#Критик о спектакле
04 октября 2024
0

(НЕ)выносимая хрупкость

Мне понравилась новая постановка в Русском драматическом театре Удмуртии по классической пьесе А. Островского «Снегурочка». Режиссер - Владимир Золотарь. В моем представлении, режиссер ведет определенную тему в своих постановках в Ижевске. Об этом далее.

И все же - как угадал Островский… По-моему, он описал историю юной, беззащитной, глуповатой принцессы, что создана из воды и снега. Она окажется отвергнутой людским миром. И все это в духе литературы «взросления». Вот такая «Снегурочка-дурочка»! Ну она же, на первый взгляд, не от мира сего. А вот и нет. По законам жизни, все изменится.

Вероятно, можно отыскать в постановке элементы антиутопии, или, как определили сами постановщики, другой жанр - фэнтези. За точным сюжетом - спешите в Русский театр… Здесь юные, а с ними и повзрослевшие потребители зрелищ столкнутся с неадаптированным Островским. Будет финал вдвойне печальный, с уходом персонажей из жизни. Это не упрощенная сказочка с переделанной концовкой, где Снегурочка вместо таинственного создания обернётся простой розовощекой девахой, и будет у нее счастливая любовь навеки!

Но почему? Племя невзлюбивших ее дикарей принесет Снегурочку в жертву? Или она ответственно завершает жизнь «само-пожертвованием»? Или – в этом и ее вина, ей надо было развивать осознанность, дружелюбие к иным, и хоть какие-то навыки жизни « в социуме» не повредили бы. Иронии - не место в постановке Золотаря. Чувства героев должны быть изображены максимально подлинно. Мы, зрители, хотим быть искренни и открыты, как дети-подростки…. Нас целиком должен «забрать» выстроенный с помощью сценографии Ирины Долговой фантазийно-поэтический мир. В нем действуют, например, полубоги: Весна да Мороз. Играют Екатерина Логинова и Михаил Солодянкин.

Вот какая, скажите на милость, может быть дочка у таких родителей-антагонистов?! И актеры воплощают режиссерскую задачу. В их изображении внешняя забота скрывает равнодушие к девочке. Снегурочка уж точно «чудо природы», похоже, с начала своей жизни второе ее имя «Нелюбовь». В реальности такого что ли, не бывает? С детьми самых выдающихся, богатых, талантливых родителей?

«Ледяной и одинокой» она входит в жизнь не богатого, а даже и бедного, духовно и материально, людского племени. Актриса Екатерина Жидкова – ее я видела в постановке – в начале спектакля полностью «застывшая», себя и других не понимающая ... Например, уже увлеченная влиятельным музыкантом Лелем (Кирилл Когуров), она не знает, как отреагировать на поведение импульсивной, эгоистичной ревнующей Купавы (Екатерина Саитова). Герои эти, активно влияющие на действие, рисуют полное своеволие: главное, есть мои чувства, и мой объект просто обязан испытать в ответ подобную страсть, ведь «я так хочу». А завтра будет следующий, кто должен исполнять лишь мои желания.

Такие устои племени усваивать Снегурочке? По-детски вопрошать: почему меня никто не любит, все что-то требуют, хотят во что-то вовлечь, спросить ответа на свои чувства? С требованием любви приходит вдруг к ней жесткий, холодноватый Мизгирь (Антон Петров).   Каждый использует другого для своих потребностей. Среди соплеменников нет «инфернальных злодеев, прилетевших из Космоса уничтожать «человеков». Они здесь сами так полюбят, что погубят …все любимое.

А постановка представляет цивилизацию упрощенную, даже «дремучую». Я бы сказала: общество это антиутопично так, что аж типично… Режиссерское видение убеждает: похоже, люди из берендеевых племен, по причине «мелких своих катастроф», растеряли всю критичность мышления и самостоятельность поступка, остатки знаний укладываются в единообразную «картину мира». У берендеев, возможно, в качестве «ошмётков» цивилизации имеется вайфай. Сцена с правителем выстроена как шоу, когда выступление местного царька БЕРЕНДЕЯ транслируется в эфире. Берендей - еще одна роль Игоря Василевского в постановках Золотаря. Артист в соавторстве с режиссером предлагают нам яркий образ. Это существо большого диапазона: эффективный менеджер этой упадочной земледельческой системы, и астроном, использующий явления Ярилы-Солнца, и лицедей на потеху толпе. Для такого, как водится, отверженная Снегурочка – готовый «уродец», которым жертвуют в угоду власти над неучами.

