Оставить комментарий
Оставить отзыв
Авторизация
Восстановление пароля
Регистрация
Подтверждение регистрации
Вам на почту отправлено письмо для подтверждения регистрацииВ вашем спектакле необычно трактуется заглавный персонаж пьесы. Вы можете рассказать, из чего родился образ Эдмонда Лира (имя представляет гибрид двух персонажей — короля Лира и Эдмонда, побочного сына графа Глостера — прим. ред.)?
Этот герой, Эдмонд Лир, Лир в молодости, возник в процессе репетиций. Изначально такой задумки не было. Но постепенно появилась идея, что, возможно, молодой Лир был таким же, как Эдмонд. А дальше все стало складываться само собой: история Эдмонда оказалась воспоминанием состарившегося Лира, который перед смертью смотрит со стороны на свою юность, свои поступки и грехи. А раз в спектакле существуют два Лира, то в финале их нужно было как-то соединить, они должны были встретиться. Так и получилось.
Было ли вам сложно работать с предложенным образом?
Всё развивалось само собой, довольно естественно, и больших пробуксовок или мук творчества я не испытывал. Да, были сцены, которые легче давались, какие-то были сложнее. Мне, например, поначалу не удавалась сцена в НКВД, где я прихожу сдавать отца. Мы её довольно долго репетировали. Но, по большому счету, этот спектакль дался так лихо!
Вы сейчас упомянули сцену в НКВД. Когда я смотрела спектакль, мне показалось, что в ней и в некоторых других у вашего героя язык тела не согласуется с поступками. Как будто бы внутренняя сущность сопротивляется действиям персонажа, отторгает их. Мне это показалось очень интересным решением.
Это происходит потому, что мой герой не злодей в чистом виде, всех с лёгкостью предающий. Только на первый взгляд Эдмонд делает это играючи. На самом деле, предательство дается ему нелегко. К нему постоянно приходит осознание того, какие вещи он творит. Как раз в конце сцены в НКВД происходит такое понимание.
Эдмонд все свои поступки совершает из-за зависти и ради любви к отцу. Он завидует тем чувствам, которые отец испытывает к своему родному сыну Эдгару. Мой герой всего лишь хочет, чтобы отец и его полюбил по-настоящему. Но ради этого он готов подставить Эдгара и доказать, что достоин большего, чем брат, отцовского внимания. Пусть даже таким способом. Желание добиться хоть какой-то любви – это главный двигатель всех его поступков.
Как проходила ваша работа со вторым исполнителем роли Эдмонда Лира, Николаем Ротовым?
Для меня было большой радостью оказаться в одной работе с Николаем Николаевичем. В такой связке. Многие говорят, что мы похожи, и я бы мог, наверное, в старости так выглядеть. Но в рамках роли мы не стремились делать акцент на тему внешнего сходства, больше старались чувствовать друг друга на внутреннем уровне.
В финале спектакля ваш молодой герой встречается с собой состарившимся и между двумя Лирами происходит диалог. Как вы для себя определяете, эта встреча знаменует выход из замкнутого круга порочных поступков или всё же понимание происходит где-то за пределами истории, которая всё равно останется закольцованной?
Герой в самом финале видит себя со стороны, узнаёт себя в старом Лире, понимает, как проведёт свою жизнь и какими муками она будет сопровождаться, до чего он доживёт. А что будет дальше, как раз-таки не понятно. Есть ли этому прощение, можно ли как-то искупить свою вину? Раскаяние происходит у Лира и в молодости, и в старости. Но вот эти два героя встречаются – и на этом месте настаёт театральный финал. Что дальше будет – неизвестно, в этом и состоит вопрос спектакля. Молодой Эдмонд Лир пытается спросить у старого: «Можно ли нас простить? Прощается ли это вообще там, выше?» Ответа нет, но и точка для меня там не ставится: нет ни безысходности, ни прощения, ни тупика. Наступает чёткое осознание себя, своих дел и своей жизни. Что будет дальше? Неизвестно. Остается только подождать, посидеть порыбачить, а там, глядишь, что-то и случится.
В вашем театре недавно была премьера «Гамлета», где вы тоже играете главную роль. Теперь в вашем репертуаре две больших работы в знаменитых пьесах Шекспира. Что заставляет вас видеть перспективу в шекспировских героях?
Я думаю, это больше вопрос к режиссёрам, ведь они же выбирают материал, и через него делают свои личные высказывания. А мы с удовольствием включаемся во все режиссёрские предложения. Но через эти пьесы, будь то «Гамлет» или «Король Лир», можно поговорить обо всём. В них столько пластов, что их можно будет вскрывать во все времена. Вот видите, «Король Лир» у нас получился совсем непохожим на шекспировского. Я знаю, Додин поставил «Гамлета», и у него Гамлет все поступки совершает ради выгоды, ради власти. Такой очень циничный, меркантильный Гамлет, существующий без мук и переживаний по поводу смерти отца. Это одно высказывание. А у нас Гамлет совсем другой, ему власть не важна, он страдает Эдиповым комплексом, ревнует мать к своему дяде, мучается, видя их союз. Им движет ревность, потеря и горечь.
При создании «Короля Лира» вы в третий раз работали с Петром Шерешевским. Можете рассказать об особенностях сотрудничества с этим режиссёром?
Работать с Петром Юрьевичем, конечно, большое удовольствие и большая удача. Мы всегда его очень ждём в нашем театре, любим его, продолжаем с ним общаться. Мне кажется, во многих театрах, куда бы он не приехал, у актёров складывается к нему такое же отношение. Он так выстраивает рабочий процесс, что хочется работать, думать, предлагать самому. Большая заслуга Петра Юрьевича в том, что с ним возможно вносить свои предложения, импровизировать в процессе репетиций. Он отталкивается от актёра и строит спектакль, исходя из особенностей тех людей, которые с ним работают.
В театре всегда до последнего момента решается, кто кого будет играть. У нас долго стоял вопрос, кто же станет итоге королём Лиром. Я думаю, что, если бы его играл другой актёр, спектакль получился бы совершенно иной. Пётр Юрьевич в этом плане даёт очень большую актёрскую свободу. Но при этом продолжает двигаться в том направлении, какое считает нужным.
http://maskbook.ru/igor-vasilevskij/">Информация на сайте фестиваля «Золотая маска»
Актер и режиссер Рафаил Кречетов
«Баба Шанель» - премьерный репортаж в программе Новости на ТК «Моя Удмуртия»
Премьера спектакля «Баба Шанель» в информационном сюжете программы «Вести» ГТРК Удмуртия
Николай Цертелев - организатор Русского драматического театра в Ижевске
Съемочная группа программы Вести.Удмуртия побывала на первых репетициях детских новогодних спектаклей
О спектаклях и проектах в новом пространстве театра
Оставить комментарий