#СМИ о театре
14 декабря 2014
0

Последняя любовь Есенина работала в русском драматическом театре Удмуртии


Следующий год для Государственного русского драмтеатра Удмуртии - юбилейный. 80 лет назад он открылся в Ижевске по решению Совнаркома УАССР. Первым спектаклем стала постановка пьесы Н. Погодина «Аристократы». Полная история этого театра пока не написана. В ней найдутся белые пятна, особенно в довоенный период. Закрыл одну из таких неизвестных страниц заслуженный работник науки России, заслуженный работник культуры Удмуртии, академик, доктор юридических наук Николай Витрук, который произвел кропотливое расследование периода служения в ижевском театре подруги Сергея Есенина Августы Миклашевской. Сегодня Николая Васильевича, человека, влюбленного в Удмуртию, в ее природу, ее простых людей и мастеров искусств, уже нет рядом с нами, и мы посвящаем эту публикацию его памяти.


С Ижевским русским драмтеатром, как в 30-е годы прошлого века сокращенно называли Государственный русский драматический театр Удмуртии, связано имя Августы Миклашевской, еще одного близкого друга, музы Есенина.



Августа Леонидовна Миклашевская, заслуженная артистка Российской Федерации, актриса театра и кино, родилась в 1891 году. Свою театральную карьеру она начала в Ростове-на-Дону (роль Софьи в спектакле «Горе от ума») и в знаменитом Московском камерном театре под руководством Александра Таирова. Особый успех на ее долю выпал благодаря участию в одном из самых ярких спектаклей театра – «Принцессе Брамбилле» по сказке Гофмана.


В 1923 году камерный театр выехал на первые зарубежные гастроли. А. Миклашевская не поехала, так как на ее руках был маленький сын Игорь.


В это время из-за границы вернулись С. Есенин и А. Дункан и коллега Августы Миклашевской, актриса Камерного театра Анна Борисова Никитина, жена А. Мариенгофа, знакомит Миклашевскую с Есениным.                      


 «В один из вечеров, - вспоминает Августа Леонидовна, - Есенин повез меня в мастерскую Коненкова. Обратно шли пешком. Долго бродили по Москве. Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья…» С. Есенин в то время был «весь, как запущенный сад» и жаждал творчества и любви. Встретив Августу Миклашевскую, сразу же попал под благородное очарование этой красивой и милой женщины, с глазами «осенней усталости». Его волнует «поступь нежная, легкий стан», а имя ее «звенит, словно августовская прохлада». Она умела слушать и понимать поэта. В результате Есенин признается, что «все явилось как спасение беспокойного повесы», и только она «одна, сестра и друг, могла быть спутницей поэта».


Августа Миклашевская рассказывает: «Целый месяц мы встречались ежедневно. Очень много бродили по Москве, ездили за город и там подолгу гуляли. Была ранняя золотая осень. Под ногами шуршали желтые листья… «Я с вами, как гимназист…» - тихо, с удивлением говорил мне Есенин и улыбался. Часто встречались в кафе поэтов «Стойло Пегаса» на Тверской, сидели вдвоем, тихо разговарили…». Красивая, изящная женщина стала музой Сергея Есенина, его последней романтической любовью. Как-то поэт ей объявил: «Я буду писать вам стихи».


В период с сентября по декабрь 1923 года С. Есенин написал цикл стихотворений под общим заглавием «Любовь хулигана» с посвящением А.Л. Миклашевской: «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пуская ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер черные брови насопил».


Первые стихи, посвященные Миклашевской, были напечатаны в «Красной ниве»: «Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить».


«Есенин, - пишет Августа Леонидовна, - позвонил мне и с журналом ждал меня в кафе… Мы продолжали встречаться, но уже не каждый день. Начались репетиции в театре «Острые углы». Чаще всего встречались в кафе, каждое новое стихотворение он тихо читал мне. В стихотворении «Ты такая ж простая, как все…» больше всего самому Есенину нравились строчки:


«Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?..».


Он радостно повторял их. Как-то в присутствии С. Клычкова Есенин читал только что напечатанные стихи:


«Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу».


Стихи, посвященные Августе Миклашевской, печатались в журналах «Красная новь» и «Русский современник».


С. Есенин постоянно приезжал на квартиру к Миклашевской, часто заставал ее у кроватки засыпающего сына, которому она читала сказки, иногда Есенин играл с ним. Порой поэт приезжал просто для того, чтобы тихо посидеть рядом, посмотреть на нее, а на ее просьбу – и почитать стихи.


Встречи с Есениным случались все реже и реже. «Увидев меня однажды на улице, - вспоминает Августа Миклашевская, - он соскочил с извозчика, подбежал ко мне: «Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение:


«Вечер черные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера?»


