#СМИ о театре
27 апреля 2017
0

«Калека с острова Инишмаан» в Русском драматическом театре Удмуртии: большая история маленького человека

Инишмаан — маленький остров на западе Ирландии, где живут всего 157 человек. В их жизни не происходит ничего интересного, поэтому новостями там называют события из разряда «гусь Джека Эллери ущипнул кошку Пэта Бреннана за хвост». Но одна новость все же вызывает настоящее любопытство у жителей Инишмаана — на соседний Инишмор приезжают американцы из Голливуда, чтобы снять «кинофильм на миллион долларов». Особенно это известие будоражит калеку Билли — «славного юношу», который, рано потеряв родителей, всю жизнь пытается разгадать тайну своего рождения и их смерти, понять, для чего он живет.


Пойти утопиться, вот о чем я думал, чтобы… чтобы не смеялись, не дразнили. Что за жизнь — таскаться по врачам, листать одни и те же книги, и думать, как бы убить еще один день. Еще день — и что в нем хорошего? Одни насмешки и подзатыльники, вроде, как я полоумный какой-то. Деревенский сирота. Деревенский калека, и все. Да здесь полно калек, таких же, как я, только я снаружи, а они внутри


Непрекращающиеся поиски ответов на главные вопросы в итоге приводят Билли в Голливуд. Но это далеко не история Золушки. Эта история о том, что люди далеко не такие, какими кажутся; что не всегда хорошо там, где нас нет; наконец, что взросление — это непременно кризис.


Русский драматический театр Удмуртии обращается к Мартину МакДонаху не впервые: четыре года назад Дмитрий Удовиченко уже ставил этого автора на ижевской сцене — это был психологический триллер «Человек-подушка», который принес труппе театра Госпремию в области искусства и который, как и полагается сложным спектаклям, где актеры говорят со зрителями на неудобном языке, был принят публикой весьма неоднозначно.


Черный юмор, шутки на грани фола, натурализм — все это есть и в новом спектакле по МакДонаху. Однако за этими внешними приемами скрывается трогательный, местами мелодраматичный рассказ.


Пространство, в котором существуют герои, необъятно и неуютно. Первые девять рядов в зрительном зале застелены тканью, на которую проецируется вечно движущееся мрачное море (сценографы Александр Мохов и Мария Лукка, художник по свету Стас Свистунович). На его фоне люди кажутся очень маленькими и темными, притом в переносном смысле тоже: «маленький человек», «темные люди» — одним словом, провинция. Другое дело, что после возвращения Билли (Игорь Василевский) на родину, герои открываются с совершенно новых сторон, и становится понятно, что не место красит человека.


Тетушки, воспитавшие Билли (Елена Мишина и Ирина Дементова) и в начале испытывавшие к нему привязанность, сравнимую с болезнью, учатся любить по-настоящему — истерики сменяются улыбкой, радостью и спокойствием. Драчунья Хелен (Светлана Запорожская/Дарья Гришаева), которая на протяжении всего действия нещадно лупит мальчишек и кидается яйцами, во время того, как Билли фактически признается ей в любви, предстает нежным ранимым цветком. А главный островной ньюсмейкер, назойливая муха и пустозвон Джонни Паттинмайк (Михаил Солодянкин) внезапно оказывается едва ли не самым человечным персонажем. Он так и не сбрасывает свою маску болтуна и глупца: дурачится, острословит, шепелявит, говорит о ерунде — и тем сильнее, как раз за счет несоответствия внешнего и внутреннего, потрясает зрителя.


Широкая морская граница между зрителями и актерами стирается только однажды, во время монолога Билли, обращенного к матери. Болезнь, одиночество, тоска по родине и маме (которой у Билли никогда не было), предчувствие скорой смерти — эти мотивы складываются в одну поэтическую, невероятно трогательную исповедь, такую, что мужчины в зале не могут сдержать слез.


И автор пьесы, и режиссер спектакля определили жанр «Калеки с острова Инишмаан» как комедию, и в рамках сценического действия определение вполне справедливо. Заканчивается все поцелуем Хелен и Билли. Но, если в тексте Макдонаха ремарка звучит как «Хелен быстро целует Билли», то в постановке Удовиченко это делает Билли. Таким образом режиссер показывает, что юноша больше не заложник обстоятельств и не маленький человек. Он сам решает, как поступать, и своим существованием доказывает: все можно исправить, пока бьется сердце.


Автор: Алена Григорьева


https://udmurt.media/articles/kultura-i-turizm/18912/">Информационное агентство Удмуртия 27.04.2017

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

22 ноября 2024
#Новости театра
«Папа» - соискатель премии «Золотая маска»

На очередном показе спектакля присутствуют председатель Экспертного совета фестиваля Дмитрий Родионов и эксперт Ильмар Альмухаметов

20 ноября 2024
#СМИ о театре
Драматург Елена Обидина: «Им надо было есть, чтобы жить. И жить, чтобы работать».

Спектакль о детях и подростках военного времени появится на сцене Русского театра

20 ноября 2024
#История театра
Историческая среда: Племянник Ермоловой в Ижевске

Актер и режиссер Рафаил Кречетов

19 ноября 2024
#СМИ о театре
«Вот это - мы!»

«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»

18 ноября 2024
#СМИ о театре
«Нам было важно рассказать эту историю»

Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия

17 ноября 2024
#Новости театра
Комедия со слезами на глазах

Поздравляем с премьерой всех создателей и участников  спектакля «Баба Шанель»