#Новости театра
29 мая 2024
0

«Нет зла, есть выбор. Твой выбор»

Участники медиклуба о спектакле «Вий/За чертой»

Кочуров Артемий :
15 мая команда нашего медиацентра посетила спектакль «Вий/За чертой» Русского драматического театра.  Это просто  невероятный спектакль. Очень интересная постановка, которая заставляет задуматься о жизни. Во время спектакля я испытывал различные эмоции. На самом деле было очень сложно определить черту, которая разделяет миры: реальный и потусторонний. От этого напряжение от спектакля только усиливалось. Современная музыка с танцами добавили в спектакль новизну восприятия. Потрясающие декорации, от одного их вида находит ужас. Костюмы очень яркие и красивые, замечательно смотрелись на фоне потрясающе ужасных декораций.
Действие спектакля начинается с представления учеников бурсы. Три ученика бурсы вступают в контакт с потусторонним миром и все оборачивается приключениями, которые для каждого заканчиваются по-разному. Один ищет в лесу затерянные клады, не подозревая, что за золото придется жестоко расплатиться. Второй соперничает за любимую со своим собственным отцом, –  не без помощи с того света. Третий идёт искоренять зло в глухую провинциальную деревушку с заброшенной церковью, где его ждёт нечто с опущенными веками... Спектакль мне очень понравился. Я рекомендую его для просмотра. 

Широких Алиса:
«Я хочу узнать, что такое смерть» - часть 1
Ещё после самого спектакля я решила, что я разделю свой отзыв на две части. Сыграл ли на этом роль антракт или действительно появилась черта между мирами – не знаю. 
С самого начала проявляется стиль Гоголя – мистика. Бурсаки (что-то между семинарией и монастырём) с первой сцены кажутся странноватыми. Действие происходит в спортивном зале, бурсаки начинают свое представление. Кто-то пришёл, потому что вёл грешную жизнь, у кого-то не было дома, а философ Хома Брут потому что он хочет узнать, что такое смерть. 
После этой фразы у меня пошли мурашки, а это действие я бы назвала фрик-шоу, не иначе. Появляется их ректор-священник, начинает читать нравоучения. Все женщины-ведьмы, (причем в прямом смысле), у вас не может быть никого, кроме Бога. Но не такой он святой, каким может казаться. После его отказа сыну в просьбе жениться и шантаже любимой сына, у меня возник внутренний конфликт. Соперничать за девушку с собственным сыном - что-то немыслимое. 
Потусторонний мир выходит за грань, ведьмы собираются на шабаш. Это похоже на культ или на секту. Два мира впервые вступают в контакт. Юная девушка, которая стала утопленницей от рук своей матери-ведьмы, пытается шантажировать бурсака, чтобы отомстить своей мачехе.
Первая часть заканчивается свадьбой. Мёртвой свадьбой. Невеста погибает. Меня затронул разговор Петро и Хомы. Особенно слова Петро: «А невеста, любовь, счастье, зачем оно мне, если есть Бог?» Бурсаки настолько зависимы от своей веры, что они почти не имеют право и на чувства? 

«Жил один очень религиозный мальчик, он верил в Бога, но совсем не верил в себя» - Часть 2
Хома брут убивает ведьму. Этой ведьмой оказывается панночка, а её отец в свою очередь приглашает бурсака для её отпевания. В первую очередь, философ отказывается, ведь это была ведьма, но ректор остаётся непреклонен. Философ сдаётся и отправляется на хутор.
Перед отпеванием в заброшенной церкви, пан приглашает его к себе. Кормит мёдом и сладкой правдой, иначе говоря медовыми сказочками. Наевшись и наслушавшись, Хома отправляется в церковь. Во время самого обряда происходит всякая чертовщина, но в конечном итоге все остаются счастливы. 
Спектакль мне понравился, хоть я и не читала самого произведения. Меня очень привлекла его мистика, связь с чем-то иным. Моментами музыка напоминала треки из сериала «Топи», одинаковая атмосфера. Очень рада что сходила на лекцию перед спектаклем, чтобы хоть как-то войти в курс дела. Песня «What a wonderful World» в конце спектакля для меня показалась абсурдной. Стоит отметить и публику, зал сидел вовлечено, особенно мне понравилась девушка, которая сидела рядом со мной. Она цитировала фразы из оригинала произведения, которые звучали на сцене. 
Творчество Гоголя сложно как для чтения, так и для восприятия, поэтому я не всё поняла и осознала. Но запомнила для себя некоторые вещи про зло. Нет зла, есть выбор. Твой выбор. Твоё решение выпускать зло наружу или нет.

