Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииНа всех фотографиях у нее пристальный, критически-оценивающий взгляд. Ни тени улыбки или женственной мягкости. Но те, кто ее еще помнит, говорят не только о закрытом характере, но и об отзывчивости, умении дружить, быть интересным собеседником.
Валентина Ивановна Векшина – главный художник Русского театра с 1962 по 1984 годы.
Она приехала в Ижевск уже зрелым мастером, при этом полным сил и устремленным в будущее. Ей было 46 лет. Четверть века после окончания Пермского (тогда Молотовского) художественного училища Валентина Векшина работала художником-постановщиком в театрах Перми, Днепродзержинска, Магнитогорска.
Ее приглашение в Ижевск совпало с началом оттепели, и назначение женщины на пост главного художника тоже отчасти было знаком времени. В эти годы значительно меняется репертуар театра. Закончена борьба «хорошего с лучшим». На сцене появляются «оттепельные» пьесы советских авторов и европейская драматургия ХХ века - Брехт, Дюрренматт, Одетс… А в сценографическом искусстве это был период «бури и натиска», когда ломались каноны покартинного оформления спектаклей, инерция иллюстративных декораций сходила на нет под натиском новых идей и возможности возвращения к тому, что на несколько десятилетий было вычеркнуто из художественной жизни Советского Союза.
Незадолго до приезда в Ижевск Валентина Векшина стажировалась в лаборатории Вадима Рындина. В своей молодости, которая пришлась на конец 20-х годов, он был одним из лидеров конструктивизма в сценографии. Рындин умел сочетать условные конструкции с живописными декорациями, часто использовал как основу оформления спектакля единую сценическую установку.
То, от чего был вынужден отказаться в своем зрелом творчестве мастер, стало доступно его ученикам. Единая установка, каждый элемент которой наполнен метафорическими смыслами, стала художественным кредо Валентины Векшиной.
Над композициями будущих декораций она трудилась не у мольберта. Эскизы Векшина писала обычно уже после премьеры, для выставок. В момент выращивания замысла ее инструментами художника были не кисти и краски. Под ее руками - лоскутки тканей, цветная бумага, кусочки дерева, нитки, клей.
Зрительный образ каждого спектакля она выстраивала на подмакетнике - крохотной площадке в пятьдесят раз уменьшенного планшета сцены.
В макете Векшина продумывала логику театрального действия, осваивала пространство сцены, овеществляла замысел, искала необходимый образный смысл в фактуре материалов, их сочетании друг с другом и со светом.
Работала над макетами будущих спектаклей она всегда тщательно, любовно расписывая, вышивая, выпиливая каждый элемент оформления. В этом изящно-миниатюрном мире все было добротно скроено и сшито, обжито и обставлено со вкусом, основательно.
Такой же основательности она бескомпромиссно добивалась и от цехов, подчас сама берясь за выполнение аппликаций или лепки. И работники театральных цехов отвечали ей взаимной любовью. Даже суровые монтировщики обожали эту маленькую хрупкую женщину, которая всегда продумывала не только художественный образ, но и то, чтобы все элементы декорации были функциональны, удобны, мобильны. А иногда - остроумны и совершенно неординарны. Например, продумывая оформление «Последней жертвы» Островского, художница почувствовала, как скудны возможности постановочных цехов театра для воссоздания на сцене роскоши и богатства, в которых купаются герои пьесы. Тогда пришло решение использовать в декорациях минимум вещей, а внимание зрителей акцентировать на больших зеркалах, расписав их поверхность так, словно они отражают и роскошную мебель, и камины, и люстры, и лепные потолки…
Но вот кому работать с Векшиной было не просто, так это режиссерам. Она никогда не была удобным исполнителем чьего-то замысла, но всегда самостоятельным творцом. «Не держите меня в шорах, дайте мне разобраться самой»,- говорила она тем, кто еще не был знаком с ее творческим методом. (Кстати, говорить об искусстве, разбираться в нем, спорить, обсуждать – Валентина Векшина обожала. Она была хозяйкой одной из тех кухонь, где в 60-70-е собирались многие творческие люди Ижевска. Она и ее муж – актер Георгий Любченко - были застрельщиками этих «кухонных» бесед о главном). Но если у режиссера получалось стать вровень с художником, то она становилась настоящим со-творцом.
В личном архиве Валентины Векшиной сохранилось программки, подписанные режиссерами, с которыми она работала. Это одна из театральных традиций. Но очень многие подписи сделаны совершенно неформально. В них чувствуется настоящая благодарность за совместную работой с ней:
- «Валентина Ивановна! Вы мой первый художник. Это – как первая любовь! Спасибо за радость работы с Вами!»…
- «Большое Вам спасибо за ту увлеченность, которая связала нас в этой работе!»…
- «Я был и остаюсь безмерно счастлив той огромной помощью, которую Вы оказали в выпуске этого спектакля. Пусть это будет не последняя наша встреча!»…
За 22 года работы в Ижевске Валентина Векшин осуществила постановку нескольких десятков спектаклей. Точную цифру назвать невозможно, но вот только некоторые названия: «Материнское поле» Ч.Айтматова, «Вечно живые» и «Традиционный сбор» В.Розова, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, «Мамаша Кураж» Б.Брехта, «Дурочка» Л.де Веги, «Золотой мальчик» К. Одеттса…
Несколько макетов Валентины Ивановны Векшиной хранятся в Национальном музее Удмуртской Республики.
Вот как их описывает искусствовед В.С.Филковская:
«Оформление спектакля «Физики» по пьесе Ф.Дюрренматта, приковывает к себе взгляд, настраивает нас, настораживает сразу, как только мы входим в зрительный зал. Занавеса нет. Он явится в зеркале сцены к концу спектакля, но не плавным сближением традиционных бархатных полотнищ, а… лязгом и грохотом железных решеток, И тогда мы поймем, что этот финальный образ, безысходный и устрашающий, повергающий в жуткую реальность заигравшихся в своем фарсе персонажей был предвосхищен, задан с самого начала. Но развивался он шаг за шагом действия, ненавязчиво, ассоциативными ходами ведя нас к постижению истинного смысла деформированного, суженного интерьера с лепными фигурами скорбящих и затерявшейся в этом пространстве модели расщепленного ядра. Не богадельня или уподобленная ей психолечебница, а ловушка, наконец, - тюрьма с мертвой хваткой своих щупалец и своими правилами игры».
«Образ осуществленного в конце 60-х годов спектакля «Егор Булычев - и другие» М. Горького и сегодня представляется интересным. На сцене была установлена система арок, среди которых вилась лестница. Поворачиваясь относительно друг друга, эти детали оформления создавали иллюзию лабиринта, в котором блуждают, ищут выхода герои драмы. На Всероссийском фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения М. Горького, оформление этого спектакля было удостоено диплома степени».
Выйдя на пенсию, Валентина Векшина с мужем уехали в Казань, к сыну, который занимал высокую должность на авиационном заводе. Но частица ее мастерства и ее души осталась в истории театра.
При подготовке материала использована статья В.С.Филковской «О творчестве заслуженного деятеля искусств УАССР художника сцены В.И.Векшиной»
О главном художнике Русского театра (1962-1984) Валентине Векшиной
Круглый стол с представителями Управления образования г.Ижевска, директорами и педагогами ижевских гуманитарных лицеев
Спектакль «Папа» на Золотой маске. Сюжет на Телеканале «Культура»
О конкурсном показе спектакля «Папа» - в газете «Удмуртская правда»
Студийцы готовятся к премьере спектакля «Приключения под луной»
Оставить комментарий