#СМИ о театре
08 ноября 2019
0

Айрат Абушахманов: «Театр - не исторический музей»

С творчеством уфимского режиссёра Айрата Абушахманова театралы Удмуртии познакомились в рамках фестиваля «Золотая Маска». Спектакль«Зулейха открывает глаза», выбранный для фестивальной афиши в столице Удмуртии, оказался невероятно поэтичной страшной сказкой для взрослых людей, где все совершенно правдиво и искренно.


«Известиям Удмуртской Республики» удалось побеседовать с режиссёром перед показом спектакля, когда ещё не пришли зрители, когда художник по свету ещё проверяет, как ложатся на сцену невесомые штрихи, а актёры с привычным волнением ожидают встречи с новой публикой…



О «Маске» и вдохновении



- Айрат, ваши спектакли уже дважды номинировались на премию «Золотая Маска». В этом году вы стали обладателем специальной премии жюри драматического театра и театра кукол. Что даёт вам эта премия?



- «Золотая Маска» - это премия номер один в России, и быть номинированным уже победа. Лично для меня она важна ещё и тем, что оценивают тебя коллеги-театралы, не идеологическая структура, а творческая среда.


Что даёт победа в фестивале? Огромную ответственность. Получая признание коллег, ты задаёшь определённый уровень и уже не имеешь права опускать планку.



- Вдохновение это вам дает? 


- Вдохновение даёт работа! В декабре наш Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури отпразднует 100-летие, и мы, конечно, готовимся к этому событию. К знаменательной дате наш театр подходит с новым спектаклем по национальной литературе, ставшей уже классической.



- Поскольку вы затронули тему национальной литературы, не могу не спросить, как у вас обстоят дела с современными пьесами на башкирском языке? Наш Национальный театр не раз говорил о дефиците качественного материала на удмуртском языке.



- Мне кажется, нехватка современных пьес на национальном языке - это общая проблема всех национальных театров. Хороших пьес, конечно, всегда мало, но, когда речь идёт о небольших республиках, какими являются Башкортостан или Удмуртия, проблема поиска качественного материала усугубляется. Также на ситуацию влияет и то, что современная молодёжь и люди среднего возраста всё меньше говорят на родном языке и ещё меньше на нём пишут. Поэтому чаще всего мы берём пьесы на русском языке и делаем перевод.



- А если говорить о режиссёрах,чьё творчество вы особенно выделяете для себя, на чьих работах учитесь?



- У меня нет одного кумира. Как сказал Питер Брук, учителями являются все, кого встречаешь на своём пути. И даже если тебе не нравится творчество какого-то режиссёра, ты всё равно учишься на его спектаклях - мысленно оспариваешь его решения, и из этого тоже что-то рождается.


Но если говорить более конкретно, то, конечно, постоянно учусь у состоявшихся уже мэтров - Валерия Фокина, Сергея Женовача, Андрея Могучего, Виктора Рыжакова, Юрия Бутусова, Римаса Туминаса. Много молодых талантливых режиссёров появляется, у которых тоже учусь, и это очень радует.


Сегодняшний театр притягивает молодёжь: появляется множество интересных коллективов, разнообразных, абсолютно не похожих друг на друга. Возникает много негосударственных театров, которые привлекают своими экспериментами. Театр - это такая сфера, где есть место живому общению, импровизации. Это всегда онлайн, всегда живой эфир, без записи.



Свет и миф



- Да, поэтому в театре спланировать всё до мелочей просто невозможно. А как вы относитесь к трендовым клише на сцене: бассейну, железным кроватям, ваннам?..



- Любое техническое новшество привлекает всех только поначалу. Так, например, было с бассейнами. Мы, режиссёры, пока не наиграемся, не набалуемся с новинкой, как дети, не отступаем. Но потом ищем что-то другое.


В отличие от таких новинок, интерес к психологии человека, передаче смысла через актёра (звучит грубо, но…) всегда актуальны. А технические новинки оправданы только тогда, когда способствуют созданию особенной атмосферы, тогда их нужно использовать.


В этом плане я бы особо выделил свет, который сегодня играет главенствующую роль в создании образа и нужной атмосферы на сцене. Даже декорации отходят на второй план, становятся минималистичнее, все остальное рисует свет. Не зря сейчас работа художника по свету оценивается в отдельной номинации фестиваля «Золотая Маска».



- В спектакле «Зулейха открывает глаза» свет тоже играет важнейшую роль, подчиняясь вашей идее создать миф…



- Не совсем миф. Просто, когда я прочитал это произведение, оно не показалось мне историческим романом, передающим все факты от и до. Для себя я решил, что это такая сказка для взрослых про страшное время, про слом крестьянства, про раскулачивания и репрессии, которые мы воспринимаем глазами главной героини - женщины с детским мифологизированным сознанием. В книге это татарка, у нас - башкирка (на самом дели наши национальности очень схожи, и люди могут понимать друг друга без переводчика).


Вначале Зулейха даже не понимает, что с ней происходит, когда её везут на север в вагоне с интеллигенцией из Ленинграда, где она не улавливает смысл разговора людей, и на месте по прибытии. Она живёт в своём мире и боится духов леса и духов мёртвых. Но постепенно женщина перерождается и становится совершенно иной. Она не теряет себя, она себя прежнюю сбрасывает с себя новой, как старую кожу.



- Легенда и басня - это иносказательное повествование о чём-то важном. Почему театр сейчас снова всё чаще прибегает к иносказательности?



- Не могу сказать о ситуации в целом. А что касается Башкирского театра, нам просто очень близок такой «поэтизированный» способ существования на сцене. Это идёт испокон веков: были у башкир такие сказители – сэсэны, которые исполняли под звуки домбыры различные истории. Но это был не просто рассказ, это было проживание легенды в определённом ритме, почти как песня…


Современный спектакль - он всегда про человека, про его современные проблемы, даже если действие происходит в далёкие века. Это не исторический музей, где люди представляют костюмы разных эпох, это всегда психология. Наверное, отсюда и иносказательность.



- Кого из классиков вы хотели бы поставить, но пока боитесь?



- Боюсь? Вот уже несколько лет мне предлагают поставить «Гамлета» Шекспира. И я уже думаю об этом, уже идёт определённая работа, но начать ещё боюсь, ещё какие-то моменты не срослись, не сложились в целостную картину, но это непременно будет…



Автор: Кристина Романова


21.11.2019


http://www.izvestiaur.ru/culture/18066201.html?fbclid=IwAR1Icp5VyR6QBxziN5Ao6PBHRhWcCFl0mO1opNgL8pQoJJ8vpPezmOc1qi4">Оригинал статьи

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

22 ноября 2024
#Новости театра
«Папа» - соискатель премии «Золотая маска»

На очередном показе спектакля присутствуют председатель Экспертного совета фестиваля Дмитрий Родионов и эксперт Ильмар Альмухаметов

20 ноября 2024
#СМИ о театре
Драматург Елена Обидина: «Им надо было есть, чтобы жить. И жить, чтобы работать».

Спектакль о детях и подростках военного времени появится на сцене Русского театра

20 ноября 2024
#История театра
Историческая среда: Племянник Ермоловой в Ижевске

Актер и режиссер Рафаил Кречетов

19 ноября 2024
#СМИ о театре
«Вот это - мы!»

«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»

18 ноября 2024
#СМИ о театре
«Нам было важно рассказать эту историю»

Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия

17 ноября 2024
#Новости театра
Комедия со слезами на глазах

Поздравляем с премьерой всех создателей и участников  спектакля «Баба Шанель»