Ткачева Анна: 
«Вий/За чертой» - записки сумасшедшего или настоящая мистика?
Спектакль «Вий/За чертой» мне удалось посмотреть еще год назад. Тогда я не была ознакомлена с произведениями Гоголя и шла на спектакль с абсолютным незнанием того, что будет происходить на сцене. Как итог, я ничего не поняла и сидела в зале с полным недоумением.
Спустя год мне представилась возможность посетить спектакль повторно. На этот раз с предварительной лекцией о самой концепции и задумке предстоящих действий. Первое, что должен понять каждый зритель - спектакль включает в себя три произведения и двух авторов. В первом акте вас ожидает «Майская ночь, или Утопленница» - Гоголя и «Очерки бурсы» - Помяловского. Второй акт посвящен «Вию» Гоголя.
Именно эту информацию я хотела услышать тогда, при первом просмотре. Действительно, если вы не ознакомились хотя бы с примерной информацией об этом спектакле и с действующими произведениями, то спешу вас огорчить - скорее всего вы ничего не поймете. Мою нескромную мысль может подтвердить не только мой личный опыт, но и отзыв моей подруги, которая также посетила спектакль отдельно от медиакоманды и не читала произведения: «Очень красиво, но я ничего не поняла» - сказала она, после увиденного.
Честно говоря, мне достаточно трудно говорить о том, какую мысль хотел донести до зрителя режиссер. Главные герои здесь бурсаки, которые собрались в одном месте. Все они находятся под влиянием духовного образования. Думаю, что основной смысл - это пороки, которые поглощают людей. Похоть, гнев, лень - заставляют главных героев забыть обо всем и пойти на сделку с потусторонним силами, ради получения желаемого. Кажется, что здесь каждый зритель может найти для себя свой собственный смысл.
Говоря о декорациях и мизансценах, все выглядит довольно лаконично. В моей голове вся мистика двух писателей представляется именно так. Понравились красные подвесные полотна, которые погружали зрителя в кровавый момент убийства. Также бросилась в глаза игра со светом. Не знаю, было ли это задумано, но в кульминационные моменты огромные тени главных героев отражались на боковых стенах возле рампы, напоминая демонов.
Довольно интересно подметить, что именно в этот раз, на сцене состоялся дебют Кирилла Когурова в роли Левко, ему пришлось заменять Максима Сипатрова, который, к сожалению, не успев прийти в наш театр, был призван в армию. А также последний раз роль Утопленницы в спектакле играла Анастасия Корень. Хочу добавить, что год назад главные роли исполняли другие актеры. Все это говорит об уже довольно долгой жизни этого спектакля. Анна Никифорова рассказала на лекции о том, что еще при постановке спектакля с режиссером - Артемом Устиновым актеры проделывали необычные упражнения для лучшего взаимодействия друг с другом и вживания в роль. Новые же ребята не смогли проделать такой работы с режиссером, поэтому, возможно, сейчас спектакль имеет немного другой вид.
Понравился спектакль или нет, мне трудно сказать даже при втором просмотре. Я была рада хотя бы тому, что понимала основную суть событий. Впечатление до сих пор остается неоднозначное. Думаю, что такая неопределенность вызвана и самими произведениями, взятыми за основу спектакля. Все же Гоголь - это сложный для понимания автор, тем более для постановки его на сцене театра.
В конце спектакля звучала песня «What a wonderful world», которая очень иронично завершила все те необъяснимые мистические события, происходившие на сцене.

Субботина Вероника:
Недавно у меня была чудесная возможность посетить спектакль «Вий/За чертой». Скажу честно - мне вообще не понравилось.  Само произведение я читала, но то, что я увидела, вообще не соответствовало моим ожиданиям. 
То ли это было от того, что в тот день я устала и из-за этого ничего не поняла, но нет, совсем не из-за этого. Все то, что говорили актеры – это были вообще не связанные между собой слова. Я не поняла ничего, от слова совсем. Если бы я не читала само произведение, то я бы никогда в жизни не поняла о чём спектакль. 
Спектакль показался мне чересчур эмоциональным, все было так мрачно и страшно (я знаю, что половина произведений Гоголя такие, но мне именно это показалось ужасно мрачным). Не хочу даже пересматривать свое мнение и размышлять на этот счёт. Мне очень не понравилось. Музыка была очень  громкая , уши болели. Хочется отметить  то, что из всего этого  мне понравились только костюмы. Знаю, что вся группа актёров старалась ради наших положительных  отзывов , но я не имею право солгать. Прошу просто выслушать мое низкорослое мнение.