Как всегда, тихо прочитал все стихотворение и повторил:


«Наша жизнь, что былой не была… «.Позже Есенин прислал с поэтом Приблудным «Москву кабацкую» с автографом «Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге. С. Есенин. 24.III.25 г.». В сборнике было напечатано семь стихотворений, собранных в цикл «Любовь хулигана», с посвящением Миклашевской.


В 30-е годы в литературе и искусстве положение было тяжелым: шли сплошные репрессии писателей и поэтов, режиссеров, актеров. Когда шла борьба с «есенинщиной», могли арестовать только за одну близость к Есенину. А. Миклашевская не афишировала своей связи с Есениным, с его поэтическими посвящениями и, возможно, из-за страха поехала в провинциальные театры.


В августе 1938 года Августа Миклашевская приезжает на работу в Русский драматический театр им. В.Г Короленко.


О факте работы А. Миклашевской в Ижевске мне сообщила библиограф Национальной библиотеки Удмуртской Республики Елена Анатольевна Иванова. Она же предоставила несколько ксерокопий материалов ижевских газет тех лет по театральной тематике, в том числе ксерокопию двух рецензий на спектакль «Маскарад» с участием Миклашевской. В своем архиве я обнаружил ксерокопию фотографии сцены из спектакля «Анна Каренина» с участием А. Миклашевской, помещенной в газете «Стахановец» (правда, без указания каких-либо дат) и полученной в подарок от вдовы С.Ф. Антонова – Киры Аркадьевны Северцовой. Эти материалы послужили началом моих дальнейших поисков о пребывании А. Миклашевской в Ижевске.


В Ижевском русском драматическом театре, открывшемся в 1935 году, Миклашевская играла два сезона, в 1938-1940 годы.


В 1938 году, в начале первого театрального сезона, Миклашевская исполняла эпизодическую роль Натальи Дмитриевны, молодой дамы, в спектакле «Горе от ума» А.С. Грибоедова. И роль леди Мильфорт в постановке «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.



В январе 1939 года состоялась премьера спектакля «Анна Каренина» с участием Миклашевской. В основу спектакля была положена инсценировка Н.Д. Волкова. Она включала пять действий, каждое из которых состояло из нескольких картин, носящих условные названия в соответствии со смысловой линией каждой картины. Режиссер Б.А. Пиковский и другие авторы спектакля стремились избежать всего нарочито театрального и внешне эффектного как по линии актерской игры, так и в отношении художественного и музыкального оформления спектакля.


Ведущую роль Анны Карениной убедительно и уверенно сыграла Миклашевская. По признанию актрисы, Анна Каренина – один из ее любимых образов в русской классической литературе. Он привлекал сложностью и цельностью характера героини, накалом чувств, способных перейти в поступки в соответствии со своими убеждениями. Как мать и женщина Анна больше всего любит сына и любимого человека и не может их соединить. Анна теряет почву и выход видит в уходе из жизни.


                                                                                       


Театральный сезон 1938/39 года завершился премьерой спектакля режиссера И.В. Шаталова по пьесе Ш. Герцена и О. Литовского «Мой сын». Действие происходит в фашистской Венгрии. Арестован коммунист Павел Эстораг. Его мать Мария Эстораг, чтобы не выдать сына, не признает его в кабинете военного следователя. Это была одна из драматичных сцен в спектакле, которую правдиво провела актриса Миклашевская в роли матери Павла Эсторага. Рецензент отмечает, что актриса играла с подъемом, передав и глубину любви к сыну, и переживания за его судьбу, и радость за сына, и ненависть к его врагам. В целом, по мнению рецензента, режиссура и ровный ансабль исполнителей (В.М. Ливанов, Т.Е. Василевская, Л.А. Штормский и др.) обеспечили хорошее восприятие спектакля зрителем.


В Ижевске в сентябре 1939 года была поставлена пьеса М. Горького «Враги», в которой отражены события, когда вся Россия была охвачена грандиозной волной стачек и демонстраций. Рецензент «Удмуртской правды» Н. Надеждинский, отметив хорошее оформление спектакля (художник И.Я. Коваленко) и игру ряда актеров в целом, признал постановку несамостоятельной, копирующей другие театры (режиссеры Б.А. Пиковский и Х.Н. Мосолов).


Рецензент Ю. Шашков также выразил чувство неудовлетворенности режиссерской трактовкой пьесы и недостаточную выразительность женских персонажей спектакля (Татьяна, Надя, Клеопатра). Так, характерные черты образа Татьяны в исполнении Миклашевской, по его мнению, намечены почти незаметными штрихами. По мнению Надеждинского, актриса не сумела донести двойственность натуры ее героини и в этом ей не помогла внешняя отделка образа (получилось много позы, в особенности в сцене с прокурором в третьем акте). Не нашли, по мнению того же рецензента, достаточных выразительных средств и другие артисты в выявлении подлинных характеров их героев. В целом, как считает Надеждинский, настоящего актерского ансамбля не получилось.


