе силы сказать мальчику хоть пару человеческих слов (на сцене они ведут себе какие-никакие беседы, и он даже его приласкал, по сути здесь образ человека несчастного, а не озлобленного).
И жаль,конечно, что сам мальчик приобрел имя. А ведь его безымянность в повести это важнейший аспект к пониманию сути.
Его образ далек от образа повести, но все же тоже находит отклик.
Финал безумно трогателен. Нежен, и практически святочный, приближая мрачную серую безысходную повести к Андерсоновскому кататрису "Девочки со спичками". В этом плане режиссер в отличии от писателя дарит все же некое утешение и надежду.
Выглядит это очень красиво, но опять же не дает оценить всю тяжесть оригинальной истории. Хорошо это или плохо? Наверное, уроки жестокости,должны быть по плечу и по возрасту. Тот урок, который дает Айтматов слишком горек, и не оставляет шансов.
И для той аудитории, для которой спектакль создан, это ровно то, что нужно.
По итогу это действительно страшная, и в тоже время очень светлая сказка. Теперь хочется увидеть Айтматова уже в более остром изложении. А Белому пароходу долгого плавания.
И как всегда, волшебно оформление, и актеры на высоте.
Нина Мусагитова
10
04.12.2024
Я ожидала, что это будет постановка для детей, в которой мир показан глазами семилетнего ребенка, но режиссёру Якову Ломкину и творческой группе удалось так грамотно расставить акценты, что мы увидели свою жизнь с разных ракурсов. Это получилась многогранная и многоуровневая проекция, в каждом слое которой нас ждали откровения - то это было смешно, по-детски наивно, а иногда так, словно живую кожу сдирали, обнажая старые язвы.Мощная, очень мощная работа каждого из актёров. А какие колоритные образы!
Общая оценка
10 / 10
Зрелищность
Актерский состав
Режиссура

Статьи

05.12.2024 15:28:00
#СМИ о театре
Сказка о мечте и вере в себя
Репортаж с премьерного показа спектакля «Белый пароход» в программе «Утро» ГТРК Удмуртия
05.12.2024 15:26:00
#СМИ о театре
«Если я вижу, что с детьми происходит что-то плохое, меня всегда это задевает»
Репортаж ТК «Моя Удмуртия» с премьерного показа спектакля «Белый пароход»
03.12.2024 16:44:00
#Новости театра
Счастливого плавания!
Поздравляем с премьерой всех создателей и участников спектакля «Белый пароход»

Создатели спектакля

Яков Ломкин
Режиссер-постановщик
Ирина Долгова
Художник-постановщик
Рустам Рахимов
Художник по свету
Анастасия Андреева
Художник-мультипликатор

