#СМИ о театре
21 сентября 2023
0

«Еще больше наше все»

Стартующий 89-й сезон Русский драматический театр Удмуртии (РТД) откроет двумя премьерными показами спектакля «Кентервильское привидение». Эта жутко таинственная история, как в «Русской драме» назвали волшебную сказку британского писателя Оскара Уайльда, впервые произойдёт 29-30 сентября в 11.00 и станет полновесным дебютом актёра Антона Петрова в режиссёрском амплуа. До конца нынешнего года в РДТ республики состоятся ещё две премьеры, и с помощью главного режиссёра театра Якова Ломкина наше издание изучило эти новые названия.

Ирония для всей семьи

Стоит сказать, что рассказом «Кентервильское привидение» Оскар Уайльд дебютировал не только как прозаик, но и как новеллист. Причём за романтический сюжет автор спрятал сатирическую пародию на нравы Викторианской эпохи в английском обществе. Но в Русском драматическом театре Удмуртии не стали погружаться в иноземные социальные намёки, а сделали новинку фантастической сказкой для семейного просмотра.

- Это будет яркая семейная история с юмором, мощными декорациями художника-постановщика Елены Жуковой и прекрасной актёрской командой современных ироничных людей. И вот как раз иронией, а не страшилками будет пропитана мистическая основа популярного уайльдовского сюжета, - говорит Яков Ломкин.

Два мира и остров Буян

Параллельно с репетициями сказочного привидения в театре сейчас репетируют пушкинскую сказку. Как всегда, у Александра Сергеевича Пушкина за любым сказочным волшебным покрывалом надо уметь разгадывать множество тайных знаков.

- Это не первая постановка, которую я делаю по произведениям Пушкина, - напомнил Яков Сергеевич. – Однако «Сказка о царе Салтане» станет для меня первым спектаклем большой формы на пушкинский текст для детей. Откровенно говоря, до недавнего времени я детей боялся. Точнее, побаивался, несмотря на то что у меня самого их четверо. Побаивался в том смысле, что для режиссёра ставить спектакли для детской аудитории является огромной ответственностью, к которой нужно созреть. Не зря же я достаточно долго ходил вокруг этого названия, несколько раз откладывал постановку и сейчас, наконец, почувствовал, что созрел для неё. Как нередко говорят в театрах, режиссёр должен полностью раствориться в авторе. Я тоже постарался раствориться в Пушкине, и вся труппа с искренним уважением отнеслась к сюжету и великому пушкинскому тексту, из которого дети считают для себя одну историю, взрослые – второю, а прозорливые взрослые – другую. Всё-таки в «Салтане» можно раскопать множество интересных глубоких символов и планов. Потому что Пушкин – это не просто поэт, а глубокий мыслитель. Не стану заранее раскрывать все свои идеи и скажу лишь о том, что здесь надо вспомнить об отношениях между Пушкиным и его отцом, который, можно сказать, открестился от своего сына! Как мы помним, в «Сказке о царе Салтане» его сын Гвидон постоянно пытается разными чудесами заслужить внимание своего отца. Мне представляется, что Александр Сергеевич тоже боролся за внимание родителя. И если через этот ракурс вскрывать пушкинское сочинение, то оно уже не покажется наивной сказкой. Хотя какая уж тут наивность: «…И царицу в тот же час/В бочку с сыном посадили,/Засмолили, покатили/И пустили в окиян…» Это же какая-то адская жестокость, языческая казнь! Мы знаем о том, что в «Сказке о царе Салтане» Пушкин соединил сюжеты нескольких финно-угорских преданий, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна и которые в своей сущности были тоже очень жёсткими. Если не сказать жестокими, языческими. Поэтому вместе с прекрасным художником-постановщиком Виктором Герасименко нам будет интересно показать мир Салтана языческим, жёстким, верящим в могущество сверхъестественных сил, и на контрастном фоне которого разительно отличается мир Гвидона, который он создал на острове Буяне. Мир совершенный и христианский со всеми его атрибутами и обрядами. Вроде бы образец идеального государства, хотя в то же время мы знаем о том, что Буян располагался на Западе, считался островом мёртвых, и именно на нём произошла-таки встреча отца и сына… Но мы договорились, что всех замыслов я раскрывать не стану…

Пушкинская публицистика

Любопытно, что ряд исследователей пушкинского наследия трактуют «Сказку о царе Салтане» через эволюцию политических взглядов гениального русского поэта. Вспомним строчки одного из писем Александра Сергеевича, которые он с помощью гусиного пера и чернил положил на бумагу вскоре после поэтического обращения к европейским депутатам и репортёрам - «Клеветникам России» («Бессмысленно прельщает вас/Борьбы отчаянной отвага - И ненавидите вы нас…»): «Озлобленная Европа нападает покамест не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою».

И кульминацией этой эволюции Пушкина можно посчитать его публицистическую статью «Джон Теннер», опубликованную в журнале «Современник» в 1836 году. В этой публицистике Александр Сергеевич оценил нравы государства, созданного в Новом свете всего полвека назад – в 1776 году. Речь идёт, конечно, о Северо-Американских Соединенных штатах.

- С изумлением мы увидели демократию в её отвратительном цинизме, её жестоких предрассудках, её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую - подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству; большинство - нагло притесняющее общество; рабство негров - посреди образованности и свободы; родословные гонения - в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей - алчность и зависть; со стороны управляющих - робость и подобострастие… И, познакомившись с этими строками, понимаешь, что Пушкин ещё больше становится нашим всем.

Воспитание впрок

В начале первого зимнего месяца в театральной афише появится премьерный спектакль «Школа жён». Эту комедию по пьесе великолепного Мольера в Ижевске ставит Галина Зальцман вместе с театральным художником Дмитрием Разумовым.

- Пьесой «Школа мужей» и последовавшей за ней комедией «Школа жён» Мольер, как отмечали критики, «повернул в своём творчестве от фарса к социально-психологической комедии воспитания». Кого и чему будете воспитывать этой мольеровской комедией?

- Этот интересный вопрос гораздо правильнее адресовать режиссёру-постановщику, - усмехнулся Яков Ломкин. - Скажу лишь то, что «Школа жён» привлекательна комичной ситуацией, в которой оказался один уже немолодой господин, преследуемый страхом быть обманутым коварными женщинами. Поэтому, прежде чем жениться, он выписал из деревни, как ему казалось, наивную девушку, чтобы воспитать её и приготовить для себя в качестве супруги… А вот что из этого выйдет, наши зрители смогут увидеть в первой декаде декабря…

Известия Удмуртской Республики
Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

22 ноября 2024
#Новости театра
«Папа» - соискатель премии «Золотая маска»

На очередном показе спектакля присутствуют председатель Экспертного совета фестиваля Дмитрий Родионов и эксперт Ильмар Альмухаметов

20 ноября 2024
#СМИ о театре
Драматург Елена Обидина: «Им надо было есть, чтобы жить. И жить, чтобы работать».

Спектакль о детях и подростках военного времени появится на сцене Русского театра

20 ноября 2024
#История театра
Историческая среда: Племянник Ермоловой в Ижевске

Актер и режиссер Рафаил Кречетов

19 ноября 2024
#СМИ о театре
«Вот это - мы!»

«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»

18 ноября 2024
#СМИ о театре
«Нам было важно рассказать эту историю»

Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия

17 ноября 2024
#Новости театра
Комедия со слезами на глазах

Поздравляем с премьерой всех создателей и участников  спектакля «Баба Шанель»