#Новости театра
02 июля 2025
0

Мир большой власти и частная история

Актеры приступили к репетициям спектакля «Стакан воды для королевы» по пьесе французского драматурга XIX века Эжена Скриба. О новой постановке расспросили режиссера Владимира Золотаря

- Чем вам сегодня оказалась так интересна эта старинная пьеса?

- Одна из главных тем этой пьесы не устаревает, и, видимо, не устареет никогда. Ведь речь здесь идет о том, что судьбы мира и судьбы великих людей зачастую зависят от мелких событий, от совершенно незначительных обстоятельств и фигур. Как говорят в самой пьесе – «от малых сил».  Может быть, история и вершится глобальными деяниями, но у глобальных деяний обычно очень некрупные, невеликие мотивы. Чаще всего людьми двигают не великие помыслы, а личные мелкие интересы.  Иногда молодой, ничего не соображающий, едва попавший ко двору офицер может стоить большого титула одному великому государственному деятелю и лишения власти другому государственному деятелю… Мне кажется, мир  большой власти с тех пор не изменился. И пьеса Скриба очень иронично и саркастично об этом рассказывает. Это очень остроумный текст, а по сегодняшним дням – так еще и смелый!

- Но ведь «Стакан воды» не только о политике?  

- Конечно! Пьеса сложно сконструированная и на нее можно смотреть с разной оптики. Мне лично очень интересна еще и частная тема.  Когда мы смотрим на события через оптику молодых влюбленных «придурков» - возникает совершенно другая история. Получает рассказ о том, как  совершенно неопытные, неприспособленные к системе взрослой жизни люди попадают в эту систему - со своими ритуалами, интригами, этикетом, своими правилами игры. И вот как, насколько и благодаря чему они к этому приспосабливаются. Или не приспосабливаются… Если смотреть на эту историю через оптику молодых героев, то история становления Абигайль Черчилль как главной фаворитки королевы – это тоже очень занимательно. Как вот эта девушка -  вначале истории очень юная, неопытная и совершенно чуждая каких бы то ни было интриг, очень честная и по своему прямолинейная, через борьбу за свою любовь, за своего мужчину, постепенно обретает навык дворцовой или взрослой игры.  Получается история взросления -  лишение юношеских идеалов, обрастание взрослым цинизмом и умением манипулировать людьми. Конечно, все это ради благородных целей, и мы за этим наблюдаем радостно и с полным сочувствием.  О да, она борется за свою любовь! Но  то, что в процессе борьбы она становится, по сути, копией, зеркальным отражением антигероини спектакля – тоже очень занимательно. 

- Эжена Скриба считают основоположником особого жанра  в драматургии - «хорошо сделанная пьеса».  То есть там всегда должна быть сложная захватывающая интрига, которая держит зрителей в напряжении. Это тоже добавляет интереса  «Стакану воды» сегодня?  

- Из французских хорошо сделанных пьес – а их были сотни, один только Скриб штук 400 написал - до наших времен дожили единицы.  Просто потому, что это была такая беллетристика на потребу публике. И то, что «Стакан воды» дожил до наших дней и имеет очень богатую историю постановок, говорит о том, что устремления автора развлечь образованную публику пересеклись с большими темами и смыслами, которые оставляют ее на плаву в сегодняшнем театральном процессе.

- К «Стакану воды» часто обращаются, когда ищут материал для бенефисной роли. Притом в пьесе даже не одна, а четыре таких роли – Болингброк, Королева Анна, Герцогиня Мальборо и Абигайль Черчилль. Как это разошлось на нашу труппу?

- Да, здесь очень яркий ролевой материал и он очень хорошо раскладывается на труппу – не на любую труппу, а именно на ижевскую  Нужна актриса на роль Королевы?  А у нас их две! Причем не потому, что я принципиально решил сделать два состава, а потому что долго не мог выбрать, кто мне ближе в данном случае. А потом решил – ну что я мучаюсь, пусть будет две. Есть очень убедительная актриса на роль Герцогини. Есть очевидные варианты на роль Болингброка, Абигайль, Мешема. Без парадоксов в данном случае распределение.  Но иногда и хочется без парадоксов, потому что текст сложный, витиеватый.  Как бы мы его не поджимали – текст старый. И хотя в этом есть и некое обаяние – все-таки это совсем другой театр. Пьеса написана специально для «Комеди Франсез», когда там абсолютно доминировал декламационный театр. Главный акцент делался не на персонажах, не на их поведении, а на тексте, на том, как этот текст звучит. И в этом заключается некая сложность. Мы оставляем этот остроумный текст, он должен работать, но с другой стороны понимаем, что театр сегодня это:  а – зрелище, б – история более для чувств, чем для ума. Сегодня театр на одних поворотах интриги строиться не может. Зритель должен  находить своего героя для эмоционального подключения.

Спектаклем «Стакан воды для королевы» откроется 91-ый театральный сезон. Премьера состоится 19 и 20 сентября.
Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

Мир большой власти и частная история

Актеры приступили к репетициям спектакля «Стакан воды для королевы». О новой постановке рассказал режиссер Владимир Золотарь

01 июля 2025
#СМИ о театре
«Золотая маска» приехала в Ижевск

О награждении Юрия Малашина высшей театральной наградой - сюжет в программе Вести. Удмуртия

Золотая маска у Папы!

Поздравляем Юрия Павловича Малашина с победой в номинации «Лучшая мужская роль» на фестивале «Золотая маска»!

Играем в индейцев

Поздравляем с премьерой постановочную группу спектакля «Вождь краснокожих»!

Историческая среда: Актер на роль Ленина

О творческом пути народного артиста РСФСР Александра Пастунова

«Вождь краснокожих»: к премьере все готово!

25 июня юные зрители увидят новый спектакль на Малой сцене