#СМИ о театре
19 июля 2018
0

Без снобизма и софизма

http://izvestiaur.ru/culture/15658701.html">Кристина Романова г.Известия Удмуртской Республики 19 июля 2018


Спектаклем «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева Государственный русский драматический театр Удмуртии завершил 83-й творческий сезон. И именно этой постановкой он откроет новый- 84-й уже в сентябре.

Сразу хочется отметить, что спектакль главного режиссёра театра Якова Ломкина в какой-то степени эксперимент для театра: к клоунаде, а уже тем более к отчаянной клоунаде, здесь не обращались, пожалуй, никогда. 

Но порой клоунада - это единственный способ сказать во всеуслышание о том, о чём говорят только с совестью и собственной душой…

Разгульно

Первое действие спектакля втягивает зрителя в некую пучину, а точнее, в болотную тину бутылочного цвета, и он начинает испытывать в какой-то мере чувство своего превосходства над потерявшими свой приличный облик персонажами. Не столько со смехом, сколько со снобистской брезгливостью слушаются диалоги, а герои, кажется, никак не могут рассчитывать на симпатию публики.

Персонажи пьесы - наши современники: банкиры, офисные сотрудники, модели, домохозяйки, проститутки, и все они пьяны. И именно поэтому их разговоры кажутся низкими, а поведение ужасным. И мало кто в зрительном зале может признаться себе в том, что чем-то похож на них. Лишь как в басне Крылова: «Мартышка, в зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: «Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на неё хоть чуть была похожа…»

Одетые в клоунские костюмы, герои постановки уже этим пытаются предупредить необдуманное желание публики идентифицировать себя с тем или иным персонажем, как бы вторя ей: «Нет, это не о вас, уважаемая публика. Вы - совершенно не такие».

Игра продолжается все первое действие.

Откровенно

Действие второе меняет всё. Каким-то чудесным образом истории персонажей начинают связываться воедино, а реплики - приобретать новый, глубинный смысл. И в одно мгновенье, глядя на тех же клоунов, ты начинаешь понимать, что эта пьеса о тебе. Что герои говорят вслух о том, о чём ты можешь сказать себе внутренним голосом, лишь уединившись от мира, оставшись один на один со своей душой, которой только в такие мгновенья даёшь право голоса и выслушиваешь её…

С этого момента пространство сцены вдруг исчезает, а точнее - становится шире, как линия горизонта, а диалоги героев звучат как откровения. До боли…

«Наше сердце… не ноет и не стонет. Это мы ноем и стонем. Это мы вечно жалуемся на то, какие мы… все плохие. Ставим про это спектакли, снимаем фильмы и от этого становимся все хуже и хуже. Вместо того чтобы любить, мы ноем, что любви нет, вместо того чтобы меняться, мы… убеждаем сами себя, что ничего нельзя изменить…»

«Любите, будьте сильными, изменяйте себя, и мир вокруг будет меняться, живите настолько честно, насколько можете… Пора начать любить кого-то другого, кроме самого себя…»

Простые истины, которые известны каждому, ничего нового. Но именно поэтому мы забываем о них, мы не слышим их, они затерлись, потеряли свой блеск. И вся эта клоунада самым бесцеремонным образом погружает тебя, такого сопротивляющегося, цепляющегося за привычный снобизм и меланхолию, в их смысл с головой и не отпускает, пока ты не откроешь глаза и не сделаешь первый вздох…

Факты

• Иван Вырыпаев писал пьесу «Пьяные» для театра в Дюссельдорфе в 2013 году

• По-русски пьеса была поставлена сначала в Театральном центре им. Мейерхольда, а затем перенесена на новую сцену МХТ им. Чехова

• Говоря о своей пьесе, драматург отметил:«Когда я написал пьесу «Пьяные», мне показалось, что у меня что-то получилось в драматургии. Во всяком случае это какой-то новый этап в моём творческом развитии».

• Пьеса содержит обсценную лексику, которая является неотъемлемой канвой пьесы, но ряд режиссёров при постановке спектаклей стараются её обходить.

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

09 апреля 2024
#Новости театра
Встречаемся в Семейном клубе

Новый проект театра

09 апреля 2024
#Новости театра
Завершим сезон русской классикой

Владимир Золотарь приступил к репетициям «Снегурочки» по пьесе А.Островского

06 апреля 2024
#Новости театра
Играем Шекспира!

5 и 6 апреля состоялась премьера спектакля «Много шума из ничего»

05 апреля 2024
#СМИ о театре
«Театр – священное место для актёров»

Интервью Юрия Малашина в газете «Удмуртская правда»

02 апреля 2024
#Новости театра
Найти в себе Беатриче

К премьере «Много шума из ничего»: интервью актрисы Александры Олвиной, 

График замены спектаклей

Перенос спектаклей: «Идеальный муж»  с 23.03 на 27.04; «По щучьему веленью» с 24.03 на 30.03; «Ножницы» с 24.03 на 10.04