Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииВ архиве ГТРК Удмуртия хранится старая черно-белая пленка. В выходных данных – 1968 год. И еще имя – Алексей Грозин. На кадрах - невысокий, чуть полноватый человек, с мягкой извиняющейся улыбкой. Он сидит один в пустом зрительном зале. Монтажная склейка - и вот он уже перед зеркалом, кто-то приклеивает ему максимально дурацкие, торчащие в разные стороны усы. А потом происходит чудо, и только что казавшийся совершенно неприметным человечек превращается сгусток кипучей энергии. Он на сцене. Идет какой-то спектакль. Мы ничего не слышим - записана только картинка, звука нет. Но видим - публика в зале буквально лежит от хохота. Маленький человечек одним движением своих приклеенных усов приводит ее в совершеннейшее неистовство.
Это и есть - артист Алексей Грозин. В 50-60-е годы он переиграл на сцене Русского театра огромное количество ролей. О нем много писали. Всегда отмечали, что он играет «интересно и увлекательно, а главное – правдиво». Хвалили за исполнение бытовых характерных ролей, считали, что его творческой индивидуальности близок Островский, особенно его купцы – Ахов из «Не все коту масленица», Дикой из «Грозы», Восьмибратов из «Леса». Вершинной ролью Грозина называли Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Достоевского. И ни разу никто не написал, что Грозин был блестящим комическим актером. Видимо в тот период это казалось немножко неловким. Ведь артист может быть признан великим только если ему доверят сыграть роль Ленина. Но даже нескольких минут записи на старой пленке достаточно, чтобы понять: Алексей Грозин – идеальный Аркашка Счастливцев русской сцены.
Родился Грозин в 1898 году в селе Манзурка, в двухстах километрах от Иркутска. Семья была крестьянская, но дети в ней рождались одаренные талантами к совершенно некрестьянской деятельности. Младший брат Алексея, Михаил, стал руководителем геолого-разведочной экспедиции, Героем социалистического труда, под его руководством были открыты сотни новых месторождений полезных ископаемых. Другой брат был известным художником. Сам Алексей по квоте «для кухаркиных детей», которую давали только очень способным детям из низших сословий, был принят в новосибирскую классическую гимназию.
Учился он блестяще. Поступил в Иркутский университет, но на последнем уже курсе променял университетский диплом на учебу в театральном техникуме. А все потому, что в голодные послереволюционные годы, чтобы заработать на скудный ужин Алексей подряжался играть в массовке в спектаклях иркутского театра. Платили там миллионы, но потратить их надо было обязательно в тот же вечер. Из-за чудовищной инфляции к утру эти миллионы превращались в тыкву: поужинать на них еще было можно, а вот позавтракать уже нет.
Как бы то ни было, Грозин «заразился» театром. Уехав из Иркутска, он будет работать в театрах Омска, Верхнеудинска, Новосибирска, Якутска, Тулы, Харькова, Иванова, Костромы, Брянска, Шуи, Кирова, Чебоксар, Нижнего Тагила… 30 лет странствий, точно как у его любимого классика, Островского – из Керчи в Вологду и из Вологды в Керчь. Впрочем, так в эти годы поступают многие актеры. И это тем более странно, что начиная с конца 20-х годов Советская власть неукротимо борется за то, чтобы привязать актерскую братию к конкретным театральным зданиям. Приказ 1938 года о стационировании театров был уж совсем суровым. Предполагалось, что театры вновь будут крепостными. Как ни странно, но это не очень получилось. Сотни актеров каждый год в «неактивный период» снимались с места и перелетали на другое – практически ничем не отличимое от прежнего.
Что толкало к столь частым переездам Алексея Грозина нам уже никогда не узнать. Но это точно не была актерская невостребованность. За годы странствий в разных театрах им было сыграно более пятиста ролей. И эта цифра не взята с потолка. Все роли посчитаны. Грозин всегда тщательно собирал свой архив. В 1952 году он приехал в Ижевск с женой, тоже актрисой, и большим чемоданом, полным программок и газетных вырезок в которых упоминалось его имя.
С Ижевском связан следующий тридцатилетний период в жизни актера. Алексей Карпович Грозин, осев на одном месте, быстро завоевал любовь зрителей и уважение в коллективе театра. Не замедлили появиться и знаки официального признания его заслуг – Грозину присваиваются звания заслуженного артиста Удмуртии, потом народного артиста Удмуртии, а через несколько лет – заслуженного артиста России. Он очень много играет на сцене – занят почти в каждом спектакле. Много занимается общественной деятельностью: его избирают депутатом горсовета, он помогает школьной самодеятельности, встречается со зрителями на предприятиях и в учебных заведениях…
Все это прекрасно и правильно. Но звучит как-то уж очень приглажено. Обычно, этим и приходится довольствоваться. Слишком много утекло воды, в театре не осталось никого кто знал бы актера лично. Но в случае с Алексеем Грозиным нам повезло. Хотя бы краешком, чуть-чуть, мы можем заглянуть в его частную жизнь ижевского периода. И все благодаря маленькой заметке в журнале «Уральский следопыт».
Вот что написано в №1 за 1966 год:
Однажды в Москве к Людмиле Дмитриевне Славновой, артистке Ижевского драматического театра, подошла иностранка. Ее покорили бусы. Цепочка из причудливых корешков, фигурка какого-то зверя посредине… Все это было так заманчиво, что иностранка завела разговор о цене.
Людмила Дмитриевна объяснила ей, что бусы не продаются.
Автор редких бус — муж Славновой Алексей Карпович Грозин, заслуженный артист Удмуртии. В верховья Ижа он ходит за налимами. Однажды увидел он в воде корешок. Гладкий, причудливый. Принес домой. Осмотрел. Удивительная вещь! Корешок похож на какого-то древнего божка. Нашел еще один: фигурка женщины замерла в полете. А что если?..
Алексей Карпович взял нож. Подрезал отростки. Сделал более четкими очертания. Покрыл фигурку лаком. И назвал природную скульптуру— «К звездам!»
И раньше встречал Грозин лесные причуды. К крупной шишке, например, он приделывал ноги, голову, усы из сосновой хвои. И получалась великолепная фигурка деда Шиша. Огромные грибы-чаги стали фундаментом, на котором вырастали новые скульптуры.
Так появились в домашнем музее актера «Певец-бандурист», «Солисты балета», «Укротительница», «Леший», «Поклонник твиста», «Каракатица», лирические сценки «Вернись», «Поцелуй», «Рассердился». За четыре года — больше полусотни.
Заслуженный артист Удмуртии Алексей Карпович Грозин — любимый актер в республике.
Спектакль «Папа» отправляется в Санкт-Петербург на Международный театральный фестиваль LOFT
Лекция Елены Обидиной об актере Михаиле Солодянкине
О заслуженном артист России Алексее Грозине
В подкасте Радио России «Удмуртия» Елена Обидина рассказывает о тех, кто стал героями ее пьесы «Съедобное-несъедобное»
Владимир Золотарь рассказывает о Вуди Аллене в Школе современного зрителя
«Ножницы» играем в 50-й раз! Михаил Солодянкин рассказывает о закулисье спектакля
Оставить комментарий