#История театра
05 февраля 2025
0

Историческая среда: Два памятника

В 1961 году Русскому театру было присвоено имя Владимира Галактионовича Короленко. Портрет писателя появляется на его логотипе и мгновенно становится узнаваемым. Театралы со стажем помнят фирменный стиль театра тех лет – узкие цветные программки с профилем Короленко на обложке. А в начале 70-х годов у здания театра был установлен бюст Короленко.

Первый памятник был заказан известному в республике скульптору Михаилу Тутынину. Самые известные его работы посвящены Чайковскому – Тутынин был первым директором Дома-музея композитора в Воткинске и всегда был увлечен его творчеством и его личностью. Но кроме того, Михаил Тутынин создал множество скульптурных портретов - не только великих людей, но и своих современников. С Русским театром его связывают первый бюст Короленко у здания на улице Карла Маркса и скульптурная композиция «Триумф Победы», которая установлена на крыше здания, в котором театр находится сегодня.

Судьба памятника Короленко авторства Тутынина оказалась печальной. Он простоял всего 10 лет. В 1983 году началась капитальная реконструкции здания. Сделанный из гипса бюст попал под нож бульдозера, расчищавшего площадку, и был полностью уничтожен.

Второй памятник Короленко был заказан скульптору Борису Козлову. Борис Михайлович увлекся работой, много работал с архивными документами и фотографиями писателя. Ему удалось создать портрет с чертами ветхозаветного пророка, великолепно передающий масштаб личности Короленко. Именно этот памятник так запомнился ижевчанам. О его исчезновении из культурного пространства города многие сожалеют и сегодня.

Памятник, установленный в 1988 году, был изготовлен из гранита. Гранит, в отличие от гипса, материал практически вечный. Что же могло пойти не так?

История театра неотделима от истории страны. Наступили 90-е годы. Театр выживал как мог. Впрочем, нет, в творческом отношении для Театра Короленко это было прекрасное время. Театр увлеченно открывал забытые имена, заново осмыслял прошлое, пытался разобраться в настоящем. Именно на этот период приходится расцвет творчества прекрасного режиссера Юрия Фараджулаева. Именно в 90-е внутри театра рождается агентство КАПИК, которое инициирует интереснейшие события, будоражащие весь город. А главное, театру удается сохранить мощную актерскую команду. И все это в то самое время, когда экономические проблемы постепенно подводят театр к краю пропасти.

Преодолеть экономический кризис девяностых театру не удается и в следующее десятилетие. Для того, чтобы выйти из тупика, дать возможность Русскому театру развиваться, ставить новые спектакли, приглашать молодых актеров, нужны были отчаянные решения. Полностью хорошего выхода найти не удалось, пришлось резать по живому. В 2009 году было принято решение о реорганизации театра, в результате которой имя Короленко ушло из его наименования.

В 2011 году Государственный русский драматический театр Удмуртии переехал в новое здание. Бюст Короленко остался стоять у пустого, постепенно ветшающего дома. В 2013 году его перевезли на хранение в Национальный музей – об этом тогда много писали в прессе. Но еще в 90-х годах Борис Козлов сделал две авторские копии. Одна из них сегодня находится в том самом Старом Мултане – ныне это село Короленко, другая – в Глазове – городе, где Короленко отбывал ссылку.

В последнее десятилетие труппа Русского театра значительно обновилась и омолодилась. Сегодня больше половины актеров уже никогда не были «короленковцами». Но это ничего не меняет. Владимир Галактионович Короленко – писатель, журналист, выдающийся правозащитник – в нашем генотипе. Он – важная часть нашей истории. И этого уже не отменить.

Эта часть истории нашего театра очень живая и до сих пор болезненная. Мы будем благодарны, если у вас есть какие-то подробности или уточнения и вы поделитесь ими с нами. Особенно будем рады, если в ваших семейных архивах хранятся фотографии первого памятника Короленко в Ижевске и вы пришлете их нам.

Галерея

Мы будем рады узнать ваше мнение

События из жизни театра

Такие разные героини одной актрисы

Лекция Елены Обидиной об актрисе Дарье Гришаевой доступна для просмотра

Историческая среда: Пожар

О событии, изменивших жизнь театра накануне войны 

Зрители готовятся к премьере

Третий урок в Школе современного зрителя к премьере «Обыкновенной истории»

«Папа» вошел в «Золотой фонд театральных постановок России»

Поздравляем всех создателей и участников спектакля!

27 февраля 2025
#Новости театра
«Между небесными и земными»

Лекция Елены Обидиной из юбилейного цикла «Авансцена» посвящена творчеству Дарьи Гришаевой

26 февраля 2025
#СМИ о театре
«Иногда ты удивляешься собственным находкам»

Режиссер Олег Сологубов на Планерке в газете «Удмуртская правда»