Отзывы о спектакле 3

София Самойлова
05.12.2024
"А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом моё утешение".
Белый пароход Айтматова одно из самых трагичных произведений, не побоюсь этого слова в мировой литературе. Еще задолго, до Заягинцевской "Нелюбовь", Айтматов говорит о том, к чему приводит равнодушие взрослых.
Эта повесть не для детей, она для родителей.
А вот спектакль для детей. Потому мне было немного тревожно от того, как совсем не детскую повесть переложат для юных зрителей. Не получится ли в итоге "голое дерево", и тупые унлы...
В целом, Якову Ломкину удалось выдержать баланс между очень непростыми взрослыми темами, и "детским" языком. Я боялась,что многие темы будут упущены (так, например, опустят историю бездетности тетки Бекей, вдруг дети не поймут эту трагедию). Мне понравилось, что режиссёр не побоялся поднять очень трагичные и острые темы.
Но все же ощущение, что мы плаваем по поверхности, а не ныряем в самую глубину осталось. Но, как я уже сказала, в своей сути повесть очень кошмарна, и я бы, наверное, тоже побоялась без "приглаживания" ставить ее для детей.
Голая фабула сюжета сохраняется, но истории не хватает стройности, сумбур и некая хаотичность действий сказывается и на самих персонажах, которые выходят чуть более схематичными,чем у Айтматова, так в контексте спектакля, из-за скомканной сцены, практически невозможно осознать всю всю силу бунта Момуна против Орозкула, как и понять почему он пошел потом убивать Марала.
( "Негодяй! — сказал Момун, сплевывая кровь, и перебросил сапоги снова через плечо. Это сказал Расторопный Момун, никогда никому не прекословивший, это сказал посиневший от холода жалкий старикашка с перекинутыми через плечо старыми сапогами, с пузырящейся на губах кровью." (Жаль,что этот эпизод вызвал в зале лишь смех, а по сути все и вышло очень карикатурно).
Теряет история и тонкие, практически незаметные акценты, но усиливающие безысходность происходящее в стократ, и дающее более четкую картину: Бекей,что проклинала отца (на сцене она мягче и деликатнее), Орозкул, что в повести рыдал от того, что не мог найти в себе силы сказать мальчику хоть пару человеческих слов (на сцене они ведут себе какие-никакие беседы, и он даже его приласкал, по сути здесь образ человека несчастного, а не озлобленного).
И жаль,конечно, что сам мальчик приобрел имя. А ведь его безымянность в повести это важнейший аспект к пониманию сути.
Его образ далек от образа повести, но все же тоже находит отклик.
Финал безумно трогателен. Нежен, и практически святочный, приближая мрачную серую безысходную повести к Андерсоновскому кататрису "Девочки со спичками". В этом плане режиссер в отличии от писателя дарит все же некое утешение и надежду.
Выглядит это очень красиво, но опять же не дает оценить всю тяжесть оригинальной истории. Хорошо это или плохо? Наверное, уроки жестокости,должны быть по плечу и по возрасту. Тот урок, который дает Айтматов слишком горек, и не оставляет шансов.
И для той аудитории, для которой спектакль создан, это ровно то, что нужно.
По итогу это действительно страшная, и в тоже время очень светлая сказка. Теперь хочется увидеть Айтматова уже в более остром изложении. А Белому пароходу долгого плавания.
И как всегда, волшебно оформление, и актеры на высоте.
Нина Мусагитова
10
04.12.2024
Я ожидала, что это будет постановка для детей, в которой мир показан глазами семилетнего ребенка, но режиссёру Якову Ломкину и творческой группе удалось так грамотно расставить акценты, что мы увидели свою жизнь с разных ракурсов. Это получилась многогранная и многоуровневая проекция, в каждом слое которой нас ждали откровения - то это было смешно, по-детски наивно, а иногда так, словно живую кожу сдирали, обнажая старые язвы.Мощная, очень мощная работа каждого из актёров. А какие колоритные образы!
Лариса Макарова
01.12.2024
В этот раз была на предпоказе спектакля «Белый пароход». Я в восторге! Мне очень понравилось. Много есть над чем подумать. В какой-то момент слезы накатились. Временами было весело и наивно по-детски.
Михаил Солодянкин был великолепен в роли деда, его сразу и не узнала, пока не услышала голос. Играли актёры великолепно!
Общая оценка
10 / 10
Зрелищность
Актерский состав
Режиссура

Статьи и новости о спектакле

05.12.2024 15:28:00
#СМИ о театре
Сказка о мечте и вере в себя
Репортаж с премьерного показа спектакля «Белый пароход» в программе «Утро» ГТРК Удмуртия
05.12.2024 15:26:00
#СМИ о театре
«Если я вижу, что с детьми происходит что-то плохое, меня всегда это задевает»
Репортаж ТК «Моя Удмуртия» с премьерного показа спектакля «Белый пароход»
03.12.2024 16:44:00
#Новости театра
Счастливого плавания!
Поздравляем с премьерой всех создателей и участников спектакля «Белый пароход»

Вам также могут понравиться

Узнавайте о премьерах первыми
Подпишитесь на рассылку, а мы вовремя оповестим о премьерах Русского Драматического театра по почте
Нажимая «Подписаться» вы соглашаетесь с правилами