#СМИ о театре
21 ноября 2019
0

Все маски сняты

В ноябре Ижевск пережил культурное событие нерядового масштаба – фестиваль «Золотая маска» представил на сценах наших театров спектакли, в разные годы получившие главную театральную премию страны. В течение полутора недель ижевские зрители не просто могли видеть театр высочайшей пробы, говорящий на актуальные темы живым свободным языком, но и сравнивать спектакли, признанные экспертами лучшими в современном российском театре, с теми, что идут на местных сценах.


Гастрольные фестивали «Золотой маски» проходят уже много лет, есть города, куда «Золотая маска» возвращается раз за разом. Ижевска в маршрутной карте национальной театральной премии до 2019 года не было. При этом Удмуртия в принципе не избалована гастролями московских и петербургских театров, и рядовой зритель здесь не имеет возможности сопоставить театральную жизнь в признанных театральных центрах страны со своей. Насколько «продвинут» ижевский театр, насколько хороши наши актёры в сравнении со звёздами столичных театральных сцен, насколько изобретательна и оригинальна режиссура? Может быть, мы отчаянно провинциальны и старомодны в сравнении с тем, что делают лучшие труппы страны? О том, что ижевский зритель хочет знать ответ на этот вопрос, говорят тотальные аншлаги на всех спектаклях фестиваля. Не только на «хитовую» постановку легендарного московского театра «Мастерская Петра Фоменко» «Волки и овцы», но и на золотомасочные спектакли из регионов России, в том числе играющиеся на национальном языке с синхронным переводом в наушники, билеты были раскуплены ещё летом. 


И вот «Золотая маска» в Ижевске» объединила пространства, на 12 дней Удмуртия стала моделью всей театральной России – со спектаклями совершенно разными, не похожими один на другой, поднимающими разные вопросы.


Лёгкое дыхание классики



«Мастерская Петра Фоменко» представила театр, который уже называют классическим, – пьесу Островского «Волки и овцы» «фоменки» играют не в джинсах или неглиже, а в стилизованных под моду конца XIX века костюмах, диалоги Островского не перемежаются рэп-баттлами, на заднике сцены не мелькают видеопроекции, героям очевидно комфортно в уютной гостиной с диваном, креслом-качалкой и старым граммофоном (сценография тут «бытовая»). Прелесть этого спектакля – в лёгком дыхании, в поэтическом чувстве слова и обаятельной ироничности, который сохраняют артисты, хотя играют «Волков и овец» они уже 27 лет. И всё же, забегая вперёд, нужно сказать, что главным событием фестиваля для зрителей, которые смогли увидеть всю программу, «Волки и овцы» не стали: обнаружилось, что одного обаяния для работы с классической драматургией, когда история на сцене оказывается «про них», а не «про нас», сегодня уже недостаточно.


Публицистика на сцене



«Время секонд хэнд» Омского академического театра драмы по документальной книге Нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич в постановке Дмитрия Егорова – убедительное политическое и социальное высказывание о Советской Империи и её крахе, трещиной прошедшем по жизням многих людей. Спектакль лаконичен – монологи героев книги Алексиевич сопровождаются лишь привычной уже в современном театре трансляцией в режиме реального времени: группа артистов моделирует с помощью предметов своеобразный клип об атмосфере  примет советской жизни. Актёрские работы здесь действительно хороши (недаром «Золотая маска-2019» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» была отдана Валерии Прокоп, читающей здесь одну из историй судеб советских людей), а театр Дмитрия Егорова не развлекает, а побуждает думать, сопереживать, осмыслять жизнь своей семьи и страны. Но интонация Светланы Алексиевич и её героев оказывается здесь важнее и объёмнее, чем театр как таковой, и действительно «пробрал» спектакль только тех, кто «Время секонд хэнд» раньше не читал и чудом избежал других многочисленных попыток осмыслить с помощью искусства «переломные 90-е».


