#СМИ о театре
31 января 2025
0

Папа, не «Отец», а именно «Папа»...

«Щемящая история, которая находит отклик в каждом», – так описал свой спектакль «Папа» (16+) режиссер Олег Сологубов. 

Театральное действо поставили в Государственном русском драматическом театре Удмуртии по пьесе французского писателя и драматурга Флориана Зеллера «Отец» (Le Père), написанной в 2012 году. Это вторая часть сценической трилогии автора: «Мать», «Отец» и «Сын». Пьесу выбрали после читки актерами театра, которая прошла в 2023 году. На следующий год для ее постановки пригласили Олега Сологубова, режиссера Драматического театра на Васильевском в Санкт-Петербурге. 

«Когда я подбирал актеров, я попросил прислать мне видеоматериалы спектаклей текущего репертуара и даже архивные, которые уже не идут. Я посмотрел весь материал и, отталкиваясь от того, что я посмотрел, я выбрал тех актеров, которые у нас в результате задействованы в этом спектакле» Олег Сологубов, режиссер 

На сцене сыграли – Юрий Малашин (Андре), Екатерина Логинова (Анна), Михаил Солодянкин (Пьер), Екатерина Саитова (Лора), Дарья Гришаева (женщина), Вадим Порошин (мужчина). 

«Мне немыслимо повезло, конечно, все шесть актеров, просто блестящие. Я не говорил, как играть, я говорил: «Вот ситуация, давайте попробуем». Им не надо было объяснять нюансы – они все умные и тонкие. Когда работаешь с хорошими актерами, думаешь, какой же я талантливый режиссер. Потом приходишь в какой-нибудь следующий театр, и думаешь, нет, я не самый талантливый режиссер. От актеров очень многое зависит. Юрий Малашин – это блестящий актер. У него уникальная способность становиться немыслимо живым. Там такая богатая, живая, чудесная природа, и это просто так редко и так здорово» Олег Сологубов, режиссер 

Режиссер с актерами приступили к работе над спектаклем 15 января 2024 года, а 1 марта состоялась премьера. До начала репетиций Олег Сологубов, художник-постановщик Фемистокл Атмадзас, художник по свету Александр Рязанцев, художник по костюмам Ольга Атмадзас совместно проектировали пространство, придумывали декорации. 

«Я уходил, думал, потом мы встречались и снова обсуждали. Мы что-то придумывали, потом я возвращался домой, открывал пьесу и начинал обдумывать, как в этом придуманном пространстве можно обыграть ту или иную сцену. И только с четвертой попытки наконец был найден тот самый вариант» Олег Сологубов, режиссер 

Для постановки продумали каждую деталь. Даже цветовая гамма костюмов героев несла свой смысл. На сцене серая детская площадка, в центре карусель. Костюмы героев всех оттенков серого и черного, и только две девочки, олицетворяющие детство, в ярких красном и зеленом платьях. Введение двух девочек – дочек главного героя, это один из оригинальных подходов к постановке. На сцене у них нет слов, но их игра очень важна. В оригинальном тексте пьесы детей не было. 

Еще одна особенность спектакля – большой экран, на котором проецируется само действо, крупные планы, что позволяет обратить внимание на мельчайшие изменения. 

«Если сравнивать фильм «Отец» (18+) с Энтони Хопкинсом и нашу постановку «Папа», мне кажется, что у нас теплее эта история, а у них там немножко жестче все, поэтому у них называется отец со всеми ассоциативными рядами, а у нас папа, более тепло. Вот получилось немножко сентиментально, но русский театр более теплый» Олег Сологубов, режиссер 

Одна из любимых сцен режиссера в спектакле – когда папа сидит и ест курицу, а его семья решает, что с ним делать. При создании спектакля режиссер отталкивался от своего жизненного опыта. Он писал: «Мне, конечно же, очень повезло. У меня была полная семья. Были мама и папа. Папа был сильным физически, занимался в молодости спортивной гимнастикой, и я видел в семейном архиве его спортивные грамоты, полученные в юности за достижения в спортивных соревнованиях. Я помню, у папы были золотые руки – он был слесарем высшего разряда, и он мог починить все, склеить, смастерить что нужно. Папа был главой семьи. Постепенно, с годами, я видел, как папа с мамой слабеют. Он был старше мамы на без малого 10 лет и это начинало сказываться. В конце его жизни я видел, как папе очень многое дается непросто. Видеть это и не иметь возможности ничего изменить, тяжело. Помня это, нам трудно понять, принять, постичь, что на склоне своих лет наши родители, наши удивительные родные «сверхчеловеки», могут сами становиться «детьми», и плакать, как ты когда-то плакал в своем детстве». 

«Когда мы маленькие, папа тебя несет из детского сада на руках, в этот момент тебе кажется, что твой папа – самый умный, самый сильный. Он тебе всегда поможет, всегда спасет. Это мы показали в спектакле в игре с маленькими девочками. Потом, когда ты взрослеешь, ты видишь, как этот человек, который казался всемогущим, был для тебя таким отчасти демиургом, создателем этого мира, он становится слабым» Олег Сологубов, режиссер 

Во время репетиций спектакля у мамы Олега Сологубова неожиданно проявилась болезнь, точно такая-же, как и у главного героя спектакля. В реальности произошло все, что и в пьесе «Папа». Режиссер созванивался с мамой, врачам удалось купировать болезнь. 

«Это резонирует с любым, если вдруг такое, не дай Бог, случилось у кого-то. Это какая-то щемящая история, все мы шли от себя. Юрий Малашин тоже, у него как раз дочки есть. Это все на всех влияет невольно, это будет для нас болезненно и щемящее» Олег Сологубов, режиссер 

Спектакль про непростую историю собирает полные залы. За эту постановку, в которую вложены чувства и личная драма, Олега Сологубова впервые номинировали на «Золотую маску» за лучшую работу режиссера.

 «Награда дает ощущение большей уверенности. Наверное, я правильно размышляю. У членов экспертного совета большая насмотренность, и в этой большой насмотренности они отмечают вещи, которые им понравились в нашем спектакле, и, значит, я неплохо размышляю» Олег Сологубов, режиссер

Автор: Татьяна Старостина

ИА «Удмуртия» 31.01.2025

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

31 января 2025
#СМИ о театре
Папа, не «Отец», а именно «Папа»...

Интервью режиссера Олега Сологубова журналистам ИА «Удмуртия»

30 января 2025
#СМИ о театре
Спектакль «Папа»: эта история резонирует с любым человеком

Интервью Олега Сологубова журналисту ИА «Сусанин» Дмитрию Стрелкову

29 января 2025
#История театра
Историческая среда: Короленко в Театре.doc

О постановке спектакля «Мултанское дело»  в 2008 году

23 января 2025
#СМИ о театре
Единый день пушкинской карты в Русском театре

Репортаж в программе  «Новости республики» на ТК «Моя Удмуртия»

23 января 2025
#Новости театра
«Папа» номинирован на «Золотую маску»

Спектакль «Папа» получил шесть номинаций на главную театральную премию России