Зайцева Яна
«Невеста или Бог, а двоих разом любить нельзя»
Когда нас пригласили на Вий, у меня сразу возникли смешанные чувства, ещё со школы меня не сильно интересовало творчество Гоголя, в силу сложного слога и трудного понимания. Но в этот раз стало интересно, как будет поставлен спектакль и как я восприму его.
Перед спектаклем мы посетили лекцию, на которой нас ввели в курс дела, рассказали задумку спектакля и его концепцию. Заглядывая вперёд, хочу сказать, что, если бы не лекция понять и прочувствовать постановку было бы сложнее.
Сама постановка состоит из нескольких произведений, это «Майская ночь/ Утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала» и «Вий», все эти произведения плавно и уместно соединены рассказом Н. Помяловского «Очерки бурсы».
Что касается самой постановки- это было масштабно, мистично и необычно. Спектакль начинается со знакомства с бурсой (духовное училище), и это как будто погружает зрителя стать его участником. На главный план вынесены истории трех бурсаков, которые встречают на своём пути разные мистические явления.
Это история о Левко, который помог утопленнице. История о сироте, которой пошел на жертву ради любви, но им не суждено было быть вместе. Ну и конечно Вий, история Хомы Брута, который обнаружил ведьму и боролся с нечистью. Но за всеми этими историями стоят женские образы, которые так или иначе оказывают влияние на «мужской мир», меняют их жизнь, когда наступает ночь.
Лично для меня запомнилась фраза «Невеста или Бог, а двоих разом любить нельзя». Это заставило задуматься о взглядах на жизни, о том, что такое добро и зло, как вера в Бога действует на человека. Говоря об этом, меня поразила задумка режиссера - прочтение молитвы во время спектакля. Ведь каждый зритель реагирует на это по-разному. 
Что касается музыкального сопровождения, все было гармонично, динамично и по теме. Понравилось, что в историю вводила музыка до начала спектакля и во время антракта. Хочу ещё заметить вокал Александры Олвиной в роли Панночки, до этого не доводилось слышать её голос, это было очень красиво.
Костюмы в этом спектакле играли важную роль, мужская часть была в черно-белых, серых оттенках, женская же наоборот яркая и разноцветная. Я думаю, этим нам хотели показать, что именно женские образы добавляют краски в этом спектакле. Эти образы прекрасно дополняют невероятные декорации.
В заключении хочу сказать, что это именно тот спектакль, который следует пересматривать несколько раз для более глубоко и полного понимания. Просмотр этого спектакля заставит задуматься о многом, размышлять о важных аспектах жизни.

Юрлова Алёна:
Перед началом спектакля мы прослушали лекцию о представлении в двух действиях. Постановка включает в себя не только самого «Вия», но и другие произведения Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также спектакль тесно связан с «Очерками бурсы» Николая Помяловского. 
Повесть «Вий/За чертой» я не читала, но зато была знакома с другими произведениями Гоголя из этого спектакля. Вероятно, из-за того, что я изначально не была ознакомлена с повестью, я ничего не поняла: ни главную мысль спектакля, ни действия, которые происходили на сцене. 
Спектакль мне показался очень эффектным: прекрасные костюмы, грим, декорации (особенно запомнился куб с крестом, который висел сверху и светился разными цветами), отточенная хореография, прекрасное звуковое сопровождение и, конечно же, потрясающая работа со светом. К тому, как выполнена постановка у меня нет никаких претензий, но вот к тому, как это преподносит автор (в частности Артем Устинов), есть пара вопросов…
В первом действии не было «Вия», и я отчётливо распознала цветущий красными цветками папоротник из «Вечера накануне Ивана Купалы», но к чему он там был, мне не понятно. Участники нашего Медиаклуба сидели на десятом ряду, и несмотря на то, что я была в очках, я не могла разглядеть деталей, которые так важны при просмотре спектакля. Спустя минут пятнадцать от начала представления, я уснула… Честно, я не поняла, как это произошло, видимо, мне было неинтересно, и я случайно задремала. Конечно же, как только я проснулась я начала всматриваться в происходящее на сцене, но ничего не изменилось – я так и не поняла, о чём идёт речь. Во время антракта я решила, что надо хотя бы определить главную мысль спектакля, поэтому весь второй акт я не отрывала глаз с актёров, но это также не помогло.
Я очень ценю работу всех тех людей, которые каким-либо образом принимали участие в работе над спектаклем и не смею винить их в этой ситуации. Так как мне нравится творчество Николая Васильевича Гоголя, и я знакома с его стилем написания, могу предположить, что дело в жанре постановки. «Вий/За чертой», который я посмотрела, был показан не в своём классическом исполнении, а с добавлением других произведений и в современном стиле. Возможно, для того, чтобы понять этот спектакль, надо сначала ознакомиться с произведением. Да, спектакль явно не стодолларовая купюра, чтобы нравиться всем, но уверена, он найдёт своих зрителей в людях, которые любят мистику, и за плечами которых множество просмотренных произведений в современном стиле.

