#СМИ о театре
06 февраля 2020
0

Ажиотаж начался сразу

Этот провинциальный театр родился в 1935 году. Его костяк составили актёры Московского Художественного. Он умер при пожаре в мае 1941 и снова родился на новом месте в 1946. Театр прожил долгую и достойную вторую жизнь. Потом медленно и достойно умирал в аварийном здании и долгах по самую крышу. А в 2011 получил новое имя, новое здание и начал свою третью жизнь.  


Театр-Феникс дважды доходил до финала «Золотой маски». В 2016 году - четыре номинации. В 2019 - уже шесть.  А потом вдруг привёз своему зрителю целых семь золотомасочных спектаклей. Как удалось провести фестиваль «Золотая маска» в Ижевске»? В чём секрет успеха Русского драматического театра Удмуртии? Об этом «Театрал» спросил директора театра, Заслуженного работника культуры РФ Стеллу Кудрявцеву.



- Ижевск ведь оборонный, промышленный и совсем не фестивальный город. Понятно, что авторитет премии высок и показы «золотомасочных» спектаклей проходят с аншлагом по всей стране. И все-таки, как вам удалось собрать зрителя?


- Мы от него отбивались! Ажиотаж начался сразу. Ещё до старта масштабной рекламной кампании. 1 июля мы начали продажи на фестивальные спектакли ноября. К сентябрю большая часть билетов была продана. И знаете, не смотря на всё организационные проблемы и бешеную ответственность, переживания и усталость – я была очень счастлива в дни фестиваля. Откуда появился зритель? Он вырос! Понимаете, как тот английский газон, которые стригли столетиями. Ижевский театральный зритель сформировал свой вкус в первую очередь на наших спектаклях! Конечно, за 85 лет театр ставил много классики. «Двенадцатую ночь» Шекспира, к слову, премьерой которой мы завершили Год театра, впервые поставили ещё в 40-х годах. Но всегда шёл поиск живого и современного драматургического материала. И в афише были Григорий Горин, Михаил Шатров, Виктор Коркия. Знаменитую пьесу Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» наш театр поставил в первую волну, в 1982-м, сразу вслед за «Ленкомом». В 1980-е в афише появились имена Людмилы Петрушевской и Николая Коляды. В 90-е ставили Сергея Довлатова и Нину Садур, в 2000-е – Ивана Вырыпаева и Мартина МакДонаха. Спектакль по его пьесе «Человек-подушка» мы привезли в 2014 году на Первый международный фестиваль МакДонаха. Выдержали конкуренцию с театральными труппами Австрии, Германии, Польши, Чехии и Великобритании. А исполнитель главной роли Михаил Солодянкин получил приз за «Лучшую мужскую роль». В последние годы мы стали целенаправленно приглашать новую режиссуру: Дмитрий Удовиченко, Денис Хуснияров, Пётр Шерешевский, Яков Ломкин. Театр стремительно меняется, постоянно удивляет своего зрителя -  премьера за премьерой, новые прочтения классических текстов, разнообразные проекты. Мне понравилось, как написала о нашем «Короле Лире» питерский театральный критик Татьяна Джурова: «Ансамбль Ижевского театра легко, без пережимов и с замечательной внутренней свободой обеспечивает перезагрузку смыслов». А я бы сказала, что  весь театр пережил полную перезагрузку. Мы изменились сами и изменили ижевского зрителя. 


- Все провинциальные государственные театры одинаково счастливы успешными постановками и премиями. И каждый театр по-своему несчастен своими проблемами, каждый ищет способ выполнить госзадание и выйти на самоокупаемость. Вы возглавили этот театр в трудное для него время в 2002 году и вывели его в новую жизнь. Каков ваш рецепт успеха?