Чудо театра



Главной «тёмной лошадкой» фестивальной программы был спектакль «Зулейха открывает глаза» Башкирского театра драмы из Уфы по роману Гузели Яхиной (тот самый, на башкирском языке с синхронным переводом). И судя по резонансу вокруг фестиваля, эта «лошадка» пришла первой. Как и во «Времени секонд хенд», в основе «Зулейхи» – большая книга, но режиссёр Айрат Абушахманов не «пересказал» на сцене роман Яхиной, а перевёл её прозу на язык театра – поэтический, образный, наполненный удивительным светом, изобретательно играющий с пространством. Деревянные настилы фактурой неструганных досок отыгрывали и дощатый пол вагона-теплушки, в котором раскулаченных татар везли в Сибирь, и тёплый крестьянский дом, и примитивный, наскоро организованный быт сибирского лесоповала. Сцена превращалась в дно реки, откуда медленно выплывала вверх, под колосники, покачиваясь в воздухе, как в толще воды, в дорожках зелёного и синего света тонущая Зулейха. В хрупком прозрачном шаре, как в готовом в любой момент лопнуть мыльном пузыре (а может, как в чреве самой Земли) появлялся на свет долгожданный сын Зулейхи. Дикой сибирской тайгой вставали в глубине сцены покачивающиеся полосы жести. Это был мир безграничной театральной фантазии, непрекращающегося чуда, в центре которого всё же оставалась страшная история раскулачивания. Актёры башкирского театра, используя интонации, свойственные народному эпосу, подняли реалистичный роман Яхиной до обобщения и поэтики прекрасного и страшного вечного мифа (а мифы именно такими и бывают).


Упоительный карнавал



Ещё одной театральной радостью стал спектакль новокуйбышевского театра «Грань», который под руководством Дениса Бокурадзе стал одним из лучших камерных театров страны. «Корабль дураков», лауреат «Золотой маски-2017», оказался спектаклем исключительно стильным, праздничным, изысканным и искусным. Стилистика театральной клоунады, замешанная на европейской карнавальной культуре, как влитая села на драматургический материал – средневековые французские эротические фарсы, похожие на новеллы «Декамерона». Телесность, физиологичность сюжетов была компенсирована условностью актёрской игры, буффонными костюмами, «умолчаниями» театра теней, который здесь использован довольно активно.


Корона по праву



Кульминацией фестиваля стал «Король Лир» Русского драматического театра Удмуртии, шестикратный номинант «Золотой маски-2019». И посмотрев этот метафоричный, наполненный безупречно складывающимися в общую картину аллюзиями и культурными кодами, красивый суровой лаконичной красотой, полный блестящий актёрских работ спектакль режиссёра Петра Шерешевского после всей гастрольной программы, зрители могли сказать себе уже без оговорок: в Ижевске есть собственный театр, не уступающий, а возможно и превосходящий «средний» уровень российского современного театра. 


«Золотая маска» в Ижевске» помогла нам яснее осознать, насколько мощный и яркий, убедительный и художественный современный театр есть у нас самих. Что, впрочем, не отменяет надежд и в последующие годы видеть на наших сценах спектакли из других регионов России.



P.S. Фестиваль «Золотая маска» в Ижевске» состоялся при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Удмуртской Республики, Министерства культуры УР, дирекции фестиваля «Золотая маска» и Союза театральных деятелей РФ.



Анна Вардугина


Фото Сергея Рогозина и Игоря Тюлькина


https://udmpravda.ru/wp-content/uploads/2019/11/up45_21_11_19s.pdf">Оригинал статьи (стр.23)

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

20 ноября 2024
#История театра
Историческая среда: Племянник Ермоловой в Ижевске

Актер и режиссер Рафаил Кречетов

19 ноября 2024
#СМИ о театре
«Вот это - мы!»

«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»

18 ноября 2024
#СМИ о театре
«Нам было важно рассказать эту историю»

Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия

13 ноября 2024
#История театра
Историческая среда: «За создание нового, радостного театра»

Николай Цертелев - организатор Русского драматического театра в Ижевске

12 ноября 2024
#СМИ о театре
Самые добрые сказки

Съемочная группа программы Вести.Удмуртия  побывала на первых репетициях детских новогодних спектаклей

08 ноября 2024
#Новости театра
Малая сцена. Первые итоги

О спектаклях и проектах в новом пространстве театра