#История театра
09 октября 2024
0

Историческая среда: Актриса на главные роли

Собирая труппу для Ижевского театра, Николай Цертелев сделал ставку на актрису Ванду Евреинову. И не прогадал! Именно она стала тем магнитом, который очень быстро приучил ижевчан любить театр, ходить в театр, интересоваться репертуарными новинками и задавать вопрос – а кто сегодня играет?

Первая роль, сыгранная актрисой на ижевской сцене – та самая Сонька в спектакле «Аристократы» по сверхпопулярной тогда пьесе Погодина. У нас нет внятного описания ее игры, только восторги по этому поводу. Но зато сама Ванда подробно рассказала, какой ей представляется эта героиня:

«Моя Соня – одна из женщин, сосланных на Беломорканал, взятых прямо «на работе», явившихся в лагерь в шелковых платьях, в туфлях на высоких, ломких каблуках, пришедших как на каторгу с одним яростным желанием бежать. Крупная воровка и бандитка Софья Потапова по окончании строительства была награждена орденом.

В этом образе мне хотелось показать, как талантливая и сильная натура, искалеченная с детства противоречиями капиталистического общества, постепенно выздоравливает и оживает для новой жизни. Мне хотелось очень глубоко вскрыть и показать все симптомы социально-душевной болезни Сони. В чем причина болезни? Прежде всего в той лжи, которую ей приходилось видеть с детства. Она, дочь рабочего-железнодорожника, погибшего в крушении, осталась круглой сиротой и попала в воспитательный дом. Она прошла сквозь строй обид, оскорблений, несправедливости и лжи, которыми так богата мещанская жизнь.

Как сильная, глубокая, умная и талантливая натура, она не могла мириться с нищенской, серой, мещанской жизнью. Она стала бандиткой, воровкой, врагом того общества, которое искалечило ее.

Мне хотелось показать, что под слоем пороков, нечеловеческой ярости, жестокости, разврата, цинизма – трепещет большое, несчастное, израненное сердце, которое жадно хочет радости, счастья, хочет настоящей человеческой жизни».

Сквозь риторику, типичную для эпохи, в размышлениях Ванды Евреиновой читаются и ее попытки понять героиню, не осудить заблудшую душу в ее несчастии, в ее отверженности. И это очень важно для актерской темы Евреиновой.

Вслед за Сонькой быстро последовали другие роли. Николай Цертелев вспоминал: «Весь первый сезон «Аристократы», «Альбина Мегурская» и «Гроза» были любимыми спектаклями ижевских зрителей. Каждый акт «Грозы» зрители сопровождали бурными аплодисментами и большим количеством вызовов артистов на сцену. Этому успеху способствовало многое, и, главным образом, красота, темперамент и талант Ванды Евреиновой».

10 лет из актерской биографии Ванды Евреиновой приходятся на службу в Русском драматическом театре Ижевска. С 1935 по 1945 год она сыграла здесь десятки ролей. Точное количество указать невозможно, репертуарный лист актрисы не сохранился. Но количество не должно удивлять – ведь ежегодно ставилось 10-15 новых спектаклей. И во многих из них была роль сильной, волевой, умной женщины для Ванды Евреиновой.

Она воплощала главный тип той эпохи. И при этом она всегда создавала сложные образы. Даже в мелодрамах писанных черно-белых красками типа «Альбины Мегурской». Даже в агитках типа «Алькасара» Мдивани. Ванда Евреинова создавала на сцене образы неоднозначные, глубокие, с двойным и тройным дном. И тем более ей это удавалось в классической драме – а именно на ижевской сцене в ее репертуар вошли героини Островского, Грибоедова, Бальзака…

Безусловно, не только на сцене, но и в реальной жизни Ванда Евреинова обладала сильным характером, мощной харизмой и лидерскими качествами. И вряд ли какая-то другая звезда могла взойти на ижевской сцене, пока там царила она. Возможно, этим объясняется краткость пребывания в труппе театра Августы Миклашевской. Она тоже была настоящей звездой, но она появилась в Ижевске чуть позже. Была чуть старше. Чуть опытней. Она уступила. Уехала дальше, по городам и весям необъятной страны. Ванда осталась – еще на несколько лет.

В 1945 году на сцене театра состоялся творческий вечер заслуженной артистки Удмуртской АССР Ванды Яновны Евреиновой. И после этого она навсегда уезжает из Ижевска. Сначала в Душанбе. Потом в Баку и Кировобад. Ни в одном из театров в этих городах дольше, чем на одни сезон не задерживается. Сделав круг возвращается в родной Краснодар. Последние полтора десятилетия работает в филармонии мастером художественного слова. Впрочем, в театральных кругах Ванда Евреинова по-прежнему уважаема и авторитетна – ее избирают председателем Краснодарского отделения Всероссийского театрального общества. Вот только ее собственные сценические достижения остались в далеком Ижевске…

30 октября 2024 года исполнится 120 лет со дня рождения Ванды Яновны Евреиновой. Первой звезды Русского драматического театра Удмуртии.


Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

16 октября 2024
#История театра
Историческая среда: «Аристократы»

Первый спектакль Русского театра состоялся 18 октября 1935 года

09 октября 2024
#История театра
Историческая среда: Актриса на главные роли

Продолжение рассказа о Ванде Евреиновой - первой звезде Русского театра

07 октября 2024
#Новости театра
«Значит, получается, зрительский спектакль»

О «гвозде» гастролей - китайских «Лягушках» - рассказывает арт-директор Псковского театра Андрей Пронин

(НЕ)выносимая хрупкость

Отзыв Маши Самсоновой о спектакле «Снегурочка»

02 октября 2024
#Новости театра
Эксперты «Золотой маски» на спектакле «Папа»

Новостной сюжет в программе «Вести» ГТРК Удмуртия

02 октября 2024
#История театра
Историческая среда: Звезда по имени Ванда

О Ванде Евреиновой - первой актрисе на главные роли в Русском театре