#История театра
19 марта 2025
0

Историческая среда: «Я сам свое счастье…»

Продолжаем цикл рассказов о художниках Русского театра, среди которых были по- настоящему большие, талантливые мастера. Именно таков наш сегодняшний герой – Александр Левитан.

После почти шестилетних скитаний, в феврале 1946 года театр сыграл новоселье в здании на улице Карла Маркса 188. И в том же году на должность главного художника театра был назначен Александр Левитан, однофамилец великого русского живописца. В течение трех послевоенных лет именно он создавал декорации и костюмы ко всем самым значимым постановкам. Его вкус, фантазия, чувство стиля, умение проектировать сложные архитектурные декорации очень способствовали тому, что в кратчайшие сроки театр стал центром притяжения для горожан. Вокруг – деревянные дома, шаткие временные мостки через непролазную грязь. Внутри - сияющий мир высокой культуры. А для самого художника эти три ижевских года оказались кратким счастливым отдыхом между двумя лагерными сроками...

 Александр Левитан родился в 1913 году в Бугульме, в семье земского врача и учительницы. В 1921 году после смерти отца семья переехала в Москву. В 16 лет Левитан увлекся театром, вечерами работал осветителем в театре Мейерхольда. В начале тридцатых учился на архитектурном факультете института имени Моссовета, параллельно работал в бюро главного архитектора Москвы, принимал участие в составлении первого генерального плана реконструкции столицы.

Казалось, впереди – блестящая карьера, безоблачное будущее. Но наступил 1937 год. По фейковому обвинению («высказывание троцкистских настроений, клевета на Красную Армию») Александр Левитан был осужден военным трибуналом по печально известной 58-й статье на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Первые месяцы работал на лесоповале в посёлке Чибью (сейчас это город Ухта). Затем, как ценного специалиста, его перевели в проектный отдел старшим архитектором управления. Именно Александр Левитан и стал автором первого проекта генерального плана Ухты, по его проектам были построены улица Пушкинская, здание райисполкома на Первомайской площади и универмаг.

 К этому же времени относятся первые работы Левитана для театра. Театр в поселке Чибью был создан по приказу начальника Ухто-Печорского НКВД, куда с зон Ухтпечлага были собраны певцы, артисты и музыканты. Созданный в ГУЛАГе театр предназначался для администрации лагеря. В его репертуаре преобладали развлекательные опереточные спектакли. Сохранились эскизы костюмов к оперетте Оффенбаха «Перикола» – яркие характерные типажи. Трудно поверить, что человек создавал их в нечеловеческих условиях. Только творчество помогало выжить, спасало от депрессии.

 Срок Левитана закончился в ноябре 1944 года, однако еще почти два года он продолжал работать по вольному найму в проектном отделе Ухтинского комбината. И только в 1946 году ему позволили уехать оттуда, но жить в крупных городах не разрешили. Так он оказался в Ижевске. 

В этот период, кроме работы в театре, Левитан сделал иллюстрации к произведениям американского поэта Уолта Уитмена «Листья травы». Мотив дороги как некий путь к свободе, постоянно повторяющийся в стихах Уитмена был очень созвучен художнику: 

«Пешком, с легким сердцем, выхожу на большую дорогу,

Я здоров и свободен, весь мир предо мною,

Эта длинная бурая тропа ведет меня, куда я хочу.

Отныне я не требую счастья, я сам свое счастье…» 

Счастье свободы было коротким. В 1949 Левитан был вновь арестован, на сей раз на волне антисемитской истерии, захлестнувшей страну. Освобожден только в 1954 после смерти Сталина, благодаря ходатайству коллег, в том числе депутата Верховного Совета народной артистки СССР Аллы Тарасовой. 

О дальнейшем пути художника пишут так: «В 1957 по направлению Министерства культуры А.М. Левитан поступил в Театр имени Ф.Г. Волкова в Ярославле, где проработал главным художником более 20 лет, оформив 40 спектаклей. По воспоминаниям коллег, режиссеры ярославского театра всегда хотели работать с ним. Как архитектор Левитан чувствовал и умел эффектно организовать сценическое пространство, найти неожиданное цветовое и световое решение, придумать костюмы. Его эскизы декораций всегда хорошо прорисованы – четко, ясно, понятно для исполнителей. Для каждого спектакля художник предлагал разные решения, отражающие время и стиль: эпическое для Шекспира, ироничное для Мольера, реалистичное для советских пьес. 

Некоторые его работы выглядят новаторскими. Так, к спектаклю «Печорин» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1967) в качестве декораций использована световая сценография (черно-белые диапозитивы, которые проектировались на задник сцены). Художник рисовал также эскизы афиш для спектаклей. Он был профессионалом в самом высоком значении этого слова. Для ярославского Театра им. Ф.Г. Волкова А.М. Левитан – личность почти легендарная, его работы стали достойным вкладом в историю российского искусства сценографии. Театральное наследие художника хранится в Ярославском художественном музее, музее Театра им. Ф.Г. Волкова, Театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве». 

Из истории Ижевского театра Александр Левитан был вычеркнут на много десятилетий. Эта публикация – первая попытка отдать дань большому художнику, создавшему на нашей сцене около 20 спектаклей, радовавших, восхищавших и утешавших зрителей в бесконечно тяжелые послевоенные годы. 

Из всех работ Левитана этого периода сохранился только один эскиз – к постановке 1947 года «Глубокие корни». Но даже по нему можно оценить уровень художника.

Галерея

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

27 марта - Международный День театра

Поздравляем с праздником всех театралов!

Художник с бронепоезда

О главном художнике Русского театра (1952-1959) Анатолии Фокине

Награды в День работников культуры

Михаил Солодянкин  занесён на Доску почета Министерства культуры УР

22 марта 2025
#СМИ о театре
Роман взросления на сцене театра

О премьере спектакля «Обыкновенная история»: репортаж  в программе «Новости» на ТК «Моя Удмуртия».

Замена спектакля 5 апреля

Спектакль «Снегурочка» заменяется на спектакль «Только для женщин»

Историческая среда: «Я сам свое счастье…»

О главном художнике Русского театра (1946-1949) Александре Левитане