Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииhttp://izvestiaur.ru/culture/14210801.html">Кристина Романова г.Известия Удмуртской Республики 19 октября 2017
Новый творческий сезон Государственный русский драматический театр Удмуртии открыл Шекспиром. Режиссёр Пётр Шерешевский представил зрителю «Короля Лира». Те театралы, кто знаком с творчеством Шерешевского («Маленькие трагедии» и «Вечера на хуторе близ Диканьки»), сразу оценили полную метафор постановку. Те же, кто ожидал увидеть традиционное прочтение нетленного произведения английского драматурга, испытали противоречивые чувства. После спектакля мнения зрителей разделились: одни посчитали постановку гениальной, другие - не заслуживающей право на существование.
Король пороков, король метафор
В версии Петра Шерешевского трагедия Короля Лира разворачивается не столько в настоящем, сколько является следствием его прошлых ошибок, страстей и грехов. Сейчас, будучи на пороге смерти, он вспоминает и переосмысливает свою жизнь, в которой переплелись предательство, интриги, лицемерие. Время преломляется и перемешивается как песок в песочных часах. Именно такая метафора возникает, когда видишь сцену, наполненную чем-то белым и сыпучим. Эффект усиливается, когда лежащий на полу тёмный шкаф, олицетворявший не то гроб, не то гору, внезапно оказывается в буквальном смысле в подвешенном состоянии и из него начинает сыпаться песок равномерной струёй. Возможно, так материализуется время перед переходом человека в другое измерение.
И вновь, усиливая эффект метафоры «на пороге вечности», перед зрителем предстаёт задник сцены, который, словно чёрные шторки на приборе контроля ручной клади в аэропорту, пропускают багаж Короля Лира - его прошлое - в будущую вечность, в иное измерение. Былые грехи, требующие раскаяния, неоплаченные долги перед своей совестью, прошлые неискупленные ошибки - вот с чем он оказался в последние мгновения своей жизни. Есть ли способ избавиться от всего этого?
И вновь метафоричное цитирование шекспировского текста даёт зрителю повод размышлять о судьбе человека, вскоре встречающего вечность. «Колесо судьбы свершило свой оборот…» - слова из V акта, сцены 3 оживают на сцене в виде гигантских катушек-колёс, подминающих под себя и главных действующих лиц, и героев второго плана. Но есть ли второстепенные персонажи в судьбе человека, в чьей жизни порой даже самые мимолетные встречи и знакомства могут оставить неизгладимый след? А самый близкий друг вдруг бывает вычеркнут из ближнего круга из-за твоего минутного ослепления, которое ты проецируешь на него (в спектакле это происходит буквально - Король Лир заклеивает лица чёрным скотчем крест на крест).
И, наконец, финальные акты, когда чёрные шторки задника вдруг начинают двигаться вперёд, поглощая происходящее на сцене, словно шредер. И вот перед зрителем остаётся лишь Король Лир. Без багажа прошлого, без страстей и пороков. Просто человек, проживший жизнь так, как умел, вышедший из борьбы с её искушениями с тем, с чем смог. Кто из нас вправе осуждать его? С чем мы встретим свою вечность?
Безграничный Шекспир
Как отметил Пётр Шерешевский, «Шекспир - безграничен, и, «вкапываясь» в его драматургию, обнаруживаешь, что вывести она тебя может в совершенно непредсказуемую сторону. Наш «Король Лир» - про то, что человек конечен. Про невозможность смириться с этим фактом… Мы пытаемся рассказать эту историю языком поэзии и метафоры. Недоговаривая, оставляя пространство для работы воображения зрителя».
Как уже отмечал в интервью нашей газете нынешний главный режиссёр Государственного русского драматического театра Удмуртии Яков Ломкин, Шекспира ставят чаще всех других драматургов в мире, поскольку его произведения актуальны во все времена, потому что затрагивают вечные темы. При этом он даёт огромные возможности для проявления фантазии режиссёра и видения актёра. В его пьесах заложена мощнейшая энергия, которая, переходя в зал, затрагивает каждого зрителя.
И действительно, зал следил за «Королем Лиром» затаив дыхание, а по завершении взорвался бурными аплодисментами. После, в фойе, можно было слышать, как неоднозначно зрители реагировали на постановку, но все сходились во мнении, что Шекспира нужно перечитать. И поклонники, и противники спектакля отмечали, что он не оставляет равнодушным и трогает душу, несмотря на все противоречия, содержащиеся в нём.
«Шекспир - это гарантия качества, залог того, что эмоции и страсти попадут в сердце людей, как музыка. Почему музыка считается высшим из искусств, да потому что, минуя голову, входит в душу. И мы можем улыбаться или грустить, смеяться или плакать, только услышав музыку, не понимая, что стало поводом для эмоций. С Шекспиром всё точно так же», - отмечает Яков Ломкин.
Кстати, в конце творческого сезона зрителя ждёт новая встреча с трагедией английского драматурга. На ижевской сцене будет показан «Гамлет».
Таланты и поклонники
В постановке «Король Лир» заняты ведущие актёры труппы. Главную роль исполнил Николай Ротов. Дочерей Короля Лира сыграли Елена Мишина, Дарья Гришаева и Екатерина Логинова. Своей игрой порадовали зрителей Андрей Демышев, Михаил Солодянкин и Радик Князев.
Роль Эдгара исполнил Вадим Истомин, играющий в театре Удмуртии с 2013 и воплотивший образ Моцарта в «Маленьких трагедиях». Эффектный Пётр Антонов играет графа Корнуэла, а молодой выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Игорь Василевский, уже известный зрителю по роли Билли в «Калеке с острова Инешмаан», воплотил на сцене образ коварного Эдмонда.
Интересно отметить, что перед началом спектакля, который, кстати, идёт без антракта около двух часов, зрителя ждёт неожиданный перформанс. Фойе второго этажа заполняют девушки в чёрных плащах-накидках и начинают синхронно двигаться под музыку, используемую в спектакле. Их движения скупы, большую часть времени их танец словно включает на паузу невидимая рука. При этом за ними на экране продолжает двигаться изображение - видео, снятое на репетициях во время работы актёров и режиссёра над постановкой.
Как рассказала помощник руководителя по перспективному планированию театра Анна Никифорова, участники театра пластики и костюма «Мода-Арт» под руководством Елены Куралесиной очень точно воплотили задумку и передали настроение спектакля. Их танец предвкушает разговор о вечном, заставляет зрителя ещё до начала действа остановиться, отрешиться от своих проблем и настроиться на предстоящую встречу с текстом Шекспира…
Актер и режиссер Рафаил Кречетов
«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»
Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия
Николай Цертелев - организатор Русского драматического театра в Ижевске
Съемочная группа программы Вести.Удмуртия побывала на первых репетициях детских новогодних спектаклей
О спектаклях и проектах в новом пространстве театра
Оставить комментарий