#Новости театра
06 марта 2020
0

«Безумные ножницы», или Человек, который сломал стену

Речь идет о воображаемой четвертой стене – между сценой и зрительным залом. И, конечно, Пауль Портнер, автор комедии "Ножницы", был не первым и далеко не единственным, кто покушался на ее целостность в 20 веке. Но прорваться за стену, заставить зрителей играть с тем же азартом, что и актеры – удалось одному из первых именно ему.


Когда и как это произошло? Рассказываем с самого начала. То есть с рождения нашего героя.



Случилось это в 1925 году в Вуппертале, Германия. Едва Пауль Портнер достиг призывного возраста, он был мобилизован на фронт, в одном из первых боев получил тяжелое ранение и следующие два года провел в госпиталях. В итоге - томик стихов и первые автобиографические рассказы.


В 1945 году начинающий поэт организует в своем родном Вуппертале ассоциацию художников-авангардистов «Башня», все больше и больше увлекается театром. Портнера интересуют теории экспериментального театра: он изучает психодраму Якоба Леви Морено, Политический театр Эрвина Пискатора, Театр жестокости Антонена Арто. Переводит на немецкий трилогию о Короле Убю французского предтечи Театра абсурда Альфреда Жарри. А в своей практической деятельности режиссера и драматурга Портнер полностью очарован и захвачен старинной итальянской комедией дель арте, основанной на актерской импровизации.


В начале 60-х годов из столкновения всех этих разнообразных концепций у Портнера рождается идея театра, который он называет Mitspielstücke - «Совместная игра». Вместо пьес он предлагает сценарии, где ключевые повороты сюжета определяют зрители. И они же, провоцируемые актерами, активно участвуют в спектакле. Всего Портнер написал 17 пьес, некоторые из них до сих пор идут на сценах немецких театров. Но лишь одна - комедия-детектив «Ножницы» (название в русской адаптации) – стала невероятно популярна во всем мире.



Насколько популярна - можно приводить разные цифры, благодаря некоторым из них «Ножницы» попали в Книгу рекордов Гиннеса. Но самое важное, что это театр – совершенно по Станиславскому – сегодня, здесь, сейчас. Каждый показ уникален. Все зависит от тех, кто сегодня в зале: к чему они больше готовы – смеяться или возмущаться и критиковать?


Как это будет работать в ижевском варианте – проверим через неделю, на премьере спектакля «Ножницы».

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

01 декабря 2022
#Новости театра
Такого Ротова мы еще не видели!

Редкие фотографии артиста в виртуальной галерее, созданной Архивной службой Удмуртии

25 ноября 2022
#Новости театра
Формула сказки

Первый урок Школы современного зрителя к предстоящей премьере спектакля «Голый король»

25 ноября 2022
#Новости театра
«Пушка» в деле!

19 тысяч молодых людей уже посетили Русский театр по Пушкинской карте в 2022 году

23 ноября 2022
#СМИ о театре
С любовью к человеку. К юбилею великого актера

Статья Анны Вардугиной к 70-летию Николая Ротова

21 ноября 2022
#Новости театра
Изменения в ноябрьском и январском репертуаре

24 ноября спектакль «Гамлет» заменяется на «Отрочество». Спектакль «Тартюф», анонсированный на 27 января отменяется

16 ноября 2022
#СМИ о театре
Любимый актер ижевчан

Репортаж ГТРК «Удмуртия» к юбилею Н.Н. Ротова