Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииПод таким лозунгом за создание профессиональной драматической труппы в Ижевске взялся актер, режиссер, театральный деятель Николай Цертелев. Он был словно плоть от плоти того времени, на которое пришлась его молодость. Бурлящие 20-е были у него в крови. По жизни его вели неутолимая жажда перемен и стремление к чему-то новому. Цертелев брался за сложные проекты, не боялся рисковать и, кажется, обычно добивался поставленных перед собой целей. Только в одном Николай Цертелев был постоянен: за что бы он ни брался, это всегда было связано с Театром. Театр был смыслом и главным двигателем его жизни.
Николай Михайлович Соколов-Цертелев родился 21 октября 1901 года в Москве. Профессии он учился после революции в Школе под руководством артистов Малого театра и на Государственных Высших режиссерских курсах. Впрочем, актером его признали раньше, до всякой учебы. Ему было 16 лет, он только что окончил знаменитую Московскую 7-ую гимназию, и его сразу приняли в профессиональную труппу. А следующим летом его взяли в гастрольную поездку братья Адельйм – актеры европейского масштаба и всероссийской известности. Кстати, помимо блестящего исполнения шекспировских ролей, братья Адельгейм прославились изобретением уникального метода обучения актерской игре. Безусловно, жадный до всякого знания молодой Цертелев был в числе их благодарных слушателей.
Двадцатые годы в биографии Николая Цертелева – эпоха бури и натиски. Замечал ли он реальную жизнь за стенами меняющихся театров? Скорее всего, они и были его единственной реальностью. Десятки ролей в театре «Водевиль» и театре на Таганке. Гастроли с артистами Малого театра. Организация Синтез-театра, где он впервые пробует себя как режиссер – ставит спектакли «Праздник святого Йоргена» и «Тиль Уленшпигель». Дальше - художественное руководство музыкальным театром им. Шаляпина. На финише лихих, сохраняющих свободу 20-х он успел поруководить театром «Пролеткульта» и съездить на свои первые зарубежные гастроли – Рабочий театр показал спектакли Цертелева в Германии.
Многочисленные студии и крошечные театрики, в которых, тем не менее, шли серьезные эксперименты по поиску новых форм театрального искусства – важная примета послереволюционной Москвы. Но 20-е годы закончились, и Цертелев чутко уловил новые сигналы, которые подавало время.
В 1931 году он участвует в организации театра в Магнитогорске. 1933 год в его биографии связан с созданием театра в Кемерово. В 1935 году Цертелев по заданию Совета народных комиссаров Удмуртской АССР создает и возглавляет театр в Ижевске.
Эпоха Цертелева в Ижевском Русском драматическом театре длилась недолго. Ему удалось собрать в одну труппу прекрасных разноплановых актеров, найти интересных театральных режиссеров, художников, музыкантов. Он сформировал репертуар первого сезона и поставил спектакль, которым театр открылся – «Аристократы» по пьесе Погодина. Но в начале 1936 года, не дожидаясь окончания даже первого театрального сезона, Николай Цертелев уехал из Ижевска. Как оказалось – навсегда.
Что его гнало вперед – неугомонный характер? бесконечное стремление к чему-то новому?.. А, может быть, на сей раз это была еще более сильная эмоция?.. Страх. Ведь Цертелев стал свидетелем ночного обыска у своего друга, талантливейшего литератора Льва Мизандронцева, которого он уговорил приехать в Ижевск в качестве завлита нового театра. Мизандронцев был сорежиссером Цертелева на постановке «Аристократов», но накануне премьеры его арестовали за троцкизм – что бы это ни значило…
Тогда Николай Цертелев уехал на самый край Советского Союза в город Грозный. В 1942 году ушел добровольцем на фронт. В конце войны был ранен, получил инвалидность. Но неугомонная натура гнала его вперед и вперед. Так в его биографии появляются театры в Севастополе и Костроме. Только в 1949 году ему пришлось сделать остановку. Вот как об этом пишет он сам: «В связи с болезнью моей матери мне пришлось искать работу, чтобы иметь свободное время, и мне предложили быть режиссером разговорных и музыкальных номеров в Союзгосцирке. Когда мама умерла, я выезжал на работу в Румынию и Чехословакию».
Так, совершенно неожиданно, последние десятилетия жизни Николая Цертелева оказались связаны не с театром, а с цирком, где он тоже успел добиться вполне осязаемых успехов. Об этом свидетельствуют зарубежные командировки и участие поставленных им номеров в международных фестивалях циркового искусства.
В конце жизни, в 1975 году, завершая краткую справку о своей трудовой жизни - официальный документ, в котором ему не хватило стандартного количества строк, Николай Цертелев пишет: «Всю жизнь занимался педагогической и литературной деятельностью, преподавал сценическую речь и историю театра. Ох! Кажется вкратце все… Нет, не все! Преподавал акробатику, ритмику. Но это относится к 20-м годам…»
К сожалению, единственный портрет Николая Цертелева, который удалось найти – фотография в газете «Ижевская правда». Пожелтевшая от времени страница, неясная печать… И все-таки благодаря ей мы можем представить как выглядел основатель нашего театра – Николай Михайлович Соколов Цертелев.
Актер и режиссер Рафаил Кречетов
Николай Цертелев - организатор Русского драматического театра в Ижевске
Съемочная группа программы Вести.Удмуртия побывала на первых репетициях детских новогодних спектаклей
О спектаклях и проектах в новом пространстве театра
Что посмотреть в театре для новогоднего настроения? Куда сходить в праздники с детьми? Отвечаем!
О том, какое здание планировали построить для театра в 1935 году
Оставить комментарий