В числе лучших постановок Ижевского русского драмтеатра был в 1940 году воссозданный спектакль «Маскарад» М. Лермонтова. Постановку спектакля «Маскарад» осуществил Б.А. Пиковский, оформлял спектакль сценограф И. Ковалено. Рецензенты постановки – Н. Крауз и Ю. Шашков – единодушны во мнении об успехе спектакля. Они отмечают, что театру удалось правдиво выявить социальный смысл пьесы, создать спектакль большой культуры и художественного мастерства. Естественно, гарантом этого был хороший актерский ансамбль (Л. Штормский, И. Вишневская, А. Миклашевская и другие). Диссонансом звучит вывод удмуртского театроведа В.В. Ложкина – без каких-либо доказательств, - что в этом спектакле театр «не смог раскрыть идейное содержание пьесы» Лермонтова.


                                                                                                          


Н. Крауз («Удмуртская правда», 1940 г. 23 мая) отмечает, что хороша баронесса Штраль в исполнении Миклашевской. Шашков («Молодой большевик». 1940, 23 мая) пишет, что баронесса Штраль наиболее ярко выражает тип светской дамы. Внешняя показная сторона играет для нее огромную роль, тогда как ее внутренний мир, мелкий и грязный, не составляет для нее предмета размышлений. Артистка верит и сильно передает эти особенности баронессы, создавая запоминающийся образ.


А. Миклашевская принимала активное участие в общественной и культурной жизни Ижевска. Так, в 1939 году она вела занятия по мастерству художественного чтения согласно плану работы Союза писателей Удмуртии.


С приходом в театр нового художественного руководителя, заслуженного артиста России и народного артиста Казахской ССР И.Г. Борова Миклашевская переезжает в Кировский драматический театр, за ней следует гражданский муж, один из ведущих артистов театра Л.А. Давыдов-Штормский. В г. Кирове Миклашевская встречается с А. Мариенгоформ и в 1943 году возвращается в Москву, в Камерный театр (1943-1949), затем играет в драматическом театре им. А.С. Пушкина (1950-1956). Последнее ее выступление состоялось в 1959 году в Литературном театре.


Августа Леонидовна Миклашевская умерла в 86 лет в 1977 году. Перед смертью она вернула восемь «потерянных» лет. Объясняется это естественным желанием актрисы играть как можно дольше молодых героинь. В последний путь Миклашевскую провожали близкие друзья, коллеги и поклонники поэзии Есенина. Прах Миклашевской покоится в колумбарии Ваганьковского кладбища недалеко от могилы Есенина. Жизненный путь сына Миклашевской – Игоря Ивановича Миклашевского (1918-1990), с которым много раз играл Есенин, материал интереснейшего романа или кинофильма. Игорь Миклашевский учился в одной школе с Константином Есениным, сыном поэта, и они дружили до конца своей жизни. Он окончил институт физической культуры, накануне войны был чемпионом по боксу Ленинградского военного округа, с детства владел немецким языком. В 1942 году, пройдя курс разведывательной деятельности, был заброшен в Германию для организации покушения на Гитлера. Являясь племянником известного артиста Блюменталь-Тамарина, добровольно перешедшего к немцам, сумел добраться до Берлина, стал под своим именем выступать на ринге, вошел в доверие к боксеру-профессионалу Максу Шмеллингу, любимцу Гитлера. После отказа Сталина от покушения на Гитлера Миклашевский сражался в Бельгии и Франции в отрядах Сопротивления и вернулся на Родину в 1944 году. Был награжден орденом Боевого Красного Знамени. После войны работал тренером, был спортивным судьей.


Исследовательские поиски связей ближайшего окружения С. Есенина с Ижевском, с культурой удмуртского народа (Августа Миклашевская, Надежда Вольпин) глубже раскрывают личность и творчество классика русской и советской поэзии, их влияние на все сферы искусства, на духовную жизнь российского многонационального общества.


Николай ВИТРУК


https://old.udmpravda.ru/articles/poslednyaya-lyubov-esenina-rabotala-v-russkom-dramteatre-udmurtii.html">Удмуртская правда 16.12.2014 г.


Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

05 апреля 2024
#СМИ о театре
«Театр – священное место для актёров»

Интервью Юрия Малашина в газете «Удмуртская правда»

02 апреля 2024
#Новости театра
Найти в себе Беатриче

К премьере «Много шума из ничего»: интервью актрисы Александры Олвиной, 

График замены спектаклей

Перенос спектаклей: «Идеальный муж»  с 23.03 на 27.04; «По щучьему веленью» с 24.03 на 30.03; «Ножницы» с 24.03 на 10.04

«Много шума из ничего»: интервью со «злодеями»

Легко ли быть «злодеем»? Размышляют Константин Феоктистов, Виталий Туев и Радик Князев  

Чудо: из ничего рождается нечто

Интервью с режиссером-постановщиком спектакля «Много шума из ничего» Константином Колесником

Московская премьера Якова Ломкина

Спектакль «Дубровский» в театре «Сатирикон»