#Интервью
19 августа 2022
0

Научиться жить «сейчас»

Никита Трофимов - ижевчанин. Учился режиссуре в Санкт-Петербурге. Работал в Озерском театре драмы и комедии. В прошлом сезоне поставил на нашей сцене спектакль «Давай поедем в  Уналашку». Получил приглашение сотрудничать с Русским театром на постоянной основе - и принял его.  В настоящее время  репетирует с актерами спектакль «Отрочество»
В этих лаконичных фразах из резюме  - все правда. Но нам-то интересны не факты, а подробности!  И особенно всегда интересно, как человек вдруг понимает про себя, что он - Режиссер.  Расспросили об этом Никиту.
Никогда не говори никогда

— Я не занимался ни в каких театральных студиях. И даже просто в театр не ходил. Единственный раз, когда в детстве я что-то посмотрел в одном из ижевских театров (не буду говорить в каком), надолго отбил у меня всякий интерес  к театральному искусству.  Тот спектакль  был настолько плох - ну или мне тогда так показалось - что я решил:  если вот это и есть театр, то ноги моей ни в каком театре больше не будет ни-ког-да!
Учиться пошел на экономическое отделение в колледж  ИжГТУ. Там  все вроде было нормально,  только очень-очень скучно. И я вдруг решил, что хочу учиться во ВГИКе. Поехал в Москву, не сразу, но  поступил  на режиссуру документального кино...  Сейчас -то я понимаю, что это тоже не было осознанным решением.  Мне было скучно и я пошел туда, где, как я подумал,  мне будет весело. Но все дело в том, что и там я не почувствовал себя на своем месте. После третьего курса  решил взять тайм-аут,  подумать, что же мне действительно нужно. Пока думал - отслужил в армии, вернулся в Москву, никуда не поступил. Зато у меня появились новые друзья, как раз из театральной среды. И они задались целью  затащить меня в театр. Я сказал, ну нет,  ребята, я уже видел, что такое этот ваш театр, я туда не пойду.  А потом меня как-то уговорили пойти  на спектакль «Диббук»  израильского театра «Гешер». Это была постановка  Евгения Арье, которая в какой-то степени была вдохновлена легендарным спектаклем Евгения Вахтангова. И это было что-то невероятное, это была настоящая магия!..  Я вышел с ощущением, что хочу в это мире находиться.  Неважно кем, неважно чем, но быть причастным к этому чему-то волшебному. 
Случайности не случайны

— Я подавал документы параллельно в Москву – в ГИТИС на курс Каменьковича-Крымова, и в Питер - на курс Тростянецкого. Чтобы везде успеть рассчитал график поступления:  прохожу тур в Питере, сразу сажусь в поезд, тур в Москве, еду обратно в Питер…  То есть у меня все было расписано по минутам. Но вот я приезжаю в Питер, прохожу тур... и понимаю что потерял банковскую карту! Завтра тур в Москве, а у меня даже нет возможности купить туда билет.  На следующий день меня ловят на вахте и говорят – твоя карта? Ну да, моя. Только ГИТИС уже проехал мимо меня...  Вроде как само мироздание распорядилось, чтобы я учился в Питере. Чтобы другие варианты  даже не рассматривались. 
Самозванец или право имею?
— Поступление длилось месяц и до сих пор я спрашиваю себя: за что меня взяли?  Ну, мне кажется, этим вопросом задается каждый.
Нас учили как раз той самой магии, которую я увидел у Арье. Когда на пустой сцене может возникнуть целый мир. Может не быть вообще никакой декорации,  а актер говорит- это зАмок. И ты абсолютно ему веришь, что он и правда видит зАмок.  Учиться этому было весело, но курса до третьего  я не ощущал, что могу сам взять и как-то сотворить эту магию. Чувствовал себя немножко самозванцем, безбилетным пассажиром. А на четвертом курсе меня  пригласили поставить спектакль в настоящем  театре.   Я поставил «Легкие люди» Дурненкова в Театре Балтийского флота. И вот это было переломом!  После того, как спектакль вышел, возникло ощущение, что я не просто хочу этим заниматься. Я понял, что могу это делать!  Что я, наконец, на своем месте. 
Когда дети в театре визжат от восторга - это самое крутое!

