Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииВ год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в афише Русского драматического театра Удмуртии появится спектакль о детях и подростках военного времени. Пьеса была заказана ижевскому драматургу и журналисту Елене Обидиной. В начале сентября театр принял готовый текст в работу.
- Вы взялись за этот заказ театра, потому что любите писать пьесы или Вам как-то откликнулась тема?
- Тема, конечно! Для Ижевска она корневая. Военное детство – трудное, голодное, за станком на оборонном заводе – сказалось на судьбах целого поколения горожан. Недаром в 2019 году в сквере у ДС «Интеграл» появился памятник подросткам той поры. Скульптор Павел Медведев создал их собирательные образы в металле. А я постаралась сделать это словами. Среди персонажей пьесы есть девочки-шестиклассницы, которые после уроков помогают в госпитале, и мальчишки постарше, которые работают на оборонном заводе. Самый маленький герой пьесы – дошколёнок. Все вокруг стараются подкормить его, приласкать, приободрить, уберечь от потрясений. И это, по-моему, главное, что объединяет нас с людьми военной поры. Не важно, какой век, 42 или 24 год в календаре. Погибают на фронте отцы, матери хоронят сыновей, дети могут погибнуть в школьной перестрелке. Но мы должны оставаться людьми и всеми силами сохранять и защищать детство.
- Вы использовали воспоминания детей войны, живущих ныне в Ижевске. Насколько фактическое и вымышленное переплелись в этой пьесе? Трагедия на заводе была на самом деле?
- Отправной точкой для работы стал сборник воспоминаний «Великая Отечественная война глазами детей», изданный Советом ветеранов УдГУ в 2020 году. Я открыла книгу и буквально сразу, на 10 странице, наткнулась на абзац, который поверг в шок. В памяти Любови Григорьевны Берестовой (она родилась в 1935 году) сплелись два смертельных случая при пожаре на производстве. Я не могла читать дальше. Увязла в бермудском треугольнике: погибший подросток, безутешная мать, испуганный ребёнок. Именно эти три персонажа стали первыми, за ними пришли другие. Один из героев буквально цитирует воспоминания Иосифа Иосифовича Грудзино, который в 14 лет вместо 7 класса пошёл в ФЗУ и работал в инструментальном цехе Мотозавода. Какие-то факты, детали, черты быта, события, фразы из воспоминаний разных людей вошли в реплики вымышленных персонажей и плотно сцепили эту придуманную историю.
- Что в работе над этим материалом для Вас было самым важным: закрутить сюжет, найти нужных героев, соблюсти язык эпохи, что-то другое?
- Рассказать историю, которая заставит зрителя со-чувствовать и со-переживать. Столько пьес написано и поставлено на эту тему. Есть советская классика. Есть новая русская драма. Наверное, кому-то нравятся пьесы, в которых про войну рассказывают не кормленная домашняя скотина или повторяющий чужие воспоминания лжеветеран. А я бесконечно ценю Виктора Розова и его пьесу «Вечно живые», по которой снят фильм «Летят журавли». Мне важно было без пафоса и штампов (вой сирен, тарелка радио, марши и голос Левитана) показать через призму одной коммунальной квартиры тыловую жизнь города-завода, города-госпиталя. Одно для всех испытание, совместное напряжение физических и душевных сил, общее большое горе и переживаемый всеми большой голод.
-Эта небольшая пьеса даёт целый список рецептов голодной поры. Каково после этого садиться за обычный стол?
- Практически в каждой главке того сборника упоминается постоянное, изнуряющее, ставшее хроническим чувство голода. Дети войны вспоминают, чем они питались: лебеда, сныть-трава, сухие листья, жмых, труха, клей, кора, крапива, картофельные очистки. В обычной жизни всё перечисленное относится к категории несъедобного. Но в войну из этого, добавляя понемногу съедобное, старались приготовить некое подобие пищи и обмануть организм. Нормой хлеба в продуктовой карточке определялась значимость человека. Те, кто трудился на оборонных заводах, питались чуть лучше. Им надо было есть, чтобы жить и жить, чтобы работать для будущей Победы. Продукты были чем-то сакральным. В пьесе взрослые, обращаясь к детям, называют их разными ласковыми вкусными прозвищами. У меня было полтора месяца сбора материала, обдумывания, набросков. А потом на 8 дней у меня включился полный автономный режим: я сутками стучала по клавиатуре компьютера, мало спала и ещё меньше ела. Текст пульсировал, его надо было успеть записать. И вот когда я закончила и вернулась сюда обратно – вдруг поймала себя на том, что с восхищением смотрю, нюхаю и пробую самые обыкновенные продукты.
- Когда Вы работали над пьесой, Вы «примеривали» своих героев к конкретным актёрам этого театра?
- Именно так, «с прицелом», я и писала! Мечтаю, что взрослых героев пьесы сыграют мои любимые актёры Русского драматического театра: Михаил Солодянкин и Елена Мишина, Николай Ротов, Ольга Слободчикова и Галина Аносова. Я слышала в голове голоса этих актёров, представляла их интонации и жесты. И именно потому сочинённые, придуманные люди обрели в тексте плоть и кровь. Теперь они готовы шагнуть на сцену.
Текст - Юлия Ардашева
Репортаж с премьерного показа спектакля «Белый пароход» в программе «Утро» ГТРК Удмуртия
Репортаж ТК «Моя Удмуртия» с премьерного показа спектакля «Белый пароход»
Поздравляем с премьерой всех создателей и участников спектакля «Белый пароход»
На очередном показе спектакля присутствуют председатель Экспертного совета фестиваля Дмитрий Родионов и эксперт Ильмар Альмухаметов
Спектакль о детях и подростках военного времени появится на сцене Русского театра
Актер и режиссер Рафаил Кречетов
Оставить комментарий