#СМИ о театре
20 ноября 2024
0

Драматург Елена Обидина: «Им надо было есть, чтобы жить. И жить, чтобы работать».

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в афише Русского драматического театра Удмуртии появится спектакль о детях и подростках военного времени. Пьеса была заказана ижевскому драматургу и журналисту Елене Обидиной. В начале сентября театр принял готовый текст в работу.

80.jpg

- Вы взялись за этот заказ театра, потому что любите писать пьесы или Вам как-то откликнулась тема?

- Тема, конечно! Для Ижевска она корневая. Военное детство – трудное, голодное, за станком на оборонном заводе – сказалось на судьбах целого поколения горожан. Недаром в 2019 году в сквере у ДС «Интеграл» появился памятник подросткам той поры. Скульптор Павел Медведев создал их собирательные образы в металле. А я постаралась сделать это словами. Среди персонажей пьесы есть девочки-шестиклассницы, которые после уроков помогают в госпитале, и мальчишки постарше, которые работают на оборонном заводе. Самый маленький герой пьесы – дошколёнок. Все вокруг стараются подкормить его, приласкать, приободрить, уберечь от потрясений. И это, по-моему, главное, что объединяет нас с людьми военной поры. Не важно, какой век, 42 или 24 год в календаре. Погибают на фронте отцы, матери хоронят сыновей, дети могут погибнуть в школьной перестрелке. Но мы должны оставаться людьми и всеми силами сохранять и защищать детство.

- Вы использовали воспоминания детей войны, живущих ныне в Ижевске. Насколько фактическое и вымышленное переплелись в этой пьесе? Трагедия на заводе была на самом деле?

- Отправной точкой для работы стал сборник воспоминаний «Великая Отечественная война глазами детей», изданный Советом ветеранов УдГУ в 2020 году. Я открыла книгу и буквально сразу, на 10 странице, наткнулась на абзац, который поверг в шок. В памяти Любови Григорьевны Берестовой (она родилась в 1935 году) сплелись два смертельных случая при пожаре на производстве. Я не могла читать дальше. Увязла в бермудском треугольнике: погибший подросток, безутешная мать, испуганный ребёнок. Именно эти три персонажа стали первыми, за ними пришли другие. Один из героев буквально цитирует воспоминания Иосифа Иосифовича Грудзино, который в 14 лет вместо 7 класса пошёл в ФЗУ и работал в инструментальном цехе Мотозавода. Какие-то факты, детали, черты быта, события, фразы из воспоминаний разных людей вошли в реплики вымышленных персонажей и плотно сцепили эту придуманную историю.

- Что в работе над этим материалом для Вас было самым важным: закрутить сюжет, найти нужных героев, соблюсти язык эпохи, что-то другое?

- Рассказать историю, которая заставит зрителя со-чувствовать и со-переживать. Столько пьес написано и поставлено на эту тему. Есть советская классика. Есть новая русская драма. Наверное, кому-то нравятся пьесы, в которых про войну рассказывают не кормленная домашняя скотина или повторяющий чужие воспоминания лжеветеран. А я бесконечно ценю Виктора Розова и его пьесу «Вечно живые», по которой снят фильм «Летят журавли». Мне важно было без пафоса и штампов (вой сирен, тарелка радио, марши и голос Левитана) показать через призму одной коммунальной квартиры тыловую жизнь города-завода, города-госпиталя. Одно для всех испытание, совместное напряжение физических и душевных сил, общее большое горе и переживаемый всеми большой голод.

-Эта небольшая пьеса даёт целый список рецептов голодной поры. Каково после этого садиться за обычный стол?

- Практически в каждой главке того сборника упоминается постоянное, изнуряющее, ставшее хроническим чувство голода. Дети войны вспоминают, чем они питались: лебеда, сныть-трава, сухие листья, жмых, труха, клей, кора, крапива, картофельные очистки. В обычной жизни всё перечисленное относится к категории несъедобного. Но в войну из этого, добавляя понемногу съедобное, старались приготовить некое подобие пищи и обмануть организм. Нормой хлеба в продуктовой карточке определялась значимость человека. Те, кто трудился на оборонных заводах, питались чуть лучше. Им надо было есть, чтобы жить и жить, чтобы работать для будущей Победы. Продукты были чем-то сакральным. В пьесе взрослые, обращаясь к детям, называют их разными ласковыми вкусными прозвищами. У меня было полтора месяца сбора материала, обдумывания, набросков. А потом на 8 дней у меня включился полный автономный режим: я сутками стучала по клавиатуре компьютера, мало спала и ещё меньше ела. Текст пульсировал, его надо было успеть записать. И вот когда я закончила и вернулась сюда обратно – вдруг поймала себя на том, что с восхищением смотрю, нюхаю и пробую самые обыкновенные продукты.

- Когда Вы работали над пьесой, Вы «примеривали» своих героев к конкретным актёрам этого театра?

- Именно так, «с прицелом», я и писала! Мечтаю, что взрослых героев пьесы сыграют мои любимые актёры Русского драматического театра: Михаил Солодянкин и Елена Мишина, Николай Ротов, Ольга Слободчикова и Галина Аносова. Я слышала в голове голоса этих актёров, представляла их интонации и жесты. И именно потому сочинённые, придуманные люди обрели в тексте плоть и кровь. Теперь они готовы шагнуть на сцену.

Текст - Юлия Ардашева

Удмуртская правда 19.09 2024

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

22 ноября 2024
#Новости театра
«Папа» - соискатель премии «Золотая маска»

На очередном показе спектакля присутствуют председатель Экспертного совета фестиваля Дмитрий Родионов и эксперт Ильмар Альмухаметов

20 ноября 2024
#СМИ о театре
Драматург Елена Обидина: «Им надо было есть, чтобы жить. И жить, чтобы работать».

Спектакль о детях и подростках военного времени появится на сцене Русского театра

20 ноября 2024
#История театра
Историческая среда: Племянник Ермоловой в Ижевске

Актер и режиссер Рафаил Кречетов

19 ноября 2024
#СМИ о театре
«Вот это - мы!»

«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»

18 ноября 2024
#СМИ о театре
«Нам было важно рассказать эту историю»

Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия

17 ноября 2024
#Новости театра
Комедия со слезами на глазах

Поздравляем с премьерой всех создателей и участников  спектакля «Баба Шанель»