#СМИ о театре
08 сентября 2022
0

Толстой. Дневник взросления

Новый сезон в Государственном русском драматическом театре УР стартует 15 сентября с премьеры спектакля «Отрочество» по прозе Льва Толстого.

Постановка осуществляется на средства гранта Министерства культуры РФ. Режиссёром выступает Никита Трофимов, автор инсценировки - Ярослава Пулинович, художественным оформлением занимается Анна Полякова.

Напомню, что обладателями грантов федерального Минкульта на реализацию творческих проектов в нынешнем году стали 15 театров страны. Драмтеатр Удмуртии представил на суд экспертов проект по постановке спектакля по русской классике, обращённой к подрастающему поколению, определив его жанр как «Дневник взросления».

Накануне премьеры о будущем спектакле рассказывает Никита Трофимов. Несмотря на то что он окончил академию театрального искусства лишь два года назад, за его плечами уже более 5 постановок, в числе которых - студенческие спектакли, а также спектакли в театрах Санкт-Петербурга, Абакана, Озёрска и Ижевска. На сцене Государственного русского драматического театра УР с успехом идёт его семейный спектакль «Давай поедем в Уналашку».
Череда совпадений

— Ваш новый спектакль в Ижевске вновь рассчитан на молодёжную аудиторию (возрастной ценз - 12+). Вам интересно работать именно на этого зрителя? В чём заключается особенность создания спектаклей для подростков?

— Я бы не сказал, что это моя стезя, это просто такая череда совпадений. Театр выиграл грант на постановку спектакля «Отрочество», и, так как я уже был принят сюда полноценно штатным режиссёром, мне предложили поставить его. Наша главная задача в этом спектакле - привлечь подростков не столько шоу и масштабными экспериментами (потому что их этим не удивишь), а зацепить их. Провести некую параллель между тем, о чём писал Толстой много лет назад, и современностью. Оказывается, всё те же проблемы, которые были у него тогда в его подростковом периоде (первая утрата, первая любовь, травля в школе), со всеми этими жизненными психологическими перипетиями сталкивается и современный подросток. И каждый раз это событие оказывается крайним, после которого, как в тексте Толстого говорится, ты не знаешь, как будешь жить дальше.

Наверное, для нас важна вот эта точка соприкосновения. Чтобы толстовский текст не подавать как модерновое шоу – форма ради формы, - но и чтобы он с другой стороны не звучал архаичным. Поэтому мы в спектакле идём через игровые вещи. В какой-то степени позволяем себе не очень серьёзно к этому относиться, чуть по-доброму подсмеиваемся над самим Львом Николаевичем.

В «Отрочестве» есть тексты, которые говорит мальчик (детские слова, мировоззрение), и есть фрагменты, которые очень взрослые, будто бы он на себя со стороны смотрит. Поэтому у нас есть взрослый Николенька - главный герой а-ля Толстой, который уже вырос и вспоминает своё прошлое, все вот эти пережитые моменты, о которых он говорит: «Я думал, что не переживу этого». И есть молодой герой, которому взрослый Николенька помогает с ними справиться, подсказывает, что это не конец света.
На равных

— По вашему мнению, со своим юношеским максимализмом подростки воспримут присутствие этого взрослого героя, его излишнюю помощь и назидания?

— Здесь не то чтобы взрослый герой мораль читает. Они у нас существуют на равных. Молодой герой спорит с собой взрослым. Нет такого, что взрослый умнее и сильнее.

— Никита, а как вы считаете, каким должен быть сценический материал для подростков? - Литературный материал может быть совершенно разный, абсолютно. Здесь просто огромный диапазон от «Антигоны» Софокла до Водолазкина. Ведь дело не только в том, что это какой-то памятник литературы, а в том, что там что-то заложено, что продолжает нас беспокоить, а значит, это может быть живым. Это должен быть в первую очередь материал для выстраивания совместного разговора о чём-то очень важном. Это должен быть диалог, потому что зритель приходит в театр о чём-то поговорить. Нас, как создателей спектакля, взволновала какая-то тема, и людей, которые приходят в зал, тоже почему-то эта тема волнует. И мы вместе начинаем об этом разговаривать. Поэтому материал совершенно разный, здесь нет каких-то рамок.

С точки зрения театра, важно, чтобы материал, который мы берём, нас трогал чувственно, тогда это будет живой диалог. Поэтому форма не важна абсолютно, она зависит от того, что я хочу сказать. Если я хочу сказать что-то интимное, мне не нужно городить большие залы, а если хочу поговорить о чём-то масштабном, мне не хватит пустой сцены. В любом случае спектакль не должен быть скучным. Это критерий самый главный.

— Нескучно – это как?

— Нет интереса, не отзывается. Например, вы открываете книжку, и вам либо интересно её читать, либо не интересно. В ней может быть заложена глубокая мысль, но она может быть очень плохо написана – скучно, то есть я не заинтересовываюсь.

В театре становится скучно, когда идёт иллюстрация: то, что написано, то и делается на сцене. А наша задача эту загадку разгадать. Нам говорят, случилось такое событие. И мы можем его проиллюстрировать, но это будет скучно. А нам нужно понять, как это должно случиться, найти какое-то решение, эквивалент, чтобы это откликнулось у современного зрителя.

Наша основная задача, чтобы люди, которые придут к нам на Толстого, как-то прониклись, заинтересовались всей этой историей.
Школа современного зрителя

Кстати, для того чтобы дополнительно погрузить зрителя в атмосферу создания спектаклей, перед каждой премьерой в театре реализуется Школа современного зрителя. О ней подробнее рассказала помощник директора по перспективному планированию гастрольной деятельности и спецпроектам театра Анна Никифорова.

— Это проект, к которому мы давно шли, и вот с прошлого года к каждой премьере мы проводим хотя бы один-два мероприятия, которые подключают зрителей к контексту спектакля. В частности, к спектаклю «Отрочество» запланирована короткая сессия, состоящая из двух занятий. На первое к нам придёт прозаик Андрей Гоголев. На личном примере, романе «Свидетельство», он расскажет, как писатель работает со своей детской памятью. Кроме того, он интересовался темой дневников Толстого: что именно из своих дневников Лев Николаевич перенёс в художественные тексты. Потом, за неделю до премьеры, у нас будет открытая репетиция в декорациях и костюмах, а также обсуждение увиденного. Встречи пройдут 7 и 10 сентября в формате клубного общения.

Автор: Светлана Куликова

Известия УР, 01.09.2022
Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

22 ноября 2024
#Новости театра
«Папа» - соискатель премии «Золотая маска»

На очередном показе спектакля присутствуют председатель Экспертного совета фестиваля Дмитрий Родионов и эксперт Ильмар Альмухаметов

20 ноября 2024
#СМИ о театре
Драматург Елена Обидина: «Им надо было есть, чтобы жить. И жить, чтобы работать».

Спектакль о детях и подростках военного времени появится на сцене Русского театра

20 ноября 2024
#История театра
Историческая среда: Племянник Ермоловой в Ижевске

Актер и режиссер Рафаил Кречетов

19 ноября 2024
#СМИ о театре
«Вот это - мы!»

«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»

18 ноября 2024
#СМИ о театре
«Нам было важно рассказать эту историю»

Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия

17 ноября 2024
#Новости театра
Комедия со слезами на глазах

Поздравляем с премьерой всех создателей и участников  спектакля «Баба Шанель»