#СМИ о театре
02 марта 2017
0

Андрей Дёмышев: «Мечтаю сыграть Бабу-Ягу»

Кристина Романова   г. Известия Удмуртской Республики  2 марта 2017


Государственный русский драматический театр Удмуртии решил вернуть традицию проведения бенефисов в честь ведущих актёров труппы. Причём не только в юбилейные годы, но и в качестве признания их мастерства и таланта. Открыть традицию театр решил бенефисом народного артиста Удмуртии Андрея Демышева. Выпускник ГИТИСа, вот уже почти 30 лет он играет на ижевской сцене. Сотни ролей, тысячи пережитых эмоций. Зритель верит ему, а он - зрителю.

Сегодня Андрей Николаевич гость редакции «Известий Удмуртской Республики».

- Андрей Николаевич, жизнь артиста на сцене складывается из его ролей. С каких персонажей начиналась ваша карьера?

- Первая роль в театре - поэт-заика в сказке «Соло для Принцессы». Но до этого начинал играть ещё в школьные годы в народном театре. Там были роли пионеров-героев. 

- Неужели с детства вы мечтали о профессии актёра? Обычно мальчики хотят быть военными, пожарными, водителями…

- Водителем был мой отец. Они с мамой колесили по всему Советскому Союзу в поисках лучшей жизни. Были и на целине. Но я родился в Пермской области. Потом их судьба забросила в Удмуртию, в Игринский район. Тогда был там такой посёлок - Красная Горка. Позже, когда вышла программа правительства по сокращению малых деревень, посёлок упразднили, и мы переехали в Селты. Там я учился и закончил школу. 

А после улетел из Удмуртии в Москву, конечно. ПТУ, техникум, армия. Получил рабочие специальности электрика-электромонтажника и инженера-геодезиста.

Но мечтал всегда быть военным. Сколько раз я пытался поступить в военное училище! После службы в армии мне удалось пройти строгий отбор и серьёзную комиссию и устроиться в пожарную часть, которая тогда находилась в структуре МВД. Это было уже в Ижевске, куда я вернулся после службы в Вооружённых силах.

И вот мой первый рабочий день. Иду по улице Горького в свою часть и вдруг вижу объявление о наборе в ГИТИС. От Русского драматического театра в Москву из Удмуртии на учёбу посылали 8 человек. Я отправился на отборочную комиссию и в итоге был зачислен на актёрский курс. Вот так судьба меня вела к Мельпомене.

- А первая значимая роль на ижевской сцене?

- Роль Якова в пьесе Леонида Андреева «Не убий». Ставил Владимир Иванович Сафонов. Мне её дали не сразу. После моего возращения из ГИТИСа прошло года два-три, прежде чем я приступил к работе над ней.

- Как родители отнеслись к тому, что их сын стал артистом?

- Папы на тот момент уже не было. Я был поздним ребёнком, последним из четырёх. А мама одобряла мой выбор, но ни на одном спектакле с моим участием так и не была… 

- Ваши дети и внуки пошли по вашим стопам?

- Нет. Сын работает в сфере энергетики, как моя супруга, а внукам-двойняшкам по 4 года. Пока рано говорить, какой путь они выберут, но один очень хорошо поёт, а второй любит рожи корчить, наигрывать что-то. Но кем они будут, пока рано судить.

- Чем вы увлекаетесь?

- У меня круг увлечений не широк - семья, работа, дача. Люблю рыбачить. Однажды на Каме поймал судака весом килограмма три! Люблю грибы собирать. Книг, к своему стыду читаю мало, да и в кино редко хожу. А вот театры посещаю. Когда есть возможность, бываю в Москве, что называется, вживую смотрю постановки, ищу записи спектаклей в Интернете.

- На ваш взгляд, как поменялся театр за годы вашей службы Мельпомене?

- Ту, тенденцию, которую я наблюдаю в сегодняшнем театре, я бы назвал  «стэмовской».  Русский психологический театр уходит со сцены. Нет той глубины, какую, например, можно видеть в работах режиссёра Марка Захарова. Там играется суть. Сейчас её подменяют трюки и «примочки». Но это всё поверхностно.

- Театр - отражение жизни. Значит, такова наша действительность.

- Видимо. По большому счёту, и все ТВ-шоу, кишащие страстями, это демонстрируют. Обсуждения кипят, но то, что говорят герои передачи, не трогает сердце. Сути нет…

- А бывает, что роль, которую вам предлагают, не трогает вас? Как выходите из положения в этом случае?

- Это и есть мастерство. Если роль не ложится, начинаешь вчитываться в сценарий, представлять себе персонаж, договариваться с ним, искать положительные стороны, оправдывать его поступки, словом, пытаешься подружиться с ним. А отказываться от ролей в театре не принято.

- Какие роли вели вас как актёра по жизни? И есть ли та, что ещё не сыграна?

