Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииВ последний вторник февраля завзятые театралы из Клуба любителей театра встретились с представителями загадочной профессии – бутафорами.
Заведующий бутафорским цехом Владимир Алексеевич Зыкин, бутафоры Андрей Галимзянов и Евгения Мерзлякова рассказали о том, чем они занимаются, показали часть своей коллекции театральной бутафории и даже раскрыли некоторые секреты профессии.
Вот краткий конспект это встречи.
- Что такое бутафория?
- Подделка под настоящее. Большинство предметов, которые попадают на сцену и вместе с актерами участвуют в спектакле – бутафорские.
- Учат ли где-нибудь на бутафоров?
- Нет. Профессия есть, а учебных заведений такого профиля нет.
- Можно ли прийти «с улицы» и стать бутафором?
- Нет. Обязательно нужно иметь какое-то художественное образование. (Владимир Алексеевич окончил худграф университета, Андрей – профессиональный резчик по дереву, Евгения – дизайнер).
- Достаточно ли стартового образования, чтобы работать в бутафорском цехе?
- Нет. Каждый спектакль уникален. Постоянно приходится придумывать, искать оригинальные решения, чтобы все вещи на сцене работали на образ спектакля, придуманный режиссером и художником-постановщиком. К тому же постоянно появляются новые материалы – нужно учиться их использовать.
- Какие предметы чаще всего приходится изготавливать?
- Тут наверно проще рассказать не о самих предметах, а о материалах, которые приходится подделывать. Ну, к примеру:
Стекло и хрусталь - бутафорские бокалы не бьются ни при каких обстоятельствах, хотя искрятся в лучах прожекторов как настоящие. Впрочем, если по сюжету, они должны разбиться вдребезги – то осколки разлетятся в разные стороны без малейшего риска травмировать актеров.
Сталь - холодное оружие для сцены вполне может быть из дерева, а рыцарские доспехи из пенопласта. Важно, чтобы актерам было комфортно, а зрителям -страшно.
Ювелирные украшения - тут размер имеет значение. Бриллиантов размером со сценические в природе не существует. Зато их роскошь убеждает зрителя с любого места в зале. Кстати, выходить на сцену в настоящих драгоценностях – плохая примета. Актеры – народ суеверный.
Еда - ну, тут уж все зависит от режиссерской задачи. Если надо просто произвести впечатление изобилием пиршественного стола, то от одного вида жареных поросят из папье-маше и воздушных тортов из монтажной пены слюнки потекут даже у зрителей на балконе.
Но все может быть сложнее. Вот как, к примеру, выполнить такую ремарку драматурга: «Хелен берёт с прилавка три яйца и разбивает первое о лоб Бартли. Бартли открывает глаза, желток течёт по его лицу, Бартли печально смотрит на Хелен. Хелен разбивает второе яйцо о лоб Бартли...». Если бить настоящие яйца, то вероятность найти в труппе актера на роль Бартли стремится к нулю. Да и запах яиц на весь театр – тоже не тот аромат, с которым легко смирится даже самый позитивно настроенный зритель. Приходится и тут звать на помощь бутафоров. На каждый спектакль «Калека с острова Инишмаан» наши бутафоры заготавливают десяток яиц, которые потом актеры к всеобщему удовольствию разобьют на сцене. И, главное, ни одному зрителю даже в голову не придет, что и тут его дурят.
Единственная ситуация, в которой бутафоры спасуют, это если режиссер решил, что продукты должны быть актерам съедены по-настоящему. Как, например, кастрюля борща в финале «Маленьких трагедий» Петра Шерешевского. Тут уж все по честному. Поэтому бутафоры тихо отходят в сторонку, предоставляя варку борща другим специалистам.
- Что важно для успеха спектакля?
Хорошая пьеса, отличный режиссер, прекрасные актеры… Но и бутафория имеет значение для создания образа, передачи смысла или восприятия произведения. Незначительных деталей на сцене нет. И за каждой из них – труд талантливых театральных мастеров. И это уже тот вывод, который сделали из этой беседы сами зрители.
Актер и режиссер Рафаил Кречетов
Николай Цертелев - организатор Русского драматического театра в Ижевске
Съемочная группа программы Вести.Удмуртия побывала на первых репетициях детских новогодних спектаклей
О спектаклях и проектах в новом пространстве театра
Что посмотреть в театре для новогоднего настроения? Куда сходить в праздники с детьми? Отвечаем!
О том, какое здание планировали построить для театра в 1935 году
Оставить комментарий