Копытин Михаил:

Перед просмотром нам провели небольшую лекцию, которая должна была внести ясность в то, что будет твориться на сцене. Нам рассказали, что в постановке будет синтезировано 3 произведения Николая Гоголя: «Майская ночь или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала» и «Вий». Также в спектакле использован текст Помяловского «Очерки Бурсы». 

От спектакля я ожидал захватывающего сюжета, где описывается быт ребят из духовного общежития и мистика, которая в эту жизнь врывается. И после небольшой лекции я был настроен на такой вектор. Но мои ожидания не оправдались. 

На деле я увидел затянутое действо с мистическим мотивом, который действует давяще на твою итак уставшую за будничный день голову. Я считаю, что Вий / За чертой лучше играть по выходным, потому что постановка тягостная и перегруженная. 

Лучшее в этом - спектакле декорации. Кубы с разными знаками (ну и с крестом, разумеется) манекены, стоящие на заднем плане (сначала мне даже показалось, что это настоящие люди), выстроенный спортзал (только странно, что он выглядит современно) и самая моя любимая декорация спектакля – сетка со стёклами из деревянных досок, напоминающая крышу старой теплицы. Тут очень сильное попадание в атмосферу «Майской ночи или утопленницы». Ещё мне запомнились небольшие ванны, напоминающие джакузи, где отдыхали герои. 

Могу похвалить работу с гримёров и костюмеров.

Есть вопросы к актёрам. Ключевыми являются вопросы к дикции. Может быть проблема в балансе звука или в чём-то другом, но в некоторых эпизодах было тяжело разобрать некоторые фразы. Так как я пишу об актёрском составе, хочу отметить, что не смог принять женский голос Вия. «Поднимите мне веки!» в женском исполнении… Извините, но мне кажется, это сомнительное режиссёрское решение. 

Спектакль противоречив. Знакомые, которые его посетили обладают полярными мнениями. Может быть он просто не для меня. Суть спектакля не понял. Будто бы просто авторское видение Гоголя и различной жути. И весьма пафосное определение жанра спектакля будто подтверждает это: «Ночные кошмары и сладкие сны». 

Возможно, если бы я смотрел спектакль в более бодром состоянии мне бы больше понравилось. Постановка не вытянула меня из этого состояния, а действовала изматывающе. 

Я не говорю, что этот спектакль плохой, нет. Он явно находит своих зрителей и имеет успех в некоторых зрительских кругах. Желаю команде удачи в дальнейшей и работе. Спасибо. 

            



Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

22 ноября 2024
#Новости театра
«Папа» - соискатель премии «Золотая маска»

На очередном показе спектакля присутствуют председатель Экспертного совета фестиваля Дмитрий Родионов и эксперт Ильмар Альмухаметов

20 ноября 2024
#СМИ о театре
Драматург Елена Обидина: «Им надо было есть, чтобы жить. И жить, чтобы работать».

Спектакль о детях и подростках военного времени появится на сцене Русского театра

20 ноября 2024
#История театра
Историческая среда: Племянник Ермоловой в Ижевске

Актер и режиссер Рафаил Кречетов

19 ноября 2024
#СМИ о театре
«Вот это - мы!»

«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»

18 ноября 2024
#СМИ о театре
«Нам было важно рассказать эту историю»

Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия

17 ноября 2024
#Новости театра
Комедия со слезами на глазах

Поздравляем с премьерой всех создателей и участников  спектакля «Баба Шанель»