— Дипломный спектакль был детский, «Конек-Горбунок». Однокурсница написала для меня инсценировку и я поехал на постановку в Уссурийск. Намудрили мы там, конечно, напридумывали всякого. Жар-птица была куклой с большими крыльями, и вся она светились. А еще мы придумали большого подводного монстра - осьминога. У него голова была два метра диаметром, а щупальца по восемь метров, во всю сцену. И пять актеров этим осьминогом руководили. Мне кажется, актеры там меня прокляли. Но дети визжали от восторга.  И это самое крутое!
Театр для подростков

— Подростковым театром, подростковым материалом я увлекся тоже  случайно. Совершенно случайно я столкнулся с книжкой Анны Красильщик. И она стала для меня проводником в детскую литературу. Конечно, что-то я читал и раньше.  Наверно просто мне попадало что-то не то. Ну, вот ты открываешь книгу, ты читаешь, ты разочаровываешься, ты закрываешь книгу и думаешь – это не мое. И так до тех пор, пока не найдется что-то, что становится проводником ко многому другому. 
«Давай поедем в Уналашку» Анны Красильщик попала в меня очень сильно тем, что это вроде бы детская книга, она для детей и о детях, но за этой детской историей  скрываются очень глубокие и сильные мысли. И в какой-то момент я сам становлюсь этим ребенком, который видит мир незамутненным взглядом и решает для себя важные вопросы. 
После этой книжки я стал искать еще детскую литературу, которая не только для детей, а для всех. Стал искать книги, где дети не глупые маленькие человечки, а умные и осознанные, только начинающие  открывать этот мир. И с помощью их открытий, я, взрослый, открываю этот мир заново. 
Многие из этих книг очень сценичны. В них заложены сильные мысли и визуально они хорошо поддаются сценической интерпретации.
Научиться жить «сейчас» 

— «Детство» и «Отрочество» Толстого - как раз из таких книг. Для меня очень важно, что в инсценировке Ярославы Пулинович, как и у автора, есть тексты очень взрослые, а есть речь самого десятилетнего Николеньки. В нашем спектакле эту роль будут играть два артиста. Есть Николай Петрович - уже взрослый, который смотрит на себя в детстве, вспоминает о своих ошибках, переживаниях, травмах.  Эту роль репетирует Алексей Агапов. А есть Николенька - Григорий Трапезников, который переживает все это здесь и сейчас. Если сначала взрослый мир кажется Николеньке прекрасным и полным новых впечатлений, то с момента утраты близкого человека этот взрослый мир вдруг оказывается несовершенным. В нем есть предательство, обиды,  разочарования. Стоит ли  вообще в этот взрослый мир входить?..  И вот этот взрослый человек, вспоминая свое прошлое, хочет помочь себе-ребенку научиться принимать свои ошибки, свои невзгоды. Потому что это и есть взросление. Надо учиться  жить не прошлыми воспоминаниям  и не мечтами о будущем, а принять себя и свою жизнь сейчас. Что бы в этом «сейчас » не случалось плохого, неприятного. А для того,  чтобы это принять надо сделать над собой работу. И взрослый вспоминает свое детство, чтобы помочь самому себе принять эту истину. Как бы ни было прекрасно в прошлом, как бы ни было тяжело сейчас - надо это «сейчас» принять.

Премьера спектакля «Отрочество» в постановке Никиты Трофимова состоится 15 и 16 сентября. Ждем с нетерпением!
Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

«Много шума из ничего»: интервью со «злодеями»

Легко ли быть «злодеем»? Размышляют Константин Феоктистов, Виталий Туев и Радик Князев  

Чудо: из ничего рождается нечто

Интервью с режиссером-постановщиком спектакля «Много шума из ничего» Константином Колесником

Московская премьера Якова Ломкина

Спектакль «Дубровский» в театре «Сатирикон»

Скорбим...

В связи с трагическими событиями в «Крокус Сити Холл»  все заявленные на 23 и 24 марта спектакли отменены. В репертуаре театра произошли  изменения.

Перенос спектакля

Спектакль «Голый король», запланированный на 22 марта, переносится на 17 мая

Поздравляем с премьерой!

Спектакль «Папа» - первая премьера года и новая высота театра