- Любая роль тебя куда-то ведёт - к успеху или к неудаче. Она даёт опыт, накладывает отпечаток на твою личность, а ты отдаёшь ей частичку себя. В этом плане все роли значимые, и очень бывает жалко, когда спектакль списывают и твой персонаж остаётся только в воспоминаниях. Но это неизбежно. 

Я играю характерные роли, я не герой-любовник и не негодяй. Кого хотел бы сыграть? Пожалуй, Бабу-Ягу. Медведя я играл, Ёжика играл, Мудрого Ворона играл, а вот Бабу-Ягу - никогда. Хотелось бы попробовать.

- Вам нравится работать в постановках для детей?

- Дети - самые строгие и честные критики. Ребёнка не проведёшь. Поэтому, когда дети верят тому, что происходит на сцене, - это большое счастье. Если им не интересно, они не будут терпеть. Любую фальшь они чувствуют мгновенно и мгновенно реагируют. 

Взрослых обмануть легче. У каждого артиста есть набор штампов, наработанных годами. Включаешь, скажем, штамп № 7, и работает. С детьми не так. Их природа одарила колоссальной проницательностью, которая требует от актёра честности и искренности.

- Как вы относитесь к таким формам современного театра, как читки на публику и творческие лаборатории? Они в какой-то мере тоже направлены на то, чтобы актёру в создавшихся стрессовых условиях не дать возможности включить штамп, а вытянуть из него настоящую эмоцию…

- Стресс действительно актёр испытывает при таких формах работы, но что он получает? Кроме экстремальных условий я в этом не вижу ничего. Интересно ли это зрителю? Не знаю. Возможно. А возможно, ему было бы интереснее, если бы лаборатория была подана немного иначе: например, чтобы зритель стал очевидцем того, как идёт работа над спектаклем от читки до готового продукта…

Да, во время наших творческих лабораторий рождались интересные спектакли - тот же «Человек-подушка». Но разве другие работы были хуже?

Новаторство на сцене? Но постановки Петра Шерешевского разве не новаторство? И для меня, как артиста, работа в его спектаклях дала гораздо больше и в плане удовлетворения, и в плане творческого роста, чем участие в лабораториях. Но это моё мнение.

- Актёру приходится держать в памяти большое количество текстов. У вас есть свои секреты быстрого заучивания?

- Это расхожее заблуждение, что актёру надо много учить наизусть. На самом деле текст заучивается не как вычлененный набор фраз. Это процесс репетиций, мыслей, поиска. Здесь всё идёт от взаимодействия с партнёром. Зачастую на сцене включаются импровизации, которые настолько ложатся в контекст постановки, что играть буква в букву по написанному просто невозможно, если речь идёт о прозе, а не о стихах. 

- Бедные драматурги…

- А что делать? Диалоги нарабатываются в процессе. Но монологи, конечно, все актёры учат наизусть. Театр - живой организм, и даже один и тот же спектакль может идти по-разному, потому что актёр воздействует словом, а на его слово могут воздействовать и волнение, и эмоции, и настроение, как бы он ни пытался это скрыть…

- Зачастую в современном театре наряду с воздействием словом всё чаще даёт о себе знать воздействие физическое - специальные эффекты - шумы, запахи, свет, взаимодействие со зрителем посредством различных предметов. Как вы относитесь к таким проявлениям?

- Отрицательно. Зрителя хотят удивить, но эффект от этого мимолётен. Более того, такие эксперименты уже были: достаточно вспомнить постановки Всеволода Мейерхольда. 

Театр не должен удивлять. Оставьте это кино или цирку. Он должен брать искренними чувствами. Тогда со зрителем не придётся заигрывать с помощью эффектов. Он будет соучаствовать через свои ощущения. Не столь важно внешнее сходство персонажа с его прототипом или стереотипом, сколько важен внутренний стержень, его мысли, энергетика. Театр любят за это. Поэтому зритель улыбается. И поэтому возникают слезы… 


 

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

«Папа» на фестивале «Золотая Маска»!

Играем спектакль  «Папа» 20 мая на сцене Московского Театр Сатиры

«Спектакль на грани мюзикла»

Сюжет о премьере спектакля «О, Мадонна!»  в программе Новости на телеканале «Моя Удмуртия»

«Основано на реальных событиях»

Сюжет о премьере спектакля «Дети войны. Голоса уходящих свидетелей» в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»

Бруклинская сказка в Ижевске

Поздравляем всех создателей и участников спектакля «О, Мадонна!» с премьерой!

Дети войны. Голоса уходящих свидетелей

Сатья Юлии Ардашевой в газете «Удмуртская правда» о премьерном спектакле театра

«Я видел, что многие плакали...»

Отзыв Министра культуры УР В.М.Соловьева о спектакле «Дети войны. Голоса уходящих свидетелей»