Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииИлья Ходырев – художник, который в 30-70-е годы невероятно много работал с разными ижевскими театрами. Большего всего, пожалуй, он сделал для истории кукольного театра – был одним из его организаторов, оформлял первые спектакли, позже более 20 лет занимал должность главного художника, участвовал в создании 150 кукольных спектаклей. В течение всей своей долгой жизни Илья Михайлович постоянно присутствовал в пространстве удмуртского театра – в качестве художника-постановщика или главного художника. А вот с Русским театром его сотрудничество ограничивается четырьмя годами. Но зато какими! В 1941-1944 году Илья Ходырев был одним из тех, кто помог выжить и выстоять драматическому театру в Ижевске.
Траектория судьбы художника на протяжении всей жизни была связана с одним местом. Местом рождения Ходырева - в 1907 году - значится поселок Ижевский завод. В Ижевске он работал, в Ижевске он и умер – в 1991 году, в крошечной квартирке на первом этаже буммашевской панельки. И лишь однажды его судьба сделала крутой вираж: в 1928 году Удмуртия впервые получила место в Ленинградской Академии художеств, и эта путевка была предоставлена ему, талантливому начинающему художнику - Илье Ходыреву.
Параллельно с учебой на декорационно-конструкторском факультете ИнПИИ – института пролетарского изобразительного искусства (так, в духе времени, звучало тогда название реорганизованной Императорской Академии художеств), он работает на Кинофабрике (будущем «Ленфильме») по созданию эскизов костюмов. А в дни каникул сближается с коллективом только что открывшегося Удмуртского драматического театра и оформляет один из первых спектаклей труппы – «Тыл пыр» («Сквозь пламя»).
В 1934 году Илья Ходырев вернулся на родину в качестве первого ижевского профессионального театрального художника. И сразу оказывается в самой гуще событий.
Это был ставший легендой единственный сезон Театрального комбината, когда за несколько месяцев в Ижевске было поставлено шесть оперных спектаклей – «Фауст», «Евгений Онегин», «Русалка», «Севильский цирюльник», «Чио-Чио-сан», «Князь Игорь». Притом «Фауст» был поставлен с большой балетной сценой «Вальпургиевой ночи», а «Князь Игорь» - с «Половецкими плясками». Сценографию и костюмы ко всем этим спектаклям делал Илья Ходырев. И одновременно успевал работать постановок с русской и удмуртской труппами, также входившими в Театральный комбинат. Работоспособность художника в предвоенные годы удивляет, не меньше, чем его творческая одаренность.
А в июле 1941 года Илья Ходырев получил свое главное «военное» задание. Вот что рассказывал сам художник:
- 20 июля я получил задание, которое пришлось выполнять всю войну. Мне вместе с председателем реперткома по делам искусств А.М.Чечельницким было поручено срочно создать из оставшихся в Ижевске актеров хозрасчетную творческую группу. Позднее она стала именоваться Государственным республиканским передвижным театром.
Сначала их было всего 12 человек: Чечельницкий - руководитель, актёр и режиссёр, Ходырев - художник; семеро актеров – в том числе легендарная Ванда Евреинова, парикмахер, портниха и машинист сцены.
- Сначала решили собрать что имеется у каждого, - продолжает вспоминать Илья Ходырев. – Так появилась швейная машинка, мешок с обрезками тканей и 30 париков, спасенных из недавнего пожара.
Позже театральное хозяйство начало расти: промышленные предприятия делились с театром гвоздями, фанерой и краской; воинские части - обмундированием, ранцами, касками. Кроме того, на шихтовых дворах заводов Илья Ходырев отбирал трофеи разбитой немецкой техники, поступавшей на переплавку, и тоже использовал их в декорациях. Все делали всё: пилили, красили, шили костюмы, монтировал декорации.
Постепенно росла и труппа театра: несколько человек вернулись из Сарапула, среди эвакуированных в Ижевск людей нашлись хорошие актеры.
Через месяц сыграли первую большую премьеру. Для постановки была выбрана пьеса Георгия Мдивани « Приказ по фронту» - о гражданской войне. Среди действующих лиц – Серго Орджоникидзе. Действие состояло из трех актов и семи картин, включая сцены в лесу и фронтовых окопах.
- Оформительской работы было много. Трудно, конечно, было артистам браться за такую работу, как изготовление декораций. Но когда прошли две монтировочные и одна генеральная репетиция со светом в костюмах, то удивились, как хорошо все получилось…
За неполных 5 лет театром было поставлено 56 премьер. Дано более 3500 спектаклей и концертов и не менее 500 шефских.
- Нам было поручено художественное обслуживание населения города, его воинских частей и госпиталей. А обслуживали мы всю республику – и города и районы. Без госдотации, на хозрасчете, - с гордостью вспоминал Илья Ходырев. - Все наши спектакли шли с аншлагами!
К сожалению, от этой титанической работы не осталось почти ничего материального. С десяток крошечных программок на самой дешевой бумаге. Фотография со сценой из спектакля «Последняя жертва». Вот, пожалуй, и все. На персональной выставке Ильи Ходырева, которая проходила в Ижевске в 1982 году, экспонировалось два эскиза декораций, сделанные им для Республиканского передвижного театра – к спектаклям «Овод» и «Укрощение строптивой». В настоящее время эти эскизы найти не удалось.
Но еще в 1943 году в Ижевске началось строительство нового здания для театра. Активная, работоспособная, популярная у горожан театральная труппа, безусловно, была мощным стимулом к тому, чтобы эти работы не прерывались ни на один день, несмотря на самые трудные времена.
Русский театр станет одной из площадок «Тотального диктанта»
Поздравляем с праздником всех театралов!
О главном художнике Русского театра (1952-1959) Анатолии Фокине
Михаил Солодянкин занесён на Доску почета Министерства культуры УР
О премьере спектакля «Обыкновенная история»: репортаж в программе «Новости» на ТК «Моя Удмуртия».
Спектакль «Снегурочка» заменяется на спектакль «Только для женщин»
Оставить комментарий