Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииВ предыдущем выпуске Исторической среды мы рассказали о спектакле «Русский друг» 1960-го года и связанном с этой постановкой присвоением Русскому театру имени Владимира Короленко. Но это не единственный случай появления писателя-демократа на наших подмостках. Правда, зрителям пришлось подождать. В следующий раз Короленко вышел на сцену спустя почти полвека – в 2008 году.
В тот год в республике отмечалась большая дата - 450 лет добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства. К этому юбилею короленковцы – так называли тогда актеров Русского театра - открыли сезон на малой сцене премьерой спектакля «Мултанское дело». И хотя прошел он всего несколько раз, трудно согласиться с тем, что это было всего лишь очередное «датское» название.
Во-первых, режиссер Федор Шевяков выбрал актуальное жанровое решение, построив спектакль исключительно на подлинных документах эпохи – судебных протоколах Мултанского процесса, письмах, газетных статьях. Поэтому спектакль можно считать первым опытом Русского театра в жанре документального театра. Этому способствовал и визуальный ряд с его стоп-кадрами и закадровым текстом, точно отсылающим к популярной тележурналистике того периода. С той разницей, что зрители находились не в привычной комфортной и безопасной ситуации у телевизора, а пространстве, максимально воссоздающем интерьер суда, в роли присяжных заседателей. Именно им адресовали свои пылкие речи и прокурор, и защитники, пытаясь перетянуть на свою сторону. Именно от каждого из них зависело решение участи обвиняемых и восстановление справедливости.
Во-вторых, на роль Короленко режиссер пригласил заслуженного артиста России Александра Мустаева. Он должен был сыграть человека, который находится в состоянии безумной тревоги и горя – во время процесса дочь Короленко тяжело заболела и умерла. Всеми мыслями и сердцем он вместе со своей семьей. Но как гражданин – чувствует ответственность за судьбу целого народа, обвиненного несправедливо и безосновательно. Да, нам трудно сегодня понять таких грандиозных людей, как Короленко. Притом, что он никогда не был фанатиком. Фанатиков в истории предостаточно. А таких как Короленко – всегда, на протяжении всей своей жизни всегда поступавших правильно, по чести и по справедливости – единицы… Для полнокровного воплощения этой гигантской фигуры Александру Мустаеву не хватило в пьесе материала. Театр.doc не предполагает глубокого психологического погружения в роль. Но как эскизный набросок это было интересно и неожиданно.
Ну, и наконец, главный интерес спектакля «Мултанское дело» составило прение сторон – роль защитника Карабческого играли в очередь Юрий Малашин и Олег Романов, в роли обвинителя на процессе - прокурора Раевского выступил Михаил Солодянкин. Зрители с увлечением следили за блестящими допросами местных судейских чиновников, которые невольно признавались в своих беззаконных действиях: в пытках и «медвежьей присяге», в нарушении правил досмотра и подтасовке улик. «А разве и на вотяков распространяются законы? Я думал только на благородное сословие» - искренне удивляется один из таких «служителей закона»… Так в спектакле, который задумывался как опыт исторической реконструкции, как честный и беспристрастный отчет о судебном процессе конца 19 века, срезонировали темы, актуальные для России и в 21 веке – необъективность суда, коррумпированность системы, легкость, с которой можно сфабриковать дело против совершенно невинного человека…
Интервью сетевому изданию IZHLIFE
Интервью режиссера Олега Сологубова журналистам ИА «Удмуртия»
Интервью Олега Сологубова журналисту ИА «Сусанин» Дмитрию Стрелкову
О постановке спектакля «Мултанское дело» в 2008 году
Репортаж в программе «Новости республики» на ТК «Моя Удмуртия»
Спектакль «Папа» получил шесть номинаций на главную театральную премию России
Оставить комментарий