Классику воплотили как актуальный текст, ставящий вопросы, как я считаю. И сделано это – эстетично, с внутренней логикой. Конечно, нужны обсуждения с молодыми зрителями, что они ощущают в результате просмотра.

Хрустальное и поэтичное существо, Снегурочка, по закону своего образа, не становится «закаленной как сталь». Её романтическая природа отыщет в этом сюжете только реализацию в любви. И когда, под чарами Весны, Снегурочка, да и Мизгирь, «кожей и сердцем», как усложненные люди, начинают различать свою наполненность сложной (в том числе, жертвенной) любовью – тут авторы и обрывают их земные жизни. Любовь и Надежда, хочется верить, восходят по Солнечному кругу, как вечные неосязаемые основы.

По-моему, постановщика Владимира Золотаря волнует процесс социализации человека. Эта линия, возможно, скользит по поверхности или скрывается внутри почти каждого созданного в Русском театре его спектакля. Есть и противостояние личности с обществом, с его правилами: хочешь, подчиняйся, а не хочешь – меняй. Кто-то в него вписывается, потом всплывает, чтоб людьми управлять … Напротив, кто-то выбраковывается обществом, назначается изгоем, обвиненным «за неурожай». Но ответственность все равно несёт сама личность. «Сложная», не примитивная – надеемся, вынесет.

В защиту «гипотезы» привожу спектакли режиссера Владимира Золотаря. От рассказа о «фриках» в триллере «Инспекторе на десерт», или выбора/назначения убийцы зрительным залом – в интерактивном детективе «Ножницы», и сейчас идущих в Русском театре. В постановке по С. Моэму «Театр» рассказано через талантливую актрису о взаимовлиянии процесса искусства на участников и зрителей… Ранее был, например, «Тартюф» по мотивам Мольера, также сошедший со здешней сцены. Такое исследование о генезисе манипулятора и лицемера, под влиянием окружения. Он все же проиграет, правда раскроется.

И вот сейчас - «Снегурочка». Как не разбить хрустальное сердце от встречи с человеческим родом…

Автор: Маша Самсонова.

PS: Согласно «вечному сюжету» о-очень бо-ольшие проблемы у юных, пока никак не встроенных в жизнь, индивидуумов… У их родителей тоже. Вы вот хотите, чтоб «жертвой назначили» вас? Или того хуже, вашего ребенка?.. Нет? А если придется?

ДА, есть бегство в альтернативную Вселенную. Но только в виде «урока литературы». А потом и в этой, и в «следующих жизнях» придется столкнуться с реальностью. Кто - кого? Тут и будет самое интересное «шоу маст го он…» .

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

16 октября 2024
#История театра
Историческая среда: «Аристократы»

Первый спектакль Русского театра состоялся 18 октября 1935 года

09 октября 2024
#История театра
Историческая среда: Актриса на главные роли

Продолжение рассказа о Ванде Евреиновой - первой звезде Русского театра

07 октября 2024
#Новости театра
«Значит, получается, зрительский спектакль»

О «гвозде» гастролей - китайских «Лягушках» - рассказывает арт-директор Псковского театра Андрей Пронин

(НЕ)выносимая хрупкость

Отзыв Маши Самсоновой о спектакле «Снегурочка»

02 октября 2024
#Новости театра
Эксперты «Золотой маски» на спектакле «Папа»

Новостной сюжет в программе «Вести» ГТРК Удмуртия

02 октября 2024
#История театра
Историческая среда: Звезда по имени Ванда

О Ванде Евреиновой - первой актрисе на главные роли в Русском театре