- Я всегда ставила себе очень высокую планку. И когда дотянуться до неё, казалось, нет сил – срабатывал мой горский характер: не могу смириться и проиграть! Когда я возглавила Русский драматический театр, то чётко понимала, в каком он кризисе, какие насущные задачи и какой клубок проблем меня ожидает. Но меня сразу покорила атмосфера в коллективе, где не было интриг и сплетен! Одна большая творческая семья! Директору театра нужно уметь прощать актёрские слабости и потакать режиссерскому самолюбию, держать в узде все цеха и быть самым пристрастным зрителем. Я отвечаю за то, чтобы всем в нашей театральной семье, от мала до велика, жилось хорошо и хотелось заниматься творчеством. Самой юной актрисе в труппе всего 20 лет, но она уже играет главные роли. А самый возрастной актёр – Юрий Павлович Малашин. В январе ему исполнилось 70 лет. И в апреле будет его бенефис – спектакль «Алексей Каренин». Это старинная театральная традиция, и я очень рада, что мы возродили бенефисы на нашей сцене. Каждый раз это не просто вечер комплиментов и реверансов – это серьёзное испытание для бенефицианта и всей труппы. Полноценный знаковый спектакль, который ещё выше поднимает планку профессионального мастерства. Бенефис Николая Ротова – «Король Лир», бенефис Михаила Солодянкина – «12 стульев», бенефис Ольги Слободчиковой – «Визит старой дамы». 


- Понятно, что Русский драматический театр Удмуртии строит грандиозные планы на юбилейный год.  О чём вы мечтаете?


- Мы не просто мечтаем - мы непременно добиваемся желаемого! Потому что каждая наша мечта обязательно проговаривается, просчитывается, продумывается и осуществляется шаг за шагом. Например, мы давно хотим, чтобы в нашем театре была еще одна площадка – малая сцена - на которой мы могли бы смелее экспериментировать и более доверительно  разговаривать со зрителями, прежде всего молодыми. Этот проект получил поддержку Министерства культуры России и Главы Удмуртской Республики Александра Бречалова. И в прошлом году были выделены средства на завершение реконструкции нашего здания, где будет размещаться   Театр юного зрителя.   Надеюсь, строительство будет завершено в самые короткие сроки. Ну а мы уже сейчас ставим спектакли для подростков в разных необычных пространствах, проводим встречи и лекции, запустили  детский интерактивный проект «Книжкин театр». 


Для нас очень важно, чтобы в труппе работали настоящие профессионалы. Для этого мы приглашаем в театр педагогов по сценречи, по пластике. Группу молодых актеров театр направил для повышения мастерства в ВШСИ Константина Райкина. 


Понимаете, у Русского театра особый темпоритм. Нет такого, чтобы запланировали-провели-взяли паузу. Всё происходит практически одновременно или друг за другом, такая бесконечная полифония. Вот мы встречаем на своей сцене три спектакля знаменитого «Сатирикона» и одновременно готовимся выпустить три своих премьеры. Вместе со всей страной будем отмечать Юбилей Победы. Но 2020-й – это ещё и год 85-летия нашего театра. В юбилейной программе масштабные премьеры и новые проекты. Возглавлять динамичный, постоянно меняющийся, живой театр – это трудно, но в этом счастье! 



Автор: Елена Обидина


http://www.teatral-online.ru/news/25986/">Театрал Февраль 2020 № 02 (179)


        

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

05 апреля 2024
#СМИ о театре
«Театр – священное место для актёров»

Интервью Юрия Малашина в газете «Удмуртская правда»

02 апреля 2024
#Новости театра
Найти в себе Беатриче

К премьере «Много шума из ничего»: интервью актрисы Александры Олвиной, 

График замены спектаклей

Перенос спектаклей: «Идеальный муж»  с 23.03 на 27.04; «По щучьему веленью» с 24.03 на 30.03; «Ножницы» с 24.03 на 10.04

«Много шума из ничего»: интервью со «злодеями»

Легко ли быть «злодеем»? Размышляют Константин Феоктистов, Виталий Туев и Радик Князев  

Чудо: из ничего рождается нечто

Интервью с режиссером-постановщиком спектакля «Много шума из ничего» Константином Колесником

Московская премьера Якова Ломкина

Спектакль «Дубровский» в театре «Сатирикон»