Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииСобирая труппу для Ижевского театра, Николай Цертелев сделал ставку на актрису Ванду Евреинову. И не прогадал! Именно она стала тем магнитом, который очень быстро приучил ижевчан любить театр, ходить в театр, интересоваться репертуарными новинками и задавать вопрос – а кто сегодня играет?
Первая роль, сыгранная актрисой на ижевской сцене – та самая Сонька в спектакле «Аристократы» по сверхпопулярной тогда пьесе Погодина. У нас нет внятного описания ее игры, только восторги по этому поводу. Но зато сама Ванда подробно рассказала, какой ей представляется эта героиня:
«Моя Соня – одна из женщин, сосланных на Беломорканал, взятых прямо «на работе», явившихся в лагерь в шелковых платьях, в туфлях на высоких, ломких каблуках, пришедших как на каторгу с одним яростным желанием бежать. Крупная воровка и бандитка Софья Потапова по окончании строительства была награждена орденом.
В этом образе мне хотелось показать, как талантливая и сильная натура, искалеченная с детства противоречиями капиталистического общества, постепенно выздоравливает и оживает для новой жизни. Мне хотелось очень глубоко вскрыть и показать все симптомы социально-душевной болезни Сони. В чем причина болезни? Прежде всего в той лжи, которую ей приходилось видеть с детства. Она, дочь рабочего-железнодорожника, погибшего в крушении, осталась круглой сиротой и попала в воспитательный дом. Она прошла сквозь строй обид, оскорблений, несправедливости и лжи, которыми так богата мещанская жизнь.
Как сильная, глубокая, умная и талантливая натура, она не могла мириться с нищенской, серой, мещанской жизнью. Она стала бандиткой, воровкой, врагом того общества, которое искалечило ее.
Мне хотелось показать, что под слоем пороков, нечеловеческой ярости, жестокости, разврата, цинизма – трепещет большое, несчастное, израненное сердце, которое жадно хочет радости, счастья, хочет настоящей человеческой жизни».
Сквозь риторику, типичную для эпохи, в размышлениях Ванды Евреиновой читаются и ее попытки понять героиню, не осудить заблудшую душу в ее несчастии, в ее отверженности. И это очень важно для актерской темы Евреиновой.
Вслед за Сонькой быстро последовали другие роли. Николай Цертелев вспоминал: «Весь первый сезон «Аристократы», «Альбина Мегурская» и «Гроза» были любимыми спектаклями ижевских зрителей. Каждый акт «Грозы» зрители сопровождали бурными аплодисментами и большим количеством вызовов артистов на сцену. Этому успеху способствовало многое, и, главным образом, красота, темперамент и талант Ванды Евреиновой».
10 лет из актерской биографии Ванды Евреиновой приходятся на службу в Русском драматическом театре Ижевска. С 1935 по 1945 год она сыграла здесь десятки ролей. Точное количество указать невозможно, репертуарный лист актрисы не сохранился. Но количество не должно удивлять – ведь ежегодно ставилось 10-15 новых спектаклей. И во многих из них была роль сильной, волевой, умной женщины для Ванды Евреиновой.
Она воплощала главный тип той эпохи. И при этом она всегда создавала сложные образы. Даже в мелодрамах писанных черно-белых красками типа «Альбины Мегурской». Даже в агитках типа «Алькасара» Мдивани. Ванда Евреинова создавала на сцене образы неоднозначные, глубокие, с двойным и тройным дном. И тем более ей это удавалось в классической драме – а именно на ижевской сцене в ее репертуар вошли героини Островского, Грибоедова, Бальзака…
Безусловно, не только на сцене, но и в реальной жизни Ванда Евреинова обладала сильным характером, мощной харизмой и лидерскими качествами. И вряд ли какая-то другая звезда могла взойти на ижевской сцене, пока там царила она. Возможно, этим объясняется краткость пребывания в труппе театра Августы Миклашевской. Она тоже была настоящей звездой, но она появилась в Ижевске чуть позже. Была чуть старше. Чуть опытней. Она уступила. Уехала дальше, по городам и весям необъятной страны. Ванда осталась – еще на несколько лет.
В 1945 году на сцене театра состоялся творческий вечер заслуженной артистки Удмуртской АССР Ванды Яновны Евреиновой. И после этого она навсегда уезжает из Ижевска. Сначала в Душанбе. Потом в Баку и Кировобад. Ни в одном из театров в этих городах дольше, чем на одни сезон не задерживается. Сделав круг возвращается в родной Краснодар. Последние полтора десятилетия работает в филармонии мастером художественного слова. Впрочем, в театральных кругах Ванда Евреинова по-прежнему уважаема и авторитетна – ее избирают председателем Краснодарского отделения Всероссийского театрального общества. Вот только ее собственные сценические достижения остались в далеком Ижевске…
30 октября 2024 года исполнится 120 лет со дня рождения Ванды Яновны Евреиновой. Первой звезды Русского драматического театра Удмуртии.
О первом доме Русского театра в Ижевске
Министерство культуры УР сообщает о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры УР в 2024 году
«Удмуртская правда»: Репортаж с пресс-конференции, посвященной открытию гастролей Псковского театра в Ижевске
Арт-директор Псковского театра Андрей Пронин, актеры Камиль Хардин и Наталья Петрова в программе «Культурная среда»
Информационный сюжет в программе «Вести-Удмуртия»
Оставить комментарий