Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииОдним из самых титулованных артистов в труппе театра за всю его историю был Александр Михайлович Пастунов. Он был единственным, кто получил почетное звание «Народный артист РСФСР» именно в тот период, когда работал в Ижевске – в 1958 году, и именно за свои заслуги на ижевской сцене. Для актера из провинции стать народным России почти недостижимо – сегодня, кстати, так же, как и в суровую сталинскую эпоху.
Тут уместно сделать небольшое отступление и рассказать о том, как была устроена система получения почетных званий в Советском Союзе.
Еще в 1936 году была разработана своего рода «табель о рангах», согласно которой присуждались звания: как нельзя было стать генералом, минуя полковника, так и народным артистом - не преодолев нижерасположенные ступени этой иерархической лестницы. А поскольку страна имела очень разветвлённое административное деление, то и начинать «движение вверх» по ней предстояло с самых низов. Сначала нужно было стать заслуженным артистом какой-нибудь автономной республики, потом получить народного здесь же, и только потом начинать собирать «бонусы» для заслуженного Российской Федерации. Для самого талантливого артиста с периферии это был потолок: чтобы получить звание народного РСФСР уже требовалась серьезная всероссийская известность. Вершиной же всей пирамиды были звания заслуженный и народный артист Советского Союза. Первым, кому было присвоено наивысшее звание, стал Константин Сергеевич Станиславский – в 1936 году. А завершил список Олег Янковский. Указ о его награждении подписан 21 декабря 1991 года. Через несколько дней, 26 декабря того же года СССР официально перестал существовать.
Сама процедура получения звания в советско-бюрократической системе была страшная. Для этого кто-то должен был похлопотать, дать толчок к сбору документов, протаскивать их через многочисленные партийно-советские барьеры. Причём угадать, где на этой лестнице можно споткнуться, было невозможно: тут могло помешать (или помочь) всё что угодно - от национальности и партийности претендента до личных симпатий и степени влиятельности того или иного руководителя. И быть всенародным любимцем вовсе не было главным критерием, для того, чтобы победить в этой гонке…
Вернемся же к актеру ижевского драматического театра Александру Пастунову. Безусловно, Александр Михайлович был глыбой. На его счету - десятки ролей в пьесах классических и советских авторов, и даже по немногим сохранившимся фотографиям видно, насколько он мог быть разным.
Александр Пастунов родился в 1906 году в Иваново-Вознесенске. В 16 лет пошел работать на текстильную фабрику. Ну а дальше – путь, который прошли многие актеры его поколения: художественная самодеятельность, участие в спектаклях Пролеткульта, учеба в театральной школе. В 19 лет Пастунов уже дебютирует на профессиональной сцене.
В первое десятилетие работы в Ивановском театре он играет очень много, взахлеб. И уже в этот период в его репертуар входят роли, которые традиционно отдают возрастным артистам. Ему не было еще и тридцати, когда на гастролях Ивановского театра в Москве он с большим успехом сыграл Луку из «На дне» Горького и Шмагу в спектакле «Без вины виноватые» по пьесе Островского.
Одним из самых ярких образов, созданных Александром Пастуновым на ивановской сцене стал Солдат Пикалов в спектакле «Любовь Яровая». «Если бы даже актеру не было дано слов - в этой растрепанной фигуре, с лицом, на котором застыло недоумение, с походкой трусцой, с винтовкой, утыкающейся в землю, зритель увидел бы живой образ солдата, насильно или обманом втянутого в белую армию, темного, забитого крестьянина, который живет одной мыслью: «Скоро ли ко дворам-то?» - писала ивановская газета «Рабочий край» о Пастунове в роли Пикалова.
Но кроме характерных, колоритных персонажей довольно рано в творческой биографии Пастунова появляются роли «правильных» героев самого разного масштаба, то есть героических личностей в советском понимании этого слова. Большой удачей артиста считалось (и, безусловно, было в самом прямом смысле этого слова) исполнение им роли секретаря партийной ячейки в спектакле «Мой друг» Николая Погодина. Присутствовавший на спектакле автор пьесы высоко оценил игру артиста.
В 1940 году Александр Михайлович Пастунов поступил в труппу Ижевского драматического театра. Во время войны он какое-то время работает в Сарапуле, позже возвращается в Ижевск. Много играет не только на сцене, но и участвует в концертах в госпиталях, воинских частях, на селе. Вступает в Коммунистическую партию.
Очевидно, что Пастунов был очень хорошим артистом реалистической школы. В рецензиях 40-50-х годов отмечают исполнение артистом ролей Бальзаминова и Хлынова в спектаклях «Женитьба Бальзаминова» и «Горячее сердце» А. Н. Островского, Луки и Перчихина в спектаклях «На дне» и «Мещане» A. М. Горького. Чичикова и Хлестакова в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Н. В. Гоголя. При этом в его репертуаре активно продолжается линия «хороших парней» - он играет секретарей райкомов, обкомов и простых партийцев, вступающих в схватку с врагами советской власти. Этот образ он переносит и на свою публичную внетеатральную жизнь. Пастунов регулярно избирается в Советы депутатов трудящихся различного уровня. А еще - пишет письма в газету «Удмуртская правда», гневно обличающие недостатки, порой кое-где случающиеся в коллективе где он работает.
Но главной ролью в судьбе Александра Михайловича Пастунова становится роль Владимира Ильича Ленина. Внешний образ вождя оказался ему впору, его манерой двигаться и говорить артист овладел в совершенстве. Пастунов играл роль Ленина в нескольких спектаклях: «Юность отцов» по Б. Горбатову; «Незабываемый 1919 год» В. Вишневского; «Кремлёвские куранты» и «Третья патетическая» Н. Погодина; «Вечный источник» Д. Зорина.
Конечно, такую важную роль можно было доверить только уважаемому во всех смыслах актеру. В 1958 году Пастунову присваивается почетное звание «Народный артист РСФСР». И в этом же году он уезжает из Ижевска. Ленина в спектакле «Третья патетическая» он играет уже на сцене Кировского театра. А еще через год, в возрасте всего 54-х лет Александр Пастунов ушел из жизни.
Лекция Анна Зориной в Школе современного зрителя
О награждении Ю.П.Малашина главной театральной наградой - материал в газете «Удмуртская правда»
О награждении Юрия Малашина «Золотой маской» - сюжет в программе Новости. Моя Удмуртия
Актеры приступили к репетициям спектакля «Стакан воды для королевы». О новой постановке рассказал режиссер Владимир Золотарь
О награждении Юрия Малашина высшей театральной наградой - сюжет в программе Вести. Удмуртия
Союз театральных деятелей Удмуртии подвел итоги конкурса «Удача сезона 2024-2025 года»
Оставить комментарий